Базельский комитет: цели и направления деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть в целом деятельность Базельского комитета по банковскому надзору, выявить его значение, недостатки, определить цели и направление его деятельности.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику Базельскому комитету по банковскому надзору (далее БКБН), рассмотреть историю его возникновения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность банковского регулирования и надзора…………………….5
1.1 Базельский комитет: место и роль в организации банковского надзора.....9
Глава 2. Организация деятельности Базельского комитета…………..………12
2.1. Международное соглашение Basel II как нормативный акт, регулирующий банковский сектор…………………………………………………………………………...14
2.2. Basel III. Сущность принципов, сфера применения, требования и основные положения соглашения………………………………………………16
2.3 Основные цели и направление деятельности Базельского комитета……19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список источников…………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)


1

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Финансово-экономический факультет

Кафедра Банковского дела

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Допустить к защите

Зав. каф. Банковского дела

 

__________________ Алексеева В.Д.

«_______»_____________ 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

                                                                                                       

Базельский комитет: цели и направления деятельности

 

 

 

 

 

Научный руководитель    -                                                                                Т. А. Падерина 

Доцент

 

Исполнитель

Студентка 4130 «б» группы -                                                                         О. А. Паршукова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2011

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность банковского регулирования и надзора…………………….5

1.1 Базельский комитет: место и роль в организации банковского надзора.....9

Глава 2. Организация деятельности Базельского комитета…………..………12

2.1. Международное соглашение Basel II как нормативный акт, регулирующий банковский сектор…………………………………………………………………………...14

   2.2. Basel III. Сущность принципов, сфера применения, требования и основные положения соглашения………………………………………………16

2.3 Основные цели и направление деятельности Базельского комитета……19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список источников………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Коммерческие банки играют важную роль в жизни современного общества. От эффективности их деятельности во многом зависит состояние как экономики отдельно взятой страны, так и мировой экономики в целом, финансовое благополучие людей и бизнеса. По мере роста оборота банковских операций, диверсификации деятельности банков и её интернационализации возрастает степень взаимозависимости различных частей мировой экономики. При этом проблемы в банковской системе одной страны могут иметь негативные последствия и в других странах.

  Интернациональный характер банковской деятельности создаёт возможность её выведения в определённой мере из-под контроля национальных органов банковского надзора. В связи с этим возникла объективная необходимость в координации усилий надзорных органов различных государств по регулированию банковской деятельности и созданию международной системы банковского надзора. Процесс объединения усилий отдельных государств в этом вопросе принимает самые разнообразные формы — от простого обмена информацией до выработки унифицированных требований к деятельности банков. Еще в 1925 году из представителей органов банковского надзора Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии была создана первая международная организация по вопросам банковского надзора — Скандинавская группа банковского надзора, с конкретной целью — обмен опытом практики надзора за банками государств-участников группы.

  В наши дни наиболее известной и авторитетной международной организацией в области банковского надзора является Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision), созданный под эгидой Банка международных расчетов (Bank for International Settlements) в 1974 году. Своё название комитет получил по месту нахождения постоянно действующего секретариата в городе Базель (Швейцария). Комитет был учреждён председателями центральных (национальных) банков стран «Группы Десяти» (the Group of Ten countries), после проблемных событий на международном валютном и банковском рынках, в частности, после банкротства западногерманского банка «Герштатт» (Bankhaus Herstatt).

Цель данной работы -  рассмотреть в целом деятельность Базельского комитета по банковскому надзору,  выявить его значение, недостатки, определить цели и направление его деятельности.

Для реализации данной цели поставлены следующие  задачи:

- дать общую характеристику Базельскому комитету по банковскому надзору (далее БКБН), рассмотреть историю его возникновения

- определить основные задачи деятельности БКБН

-рассмотреть основные документы БКБН, в частности, Базель II и Базель III

- выявить проблемы внедрения документов БКБН в Российской Федерации

Информационно-аналитической базой данного исследования послужили учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источники.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность банковского регулирования и надзора.

Во  всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата.

Под банковским регулированием понимают совокупность законодательных норм, регулятивных требований и стандартов, разработанных законодательными и надзорными органами, банковским обществом, самими банками в целях обеспечения стабильности банковской системы в целом и отдельного банка. Банковское регулирование подразделяется на государственное и саморегулирование. Государственное регулирование включает принятие соответствующих законов, касающихся банков, а также установление уполономоченным государством органом регулятивных требований, отражающих наиболее существенные стороны функционирования кредитных институтов.

Наряду с государственным регулированием постоянно развивается саморегулирование. Оно осуществляется самими банками и их объединениями посредством принятия внутрибанковских стандартов, правил и кодексов.

  Банковский надзор – это разновидность банковского государственного регулирования, включающего совокупность мер по мониторингу состояния банковской системы в целом и отдельных кредитных институтов, оперативному выявлению и устранению проблем в банковском секторе, разработке предложений, направленных на повышение эффективности банковского регулирования. Банковский надзор представляет собой систему, которая охватывает субъекты надзора, сферу (предмет), методы, механизм, правовую основу. В качестве субъектов надзора выступают две стороны:

1). Орган, осуществляющий надзор

2). Поднадзорная кредитная организация

  Орган, осуществляющий надзор, должен: а). иметь чётко сформулированные задачи и обязанности, зафиксированные в законодательстве б). обладать оперативной самостоятельностью и соответствующей материальной базой, позволяющей выполнять свои функции в). располагать адекватной юридической базой надзора, включающей регулирование процедуры получения разрешения на банковскую деятельность и последующий надзор за ней, полномочиями выявлять соответствие деятельности поднадзорной организации требованиям законодательства , безопасности и устойчивости г). иметь механизм сбора соответствующей информации, обмена ею между надзорными органами, обеспечение конфиденциальности такой информации.

  Поднадзорными кредитными институтами считаются все банковые и небанковые национальные кредитные организации, а также иностранные банки, осуществляющие операции в данной стране.

    Объектами надзора являются:

- процессы вступления кредитных организаций в банковскую среду

- текущая деятельность и управление ею

- состояние учёта и отчётности кредитных организаций

  В современных условиях банковское регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так называемого “верблюда”. Английский акроним “CAMEL” (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:
достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам); качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;
качество менеджмента (квалификация управляющих);
ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);
доходность.
  Центральный Банк или другое государственное учреждение (в некоторых странах действуют специальные банковские комиссии) следит прежде всего за указанными показателями деятельности банков, даже если официально установленные нормативы не существуют. Регулирующие органы требуют от банков представления значительной по объему статистической информации для того, чтобы быть в состоянии защитить общественные интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции.

  Регулирование может заключаться в требовании соблюдения правила “четырех глаз”, т.е. руководство банком должно осуществляться как минимум двумя людьми. Важным считается также принцип “китайских стен”, т.е. различные подразделения банка во избежание конфликта интересов и злоупотреблений должны действовать как абсолютно независимые компании. В ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать увольнения управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего комиссара.

Принципиальное значение имеет определение капитала банков, используемое в регулировании, так как стремительное расширение круга новых финансовых инструментов затрудняет регулирование. Важным элементом регулирования во многих странах является система обязательного страхования депозитов, обеспечивающая возмещение убытков вкладчиков банков до определенного уровня.

  Перед системой регулирования равны все банки, независимо от того, чем они занимаются или кому принадлежат, т.е. государственные банки не имеют каких-либо преимуществ. Вместе с тем во всех странах есть банки разных типов - коммерческие, инвестиционные, сберегательные, кооперативные и акционерные, публичные и частные, и это требует внесения в систему регулирования определенных поправок.

  Законодательное регулирование банковской деятельности и денежно-кредитной политики в развитых странах обычно основывается на большом числе специальных законодательных актов, среди которых выделяются закон о ЦБ (обоснование его функций и полномочий) и общий банковский закон. Закон о ЦБ, как правило, первичен по отношению к другому банковскому законодательству и имеет принципиальное значение, так как закладывает юридическую базу под государственную денежно-кредитную политику. В большинстве стран такие законы приняты сравнительно давно (США - 1913 г., Японии - 1942 г., Великобритании - 1946 г., Финляндии - 1925 г. и т.д.), что отражает стабильность функций ЦБ.

В конечном итоге вся деятельность ЦБ, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормальных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений. Значительная часть деятельности государства в данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимализацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства.

 

 

1.1. Базельский комитет: место и роль в организации банковского надзора

  Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов (Committee on Banking Supervision of the Bank for international Settlements) основан в г. Базеле в 1974 г. управляющими центральных банков стран G10. В настоящий момент членами комитета являются высокопоставленные представители центральных банков и органов финансового регулирования стран G10 (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония)(В 1964 году к группе присоединилась Швейцария, но название не было изменено.), а также Люксембурга, Испании, Австралии, Бразилии, Китая, Индии, Кореи, Мексики и России. Европейская комиссия принимает участие в работе на правах наблюдателя.

Информация о работе Базельский комитет: цели и направления деятельности