Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть в целом деятельность Базельского комитета по банковскому надзору, выявить его значение, недостатки, определить цели и направление его деятельности.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику Базельскому комитету по банковскому надзору (далее БКБН), рассмотреть историю его возникновения
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность банковского регулирования и надзора…………………….5
1.1 Базельский комитет: место и роль в организации банковского надзора.....9
Глава 2. Организация деятельности Базельского комитета…………..………12
2.1. Международное соглашение Basel II как нормативный акт, регулирующий банковский сектор…………………………………………………………………………...14
2.2. Basel III. Сущность принципов, сфера применения, требования и основные положения соглашения………………………………………………16
2.3 Основные цели и направление деятельности Базельского комитета……19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список источников…………………
Базельский комитет по банковскому надзору собирается 4 раза в год. Постоянно действующий секретариат при Банке международных расчётов в г. Базель.
Председатели Комитета:
1 июля 2006 г. по н. в. — Нут Веллинк (Nout Wellink), президент Банка Нидерландов и член Управляющего совета Европейского центрального банка (ЕЦБ);
май 2003 — июль 2006 — Хайме Каруана (Jaime Caruana), руководитель Банка Испании;
1999—2003 — Уильям Макдоноу (William J. McDonough), президент Федерального резервного банка Нью-Йорка, член Федерального комитета по операциям на открытом рынке ФРС США (FOMC), руководитель Комитета по надзору за аудитом публичных компаний при Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC);
1997—1999 — Роджер Коул (Roger Cole), председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы США;
1993—1997 — Томмазо Падоа-Скьоппа (Tommaso Padoa-Schioppa), министр экономики и финансов Италии, бывший вице-президент Банка Италии, член Управляющего совета ЕЦБ;
1991—1993 — Джеральд Карриган (E. Gerald Corrigan), бывший президент Федерального резервного банка Нью-Йорка, управляющий директор GoldmanSachs
Стандарты надзора за коммерческими банками рекомендуемые, но формально не обязательные, содержатся в письме Базельского комитета по банковскому регулированию: «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью».
При разработке базовых принципов их составители исходили из следующих основных посылок:
основной целью надзора является поддержание стабильности и атмосферы доверия в финансовой системы, что ведет к минимизации риска потерь вкладчиков и других кредиторов;
органы надзора должны способствовать поддержанию рыночной дисциплины путем поощрения квалифицированного корпоративного руководства и стимулирования рыночной открытости и контроля;
для успешного выполнения своих функций органы надзора должны обладать оперативной самостоятельностью, иметь возможность сбора соответствующей информации, как путем наблюдений, так и проверок на местах, а также полномочия предавать своим решениям обязательный характер;
органы надзора должны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности и добиваться по мере возможности того, чтобы банки квалифицированно управляли принимаемыми ими рисками;
Первое соглашение (Basel Capital Accord, далее Basel I) было опубликовано Базельским комитетом по банковскому надзору в 1988 году, что существенно повлияло на развитие глобальной банковской системы. Положения Basel I легли в основу банковского регулирования и надзора практически во всем мире, включая Россию.
БКБН не является международным органом, который вправе устанавливать обязательные правила для государств, надзорные органы которых входят в Комитет, как и для иных государств; акты БКБН не считаются юридически обязательными и относятся к так называемому мягкому праву (soft law). БКБН не может рассматриваться в качестве своеобразного супернадзорного органа. Одновременно акты БКБН не относятся к международным договорам, на которые распространяется Венская конвенция о праве международных договоров: указанные документы могут приниматься непосредственно самим Комитетом (так называемые рабочие документы БКБН), могут также одобряться управляющими национальных банков и надзорных органов стран G10. Статус международных актов, причисляемых к soft law, давно является предметом дискуссии среди специалистов в области международного права. "Мягкое право" называют "предправом", нормативной системой, которая содержит не правовые, а моральные и политические нормы. И.И. Лукашук, оценивая содержание норм "мягкого права", указывает, что это могут быть как международно-правовые нормы, так и неправовые международные нормы. "В первом случае имеются в виду такие правовые нормы, которые, в отличие от "твердого права", не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать... Ко второму виду норм "мягкого права" относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике... такого рода нормы являются не правовыми, а морально-политическими".
Акты БКБН представляют собой рекомендации, обобщение практики и не требуют от государств обязательной имплементации. Вместе с тем правовые условиях таковы, что если правовая и банковская система государства остается невосприимчивой к указанным рекомендациям, не реализует их в законодательстве и практике, то весьма вероятным становится экономическое воздействие на такое государство и субъекты экономической деятельности, основной бизнес которых находится на территории этого государства. В частности, другими странами как согласованно, так и индивидуально вводятся ограничения на трансграничные перемещения капитала и инфраструктуры, устанавливаются специальные так называемые страновые риски, предполагающие большую цену заимствований для субъектов такого государства, предусматриваются более строгие требования при открытии счетов субъектов экономической деятельности такого государства в банках иных государств и т. д.
Иными словами, несмотря на то что акты БКБН, как и ряда иных международных экономических организаций (например, ФАТФ), не являются формально обязательными, последствия отказа следовать моделям, которые определены в этих актах, для государства и организаций, зарегистрированных в этом государстве, могут быть весьма ощутимы в материальном смысле. Таким образом, исключение рекомендательных норм, содержащихся в данных актах, из круга правовых норм и соответственно самих актов из круга правовых актов может привести к обеднению понимания современного международного права, в частности, международного экономического права.
Отметим, что акты "мягкого права" имеют ряд достоинств. Во-первых, они позволяют гибко реагировать на довольно быстро меняющуюся текущую ситуацию, не требуют соблюдения сложных процедур, характерных для принятия и включения в национальные правовые системы международных договоров, что особенно важно для финансового сектора. Правда, такого рода гибкость требует особого внимания к вопросам сохранения экономического суверенитета государства. Во-вторых, положения актов "мягкого права", как правило, сформулированы весьма абстрактно, без детализации, что обусловлено разнородностью национальных систем регулирования. Задача каждой юрисдикции — найти оптимальные, соответствующие конкретной национальной системе регулирования способы адаптации предлагаемых моделей. В состав источников "мягкого права" входят стандарты, принципы (principles), обзоры надлежащей практики (practiсes), кодексы поведения (codes of conduct), руководящие рекомендации (guidelines). Базель II содержит руководящие рекомендации.
2.1.Международное соглашение Basel II как нормативный акт, регулирующий банковский сектор
Базель II — так именуется международное соглашение об оценке достаточности капитала ("The International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework"). Данное соглашение было утверждено Базельским комитетом по банковскому надзору (далее — Комитет, БКБН), одобрено руководителями центральных банков и главами органов надзора стран Группы 10 (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония) (далее — G10) и опубликовано в июне 2004 г. Структурно Базель II разделен на 3 части: I. Расчет минимальных требований к капиталу — расчет требований к капиталу под кредитные, рыночные и операционные риски. Отношение капитала к активам исчисляется с использованием определения регулятивного капитала и взвешенных по риску активов. Отношение совокупного капитала к активам не должно быть ниже 8 %. Капитал второго уровня не должен превышать 100 % капитала первого уровня. Mетоды расчета кредитного риска и предлагает два подхода к расчету кредитного риска: 1. Стандартизированный подход — основан на взвешивании величины кредитных требований на коэффициент, присваиваемый тому или иному заемщику в зависимости от внешнего кредитного рейтинга, то есть рейтинга, определенного тем или иным международным рейтинговым агентством (Standard & Poor's, Moody’s, Fitch Ratings и др.). По сравнению с Базелем I нововедением является ориентация при оценке риска на внешние рейтинги. 2. Подход Internal Rated Based Approach IRB — математическую модель, учитывающую 4 фактора, по которым определяются ожидаемые (EL) и неожидаемые (UL) потери, величина которых включается в расчет достаточности капитала. Факторы: 1. вероятность дефолта контрагента (PD) 2. удельный вес потерь при дефолте контрагента (LGD) 3. абсолютную величину потерь при дефолте (EAD) 4. остаточный срок кредита или обращения долговой ценной бумаги (М). II. Надзор — принципы системы управления рисками в кредитных организациях и требования к надзорному процессу. Здесь рассматриваются вопросы прозрачности и отчетности перед надзором банков, включая предложения, касающиеся трактовки процентного риска в банковском портфеле, кредитного риска (остаточный риск и риск концентрации кредитов, стресс-тестирование, определение дефолта), операционного риска, а также секьюритизации. III. Рыночная дисциплина — комплекс требования к раскрытию информации позволят участникам рынка оценивать данные об основных сферах деятельности, величине капитала, подверженности риску, процессах оценки риска и, следовательно, о достаточности капитала организации-заемщика. Базель II нацелен на развитие системы управления банковскими рисками и системы надзора за банками, он представляет собой существенный элемент реализации основополагающих принципов эффективного банковского надзора. При этом и сам документ, и подходы к его реализации основаны на принципе "один размер не может устроить всех" (one size does not fit all). Таким образом, соглашение позволяет органам банковского надзора выбрать такой метод оценки рисков, возникающих в банковской деятельности, который бы наиболее полно соответствовал текущему уровню развития банковской системы и характеристикам рынков, на которых работают банки. Указанные возможности Базеля II позволяют учесть разнообразие экономических и правовых условий стран, заинтересованных во внедрении идей этого соглашения. Базель II также ориентирует страны на то, чтобы они требовали от банков поддержания капитала на уровне, адекватном банковским рискам. 2.2. Basel III. Сущность принципов, сфера применения, требования и основные положения соглашения 12 сентября 2010 г. Базельский комитет по банковскому надзору одобрил глобальную реформу мирового банковского сектора. Получившая название "Базель-3", она призвана повысить финансовую устойчивость мировой финансовой и банковской систем за счет увеличения банковских ликвидных резервов и улучшения их качества. Ключевым положением реформы является повышение до 4,5 проц минимального размера ликвидного резерва собственного капитала банка или так называемого коэффициента основного капитала первого уровня. Ранее этот уровень составлял 2 проц. Новый стандарт по структуре резервов должен быть выполнен банками к 1 января 2019 г. С нынешних 4,5 проц до 6 проц повышен уровень капитала первого уровня банка, который представляет его наиболее ликвидные активы. В дополнение к нему решением Базельского комитета каждый банк обязан создать специальный буферный резервный капитал в размере 2,5 проц. Принята и еще одна норма, согласно которой в случае возникновения кризисной ситуации в мировой финансовой системе, банки должны выделять в особый стабилизационный фонд до 2,5 проц капитала, в зависимости от размеров банков и их уязвимости. Введение новых норм по требованию к структуре активов и капитала банков начнется с января 2013 г и полностью завершится к январю 2015 г. При этом с января 2016 г по январь 2019 г банки должны создать буферный резервный капитал. Достигнута также договоренность, что правительства смогут предоставлять частным банкам новый капитал до января 2018 г. Выработанные стандарты, касающиеся структуры активов и качества капитала банков, и согласованный график их введения поступают в ноябре на рассмотрение и утверждение саммита стран финансовой двадцатки. В ноябре на саммите G20 в Сеуле новое соглашение было подписано главами государств группы. Внедрение новых норм теоретически растянется с 2013-го по 2019 год, однако, как заявили в PricewaterhouseCoopers, на практике банки захотят внедрить эти нормы пораньше по соображениям конкуренции, поскольку «сравнение с другими игроками, вероятно, окажется более важным фактором, чем формальный график». Цель пакета реформ Базельского Комитета заключается в повышении уровня способности банковского сектора выдерживать потрясения, возникающие в результате финансового и экономического стресса, независимо от его источника, тем самым понижая уровень риска перемещения проблем из финансового сектора в реальный сектор экономики. Принимая пакет реформ, Комитет ставит целью также повысить уровень управления риском и общий уровень управления, а также повысить уровень прозрачности работы банков и раскрытия ими информации. Более того, данный пакет реформ включает в себя меры Комитета по укреплению устойчивости системно значимых банков, осуществляющих трансграничные операции. Одной из главных задач Базельского комитета в первые годы деятельности было установление и укрепление сотрудничества между органами банковского надзора государств-учредителей в целях осуществления адекватного надзора за деятельностью крупных банков, чьи головные офисы размещены на территории этих государств. Члены комитета ставили перед собой задачу добиться создания системы надёжного и всеобъемлющего банковского надзора в международном масштабе. В 1983 году были изданы «Принципы по надзору за банками иностранного происхождения» (Principles for the supervision of banks’ foreign establishments), которые устанавливали порядок разделения ответственности по надзору за деятельностью иностранных филиалов, дочерних и совместных банков между органами банковского надзора страны происхождения банка и принимающей стороны. Обсуждение актуальных проблем в рамках комитета способствовало обмену опытом, укреплению национальных систем банковского надзора участников, совершенствованию пруденциальных стандартов банковского надзора. На этом этапе происходило формирование системы обмена информацией между членами комитета, что в свою очередь позволяло: хорошо ориентироваться в обстановке, складывающейся на банковских рынках, правильно оценивать её; изучать регламентационные требования, предъявляемые к банкам в других странах; приспосабливать собственную практику банковского надзора к новым тенденциям, имеющим место на рынке банковских услуг. Другим важным направлением деятельности комитета стало рассмотрение вопросов, связанных с достаточностью (адекватностью) банковского капитала. В начале 1980-х годов комитет принял решение о необходимости осуществления мероприятий по приостановлению «эрозии» или «разрушения» капитала, а также по использованию единых методов оценки достаточности капитала. Результатом данной работы стало издание Базельского соглашения по капиталу (the Basle Capital Accord). Соглашение вступило в силу в 1988 году, а к концу 1992 года все государства-члены комитета должны были в полном объёме применять его положения. Со временем Базельскую методику оценки достаточности капитала стали повсеместно использовать страны, не являющиеся членами комитета. Комитет не наделён какими-либо формальными наднациональными полномочиями. Формулируя свои предложения, разрабатывая стандарты, он делает ставку на заинтересованность самих государств в создании надёжной и эффективной системы банковского надзора. Обозначая общие подходы и намечая контуры регламентации деятельности банков, комитет предоставляет государствам самостоятельно принимать решение об использовании рекомендаций и внедрении их в той или иной мере в собственную практику. Однако международный авторитет Базельского комитета настолько высок, что с его рекомендациями не могут не считаться органы банковского надзора тех стран, которые не являются членами комитета. Более того, для стран с переходной экономикой и не имеющих большого опыта ведения банковского бизнеса, рекомендации комитета имеют неоценимое значение и являются своего рода руководством к действию. Позднее в деятельности комитета сформировалось ещё одно направление: он приступил к разработке минимальных стандартов, призванных регламентировать различные аспекты банковской практики, в целях уменьшения вероятности возникновения кризисных ситуаций у отдельных банков и снижения системного риска банковской системы в целом. На протяжении ряда лет комитет тесно сотрудничает с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (Organisation of Securities Commissions) и Международной ассоциацией страхового надзора (the International Association of Insurance Supervisors). С 1995 года был опубликован ряд совместных докладов по управлению, составлению отчетности и раскрытию информации по операциям с производными инструментами (деривативами), осуществляемыми банками и компаниями, специализирующимися на операциях с ценными бумагами. В последнее время особое внимание комитетом было уделено разработке «Основных принципов эффективного банковского надзора» (Core principles for effective banking supervision). Финансовые проблемы, а также банкротства ряда банков, в первую очередь британского банка Бэрингз (Barings Brothers), заставили комитет ускорить подготовку данного документа, а проблема финансовой стабильности всё чаще стала звучать, как проблема международного характера.
редитная организацияр |
Информация о работе Базельский комитет: цели и направления деятельности