Безопасность и охрана труда в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучение безопасности и охраны труда в организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты понятий безопасность и охрана труда.
2. Определить нормативно-правовую базу безопасности труда в организации.
3. Выявить основное социально-экономическое значение охраны труда.
4. Охарактеризовать методы оценки эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
5. Определить современные подходы к снижению производственных рисков и улучшению охраны труда как основы повышения его производительности

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Понятие безопасности труда. Правовые и нормативные основы безопасности труда………………………………………………………………..4
2. Организация охраны труда……………………...............................................10
2.1. Государственное управление охраной и безопасностью труда……….10
2.2. Служба охраны труда в организации…………………………………...12
2.3. Комитеты (комиссии) по охране труда на предприятии………………15
3. Современные подходы к снижению производственных рисков и улучшению охраны труда как основы повышения его производительности……………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список используемой литературы……………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

без.docx

— 49.08 Кб (Скачать документ)

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) - это одна из систем государственной  системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) ССБТ в системе ГСС - 12. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда.

 Этой системой стандартизованы  требования безопасности, введен  раздел «Требования безопасности»  во все виды проектной документации  на серийно выпускаемую продукцию,  а также в рабочую конструкторскую  и технологическую документацию. ССБТ включает в себя несколько  подсистем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация  охраны труда

 

2.1. Государственное управление  охраной и безопасностью труда

 

Государственное управление охраной труда осуществляется в  процессе объединения функций государства, работодателя и работника в области  охраны труда.

Организация охраны труда  регулируется главой 35 ТК РФ, Федеральным  законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием федеральных  законов «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов исполнительной власти, специально уполномоченных на исполнение на основании законодательных  актов специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций, направленных на:

- осуществление государственной  политики по охране труда в  различных сферах их деятельности;

- принятие и исполнение  федеральных, отраслевых и региональных  программ, направленных на создание  благоприятных условий труда;

- реализацию законодательных  норм, гарантирующих безопасность  работников при осуществлении  ими своих трудовых функций,  профилактику и устранение нарушений  требований охраны труда.

 Согласно части 1 статьи 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или поручается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

 Правительство Российской Федерации - орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.

 Согласно статье 13 Федерального Конституционного Закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее - ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации») Правительство Российской Федерации:

- осуществляет регулирование  в социально-экономической сфере;

- обеспечивает единство  системы исполнительной власти  в Российской Федерации, направляет  и контролирует деятельность  ее органов;

- формирует федеральные  целевые программы и обеспечивает  их реализацию.

 В статье 16 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» перечислены полномочия Правительства Российской Федерации в социально-экономической сфере:

- «обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

-принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

-разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

-обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия;

-содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

-взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

-разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы».

 Функции Федеральных министерств и ведомств в сфере охраны труда регламентируются соответствующими нормативными актами об этих учреждениях.

 Согласно части 2 статьи 216 ТК РФ:

«Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право  осуществлять отдельные функции  по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные  и контрольные функции в области  охраны труда, обязаны согласовывать  принимаемые ими решения в  области охраны труда, а также  координировать свою деятельность с  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию  в сфере труда».

 

 

 

 

2.2. Служба охраны труда  в организации

 

 Обязанность по созданию на предприятиях службы охраны труда установлена ст. 217 Трудового кодекса РФ.

 В организации с  численностью более 50 работников  создается служба или вводится  должность специалиста по охране  труда, имеющего соответствующую  подготовку или опыт работы  в этой области.

 На предприятии с  численностью 50 и менее работников  решение о создании службы  или введении должности специалиста  по охране труда принимается  руководителем с учетом специфики  своей производственной деятельности.

 Руководитель предприятия  может возложить обязанности  по охране труда на другого  специалиста или иное лицо (с  его согласия), которое после соответствующего  обучения и проверки знаний  наряду с основной работой  будет выполнять должностные  обязанности специалиста по охране  труда.

 При отсутствии на  предприятии службы (специалиста  по охране труда) оно вправе  заключить договор со специалистами  или с организациями, оказывающими  услуги в области охраны труда.  Организации, оказывающие услуги  в области охраны труда, подлежат  обязательной аккредитации. Перечень  услуг, для оказания которых  необходима аккредитация, и правила  аккредитации устанавливаются федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда.

 Служба охраны труда  организации создается ее руководителем  в форме самостоятельного структурного  подразделения и подчиняется  непосредственно руководителю организации  или по его поручению одному  из его заместителей.

 Службу рекомендуется  организовывать в форме самостоятельного  структурного подразделения организации,  состоящего из штата специалистов  по охране труда во главе  с руководителем службы.

 Служба функционирует  во взаимодействии с другими  подразделениями предприятия, комитетом  (комиссией) по охране труда,  уполномоченными (доверенными) лицами  по охране труда профессиональных  союзов или иных уполномоченных  работниками представительных органов,  а также с федеральными органами  исполнительной власти и органом  исполнительной власти соответствующего  субъекта Российской Федерации,  органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

 Структуру службы и  численность работников службы  определяет руководитель предприятия  в зависимости от численности  работающих, характера условий труда  и других факторов с учетом  Межотраслевых нормативов численности  работников служб охраны труда  в организациях (утверждены Постановлением  Минтруда России от 22.01.2001 № 10).

 На должность специалиста  по охране труда рекомендуется  назначать, лиц, имеющих квалификацию  инженера по охране труда, либо  специалистов, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование, без  предъявления требований к стажу  работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж  работы в должности техника  1 категории не менее 3 лет либо  в других должностях, замещаемых  специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее  5 лет.

 Все категории указанных  лиц должны пройти специальное  обучение по охране труда. Контроль  за деятельностью службы осуществляет  руководитель предприятия, орган  исполнительной власти соответствующего  субъекта РФ в области охраны  труда и органы государственного  надзора и контроля за соблюдением  требований охраны труда.

 Ответственность за  деятельность службы несет руководитель  предприятия.

 Работники службы несут  ответственность за выполнение  своих должностных обязанностей, определенных положением о службе  и должностными инструкциями.

 Минтрудом России было  принято постановление «Об утверждении  рекомендаций по организации  работы службы охраны труда  в организациях» от 08.02.2000 № 14.

 В данном постановлении  определены основные задачи, функции,  права работников службы охраны  труда в организации (более  подробно об организации деятельности  службы охраны труда и о  ее функциях см. в разделе «Образцы  некоторых локальных нормативных  актов по охране труда»)7.

 Работники службы охраны  труда вправе требовать письменные  объяснения от лиц, допустивших  нарушения нормативных правовых  актов по охране труда, а  от руководителей подразделений  - отстранения от работы лиц,  грубо нарушающих правила, нормы  и инструкции по охране труда. 

 Служба охраны труда  представляет руководителю предприятия  предложения о привлечении к  ответственности виновных в нарушении  законодательных и иных нормативных  правовых актов об охране труда.

 Руководитель предприятия  должен обеспечить необходимые  условия для выполнения работниками  службы своих полномочий.

 Организация труда  работников службы предусматривает  регламентацию их должностных  обязанностей, закрепление за каждым  из них определенных функций  по охране труда в подразделениях  организации в соответствии с  их должностными инструкциями.

 Рабочие места работников  службы рекомендуется организовывать  в отдельном помещении, обеспечивать  современной оргтехникой, техническими  средствами связи и оборудовать  для приема посетителей.

 Для осуществления  ряда функций службы (проведение  обучения, инструктажа, семинаров,  лекций, выставок) необходимо предусматривать  организацию кабинета по охране  труда, оснащенного необходимой  нормативной правовой и справочной  литературой.

 Руководителю предприятия  рекомендуется организовывать для  работников службы систематическое  повышение квалификации и проверку  знаний требований охраны труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Комитеты (комиссии) по  охране труда на предприятии

 

Комитет (комиссия) по охране труда — рабочий орган управления охраной труда в организации, обеспечивающий согласованные действия работодателя и работников, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда в организации.

 Комитеты (комиссии) по охране труда  стали создаваться в организациях с 1993 г. в связи с принятием Основ законодательства Российской Федерации об охране труда. Такие комитеты (комиссии) по охране труда  существуют во многих европейских странах, наибольший опыт — в Германии. В организациях они осуществляют свою деятельность на основе Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда8. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

 Если в организации нет ни одной первичной профсоюзной организации, то в состав комитета могут войти представители работников, избранные на общем собрании (конференции) коллектива работников организации. Если в организации работает служба охраны труда, то в их состав, как правило, включаются специалисты этой службы. Со стороны работников в комитет могут войти уполномоченные (доверенные) лица по охране труда (напр., из профсоюзов). Представители работодателей назначаются приказом (распоряжением) по организации. Создание комитетов оформляется соответствующим локальным нормативным актом (приказом руководителя организации по согласованию с профсоюзным органом).

 Порядок формирования и организации деятельности совместных комитетов по охране труда установлены в Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. № 413. Положение о комитетах. организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

 Условия создания, деятельность и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре или др. совместном решении работодателей и уполномоченных работниками представительных органов. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, если иное не оговорено в коллективном договоре.

 Комитет организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований ОТ, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок УТ и ОТ на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об ОТ9.

Информация о работе Безопасность и охрана труда в экономике России