Безработица и причины её дифференциации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание

Безработица – это социально-экономическое явление, с которым сталкивается любое государство и общество. Безработица, обусловлена жёсткими условиями рынка труда, и по сути своей является процессом естественным. Повышение же уровня безработицы – это уже государственная проблема, связанная с несовершенством механизмов регулирования и саморегулирования экономической системы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная1.docx

— 251.32 Кб (Скачать документ)

Безработица 2011, как и  безработица 2010г – это не очередная  волна экономического кризиса, как  может сложиться мнение. Повышение  уровня безработицы в данном случае является этапом выхода из кризиса. Этапом, когда при снижении издержек предприятиями (ради выхода на рациональный уровень  своего производства) и повышении  производительности труда будет  высвобождаться рабочая сила.

Методы преодоления  безработицы.

В целях снижения безработицы  государство располагает различными методами, связанными с разработкой  способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим  образом: активные и пассивные.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих  мест, организацию системы образования  и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования  и материальной помощи безработным. Система социального страхования  предусматривает выплату пособий  по безработице с учетом прежних  заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует  определить, какие виды политики непосредственно  воздействуют на уровень безработицы  в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной  политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Макроэкономическая политика:

  • Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

 

Социальная политика:

  • Выплата пособия по безработице признанным безработными,
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
  • Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

 

Политика в сфере занятости населения:

- Применение в государственном  и негосударственном секторах  экономики гибких форм занятости и др.

- Реализация программ  поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций,  привлекающих на работу молодых специалистов).

- Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

- Предоставление рабочих  мест, не ориентированных на получение  прибыли, а связанных с работой  в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей  среды и т.д.

- Организация подготовки  и переподготовки кадров. Такая  работа общества и государства  неразрывно связана с формированием  экономики знаний. Она должна  обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

- Обращение к системе  гибкого рабочего времени, в  том числе закрепление в коллективных  договорах схемы гибкости трудового  года, т.е. право изменять продолжительность  труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

- Содействие трудоустройству  безработных с помощью бирж  труда (учреждений, осуществляющих  посредничество между рабочими  и предпринимателями при совершении  сделки купли-продажи рабочей  силы и регистрации безработных).

Прогноз безработицы.

Уровень общей безработицы  в России до конца года поднимется с 5,4% до 5,9% от экономически активного  населения и сохранится вплоть до 2015 года, об этом свидетельствует прогноз  социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, опубликованный на сайте Минэкономразвития.

К лету 2012 года норма безработицы  снизилась до уровня более низкого, чем был достигнут в предкризисный год. В июле третий месяц подряд безработица составила 5,4% экономически активного населения.

"Ожидается, что во  второй половине года снижение  безработицы прекратится и в  целом за 2012 год норма безработицы  составит 5,9 процента", - говорится  в документе.

В среднесрочной перспективе  развитие российской экономики будет  происходить в условиях стабилизации безработицы на уровне 5,9% экономически активного населения.

Вместе с тем МЭР прогнозирует, что будет падать численность занятых с 69,5 миллиона человек в 2012 году до 68,6 миллионов человек в 2015 году, то есть за три года число работающих сократится более чем на один миллион человек. В этих условиях для обеспечения роста экономики необходимо повышение производительности труда на 17,5%.

Уровень безработицы будет  снижаться в большинстве субъектов  РФ. Наиболее интенсивно число безработных  будет сокращаться в Северо-Кавказском федеральном округе с 6,9% в 2011 году до 5,7% в 2015 году.

Ежегодное снижение ее уровня прогнозируется также в республиках  Дагестан, Ингушетия, Коми, Калмыкия, Чеченской  Республике, Хабаровском крае, Мурманской, Свердловской, Смоленской, Челябинской, Томской областях.

Самый низкий уровень регистрируемой безработицы среди всех субъектов  РФ в среднесрочной перспективе  прогнозируется в Санкт-Петербурге - 0,5% на протяжении всего прогнозного  периода.

Также безработица менее 1% прогнозируется в таких экономически развитых регионах, как Калужская (0,9-0,8%), Ленинградская (0,6%), Липецкая (0,7%), Московская (0,6-0,7%), Нижегородская (0,8-0,9%), Тюменская (0,6-0,7%), Сахалинская (0,9-1,0%) области Ханты-Мансийский автономный округ (0,8%) и в Москве (0,6-0,7%).

Благоприятная ситуация на рынке труда будет отмечаться в Краснодарском крае, в Оренбургской и в Ульяновской областях, где  на протяжении всего прогнозного  периода безработица сохранится на уровне 1 %.

Вместе с тем в ряде регионов ожидается рост уровня зарегистрированной безработицы уже в 2012 году, вследствие чего к концу прогнозного периода  число безработных вырастет по сравнению  с 2011 годом, считают эксперты МЭР. К  таким регионам относятся Архангельская  область (1,8% в 2015 году по сравнению с 1,7% в 2011 году), Республики Татарстан (1,5% против 1,4%), Бурятия (2,0% против 1,4%), Чувашская  Республика (1,5% против 1,2%), Магаданская область (2,1% против 2%).

Самый высокий уровень  безработицы в прогнозный период ожидается в регионах со сложным  социально-экономическим положением: республиках Ингушетия, Тыва, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Чеченской  Республике, Амурской области, Алтайском  и Забайкальском краях, Чукотском  автономном округе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Безработица и причины её дифференциации в России