Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:04, реферат
Осуществляемый в Казахстане в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
В связи с разразившимся в 2008 году экономическим кризисом проблема безработицы приобрела особую актуальность, так как массовые увольнения и стагнация в производственной сфере вызывают существенную диспропорцию между спросом и предложением на рынке труда. Целью данной работы является изучение природы возникновения безработицы, ее основных видов и форм, анализ динамики безработицы и особенности ее развития в Казахстане.
Введение 3
I. Теоретические аспекты функционирования рынка труда и безработица……………………………………………………………………...…....5
1.1 Понятие, виды и формы безработицы…………………………………..............6
1.2. Методы измерения безработицы………………………………………………10
1.3. Социально-экономические последствия безработицы и государственная политика занятости………………………………………………………………….15
II. Специфика безработицы в России, тенденции и перспективы её развития….19
2.1. Динамика уровня безработицы в России……………………………………..19
2.2.Факторы, влияющие на уровень безработицы в России……………………...23
Заключение…………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………………....28
II. Специфика безработицы в России, тенденции и перспективы её развития
2.1. Динамика уровня безработицы в России
Численность экономически активного населения к концу декабря 2008г. составила, по оценке, 75,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В ноябре 2008г. в них работало 37,1 млн. человек, или 52,3% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 2,0 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в ноябре 2008г. составило 39,1 млн. и было меньше, чем в ноябре 2007г. на 0,2 млн. человек, или на 0,4%.
В конце декабря 2008г., по оценке, 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,5 млн. человек, в том числе 1,3 млн. человек получают пособие по безработице.
Таблица 1. Численность экономически активного населения, занятых и безработных, (тысяч человек)
|
Как видно из таблицы 1, общая численность экономически активного населения России за период с 1992 года по 2007 год оставалась относительно стабильной. Следует отметить тенденцию роста экономически активного населения с 2000 года. В связи с экономическим ростом в этот же период наблюдалось снижение количества безработных - по сравнению с ситуацией на конец 2000 года в 2007 году количество безработных снизилось в 1,67 раза. Снижение численности безработных связано также с расширением сферы приложения труда и активной деятельностью территориальных органов службы занятости.
Однако в связи
с финансовым кризисом 2008 года, численность
официальных безработных на конец
2008 года составляет 5 800 тыс. человек. Это
порождает крайне сложную социально-экономическую
ситуацию в экономике страны. Характерной
чертой безработицы в России в кризисный
период является то, что она значительно
ниже, чем можно было бы ожидать из уровня
спада производства в стране. Отмеченное
несоответствие безработицы и спада промышленного
производства в России отчасти связано
с существованием скрытого от официальной
статистики производства.
Данные по динамике
численности безработных в период с
2007 по декабрь 2008 приведены в таблице 2.
Таблица 2. Динамика численности безработных на конец месяца
|
Анализируя данные таблицы 2, отметим значительный рост численности безработных в период с сентября по декабрь 2008 года, что связанно, прежде всего, с последствиями экономического кризиса, однако не оставим без внимания и факт роста численности безработных в конце 2007 года. В настоящий момент число безработных достигло максимума по абсолютному показателю за последние 2 года. В тоже время число официально зарегистрированных безработных значительно увеличилось лишь в декабре 2008 года, однако, несмотря на существенно изменившийся спрос на рынке труда их количество не превысило среднего значения за 2007 год. Основными причинами этого служит низкий уровень пособий по безработице, а также неоправданную надежду безработных на скорейшее решение проблемы трудоустройства. В первые месяцы 2009 года число безработных, в том числе официально зарегистрированных, значительно увеличится и достигнет максимума за последние 17 лет.
2.2.Факторы, влияющие на уровень безработицы в Казахстане
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных с 2005 по 2010 года в РК будет способствовать наличие следующих факторов:
безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
безработица субъективная
вследствие нежелания или неспособности
переквалифицироваться и
безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения числа потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения.
Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства не будет зарегистрированный в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно если будет принят закон о пособиях на бедность.
Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных.
Третья группа
- люди состоятельные, но официально нигде
не работающие, тоже формально являются
безработными.
Заключение
Важнейшим показателем
– индикатором социально-
Очевидно, чем
более оперативный и
макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для малого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
государственную
политику занятости, воздействующую на
формы, структуру, уровень занятости
и безработицы
регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.
Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание экономических условий для развития и преодоления стагнации производственным сектором экономики, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости, создавать новые рабочие места. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя в связи с сокращением числа сотрудников – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.
Забота государства
в условиях кризиса о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости
как важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития рыночной экономики,
структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.
Информация о работе Безработица как макроэкономическая проблема