Безработица как макроэкономическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:04, реферат

Описание

Осуществляемый в Казахстане в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
В связи с разразившимся в 2008 году экономическим кризисом проблема безработицы приобрела особую актуальность, так как массовые увольнения и стагнация в производственной сфере вызывают существенную диспропорцию между спросом и предложением на рынке труда. Целью данной работы является изучение природы возникновения безработицы, ее основных видов и форм, анализ динамики безработицы и особенности ее развития в Казахстане.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические аспекты функционирования рынка труда и безработица……………………………………………………………………...…....5
1.1 Понятие, виды и формы безработицы…………………………………..............6
1.2. Методы измерения безработицы………………………………………………10
1.3. Социально-экономические последствия безработицы и государственная политика занятости………………………………………………………………….15
II. Специфика безработицы в России, тенденции и перспективы её развития….19
2.1. Динамика уровня безработицы в России……………………………………..19
2.2.Факторы, влияющие на уровень безработицы в России……………………...23
Заключение…………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………………....28

Работа состоит из  1 файл

безработица как макроэкономическая проблема.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

 

II. Специфика безработицы  в России, тенденции  и перспективы  её развития

2.1. Динамика уровня безработицы в России

Численность экономически активного населения к концу декабря 2008г. составила, по оценке, 75,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена  в организациях, не относящихся к  субъектам малого предпринимательства. В ноябре 2008г. в них работало 37,1 млн. человек, или 52,3% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 2,0 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в ноябре 2008г. составило 39,1 млн. и было меньше, чем в ноябре 2007г. на 0,2 млн. человек, или на 0,4%.

В конце декабря 2008г., по оценке, 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,5 млн. человек, в том числе 1,3 млн. человек получают пособие по безработице.

 

Таблица 1. Численность  экономически активного населения, занятых и безработных, (тысяч  человек)

  1992 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
  Тысяч человек
Экономически  активное население – всего 75060 70740 72332 72421 72835 72909 73811 74156 75046
занятые в экономике  71171 64055 65273 66266 67152 67134 68603 69157 70813
Безработные 3889 6684 7059 6155 5683 5775 5208 4999 4232
Мужчины, в т.ч. 39197 37338 37499 36997 37206 37079 37511 37627 37967
занятые в экономике 37161 33726 33754 33709 34199 34177 34710 34996 35702
Безработные 2036 3613 3745 3288 3007 2902 2801 2631 2264
Женщины, в т.ч. 35863 33401 34833 35423 35629 35831 36300 36529 37079
занятые в экономике  34010 30330 31519 32557 32953 32958 33893 34161 35111
Безработные 1853 3072 3314 2866 2676 2873 2407 2368 1968
 

Как видно из таблицы 1, общая численность экономически активного населения России за период с 1992 года по 2007 год оставалась относительно стабильной. Следует отметить тенденцию роста экономически активного населения с 2000 года. В связи с экономическим ростом в этот же период наблюдалось снижение количества безработных - по сравнению с ситуацией  на конец 2000 года в 2007 году количество безработных снизилось в 1,67 раза. Снижение численности безработных связано также с расширением сферы приложения труда и активной деятельностью территориальных органов службы занятости.

Однако в связи  с финансовым кризисом 2008 года, численность  официальных безработных на конец 2008 года составляет 5 800 тыс. человек. Это порождает крайне сложную социально-экономическую ситуацию в экономике страны. Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства.  

Данные по динамике численности безработных в период с 2007 по декабрь 2008 приведены в таблице 2. 

Таблица 2. Динамика численности безработных на конец месяца

  Общая численность 
безработных1)
Численность официально 
зарегистрированных безработных
тыс. 
человек
в % к тыс. 
человек
в % к
соответ. периоду пред. года преды- 
дущему 
периоду
соответ. периоду  пред. года преды- 
дущему 
периоду
2007г.
Январь 5259 92,5 102,5 1742 94,7 100,0
Февраль 5388 93,1 102,5 1744 91,5 100,1
Март 5077 89,0 94,2 1711 89,8 98,1
I квартал  (в ср. за мес.) 5241 91,5 104,1 1732 92,0 102,9
Апрель 4767 84,9 93,9 1643 87,6 96,0
Май 4456 80,6 93,5 1575 87,9 95,9
Июнь 4392 82,4 98,6 1492 86,1 94,7
II квартал  (в ср. за мес.) 4538 82,6 86,6 1570 87,2 90,6
Июль 4328 84,4 98,5 1473 85,6 98,7
Август 4264 86,5 98,5 1454 85,2 98,8
Сентябрь 4258 86,0 99,9 1414 85,4 97,2
III квартал  (в ср. за мес.) 4283 85,6 94,4 1447 85,4 92,2
Октябрь 4252 85,5 99,9 1420 86,9 100,5
Ноябрь 4246 84,9 99,9 1498 89,3 105,4
Декабрь 4600 89,7 108,3 1553 89,2 103,7
IV квартал  (в ср. за мес.) 4366 86,7 101,9 1490 88,5 103,0
Год (ср за мес) 4607 86,7   1560 88,3  
2008г.
Январь 4954 94,2 107,7 1552 89,1 99,9
Февраль 5308 98,5 107,1 1574 90,3 101,4
Март 4904 96,6 92,4 1534 89,7 97,5
I квартал  (в ср. за мес.) 5055 96,5 115,8 1553 89,7 104,2
Апрель 4500 94,4 91,8 1478 90,0 96,3
Май 4097 91,9 91,0 1397 88,7 94,5
Июнь 4222 96,1 103,1 1332 89,3 95,3
II квартал  (в ср за мес) 4273 94,2 84,5 1402 89,3 90,3
Июль 4347 100,4 103,0 1317 89,4 98,9
Август 4472 104,9 102,9 1294 88,9 98,2
Сентябрь 4744 111,4 106,1 1247 88,2 96,4
III квартал  (в ср за мес) 4521 105,6 105,8 1286 88,9 91,7
Октябрь 5016 118,0 105,7 1245 87,7 99,8
Ноябрь 5289 124,6 105,4 1304 87,1 104,8
Декабрь 5800 126,1 109,7 1522 98,0 116,7
IV квартал  (в ср за мес) 5368 123,0 118,7 1357 91,1 105,5
Год (в  ср за мес) 4804 104,3   1400 89,7  
1) С сентября 2008г. данные уточнены  на основе итогов обследования  населения по проблемам занятости  за ноябрь 2008г.; за декабрь 2008г.  – предварительные данные.
 

Анализируя данные таблицы 2, отметим значительный рост численности безработных в период с сентября по декабрь 2008 года, что связанно, прежде всего, с последствиями экономического кризиса, однако не оставим без внимания и факт роста численности безработных в конце 2007 года. В настоящий момент число безработных достигло максимума по абсолютному показателю за последние 2 года. В тоже время число официально зарегистрированных безработных значительно увеличилось лишь в декабре 2008 года, однако, несмотря на существенно изменившийся спрос на рынке труда их количество не превысило среднего значения за 2007 год. Основными причинами этого служит низкий уровень пособий по безработице, а также неоправданную надежду безработных на скорейшее решение проблемы трудоустройства. В первые месяцы 2009 года число безработных, в том числе официально зарегистрированных, значительно увеличится и достигнет максимума за последние 17 лет.

 

2.2.Факторы,  влияющие на уровень безработицы в Казахстане

В соответствии с уже накопленным службой  занятости опытом и мнением экспертов  увеличение числа безработных с 2005 по 2010 года в РК будет способствовать наличие следующих факторов:

  1. частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
  2. условная безработица (непостоянная работа);
  3. временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
  4. потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
  5. безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
  6. безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
  7. вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;

безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас  и структурной перестройки в  армии;

безработица членов семей военнослужащих и военных  советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;

безработица в  закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;

первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений  или прекратившей обучение по собственному желанию;

безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности  переквалифицироваться и получить иную профессию;

безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;

безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;

безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных  ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);

безработица в  связи с невозможностью без нарушения  паспортного режима и утраты жилья  перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Здесь перечислены  далеко не все реально существующие пути пополнения числа потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения.

Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства не будет зарегистрированный в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно если будет принят закон о пособиях на бедность.

Вторая группа - прямо или косвенно связанные  с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных.

Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде  не работающие, тоже формально являются безработными.  

Заключение

Важнейшим показателем  – индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве основной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России низкие пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Очевидно, чем  более оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность  использования прямого административного  воздействия. Поскольку решение вопроса о росте числа безработных в связи с экономическим кризисом в российской экономике является приоритетным, именно меры по его преодолению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

макроэкономическое  регулирование, создающее общую  среду, содействующую эффективной  занятости (инвестиционная, структурная  политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий  для малого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости  и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;

регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

регулирование отношений занятости с помощью  общественных организаций субъектов  этих отношений.

Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание экономических условий для развития и преодоления стагнации производственным сектором экономики, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости, создавать новые рабочие места. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя в связи с сокращением числа сотрудников – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства в условиях кризиса о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. 

Информация о работе Безработица как макроэкономическая проблема