Безработица: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы – выявление причин и обоснование последствий безработицы. В связи с поставленными целями необходимо решить следующие задачи: 1)обозначить виды и формы безработицы; 2) установить социально-экономические причины и последствия безработицы; 3) определить путь преодоления безработицы; 4) рассмотреть вышеперечисленные задачи относительно ситуации в РБ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

1. Безработица как социально-экономическое явление……………………5

1.1 Виды и формы безработицы………………………………………………...5

1.2. Социально-экономические последствия безработицы…………………...7

1.3 Пути преодоления безработицы…………………………………………..10

2. Особенности безработицы в Республике Беларусь……………………….

2.1 Причины и последствия безработицы в современной экономике РБ…..

2.3. Пути преодоления проблем занятости в Республике Беларусь ………….

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Безработица продажа.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

    По  данным Национального статистического  комитета Республики Беларусь в январе-августе 2009г. в экономике было занято 4587,3 тыс. человек, 3536,6 тыс. человек составили  работники организаций (за исключением  субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). За восемь месяцев 2009г. организациями (за исключением субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) было принято на работу 585,4 тыс. человек, на дополнительно введенные рабочие места – 36,8 тыс. человек, уволено – 595,1 тыс. человек. 308,3 тыс. человек работали в режиме неполной занятости, в отпуск, без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя пошли 15,1 тыс. человек.

  Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования. Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся. Для примера можно отразить диаграмму 1.«Распределение численности занятого населения по отраслям экономики» за 2008г. по сравнению с 2000г. (в % к итогу), а также диаграмму 2. «Отраслевая структура ВВП» (в % к итогу):  
 
 
 

   Диаграмма 1. «Распределение численности занятого населения по отраслям экономики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Диаграмма 2. «Отраслевая структура ВВП»

      
 
 

    Исходя  из вышеприведенных данных видно, что  количество людей, занятых в различных  секторах экономики, а также отраслевая структура ВВП (в % к итогу) за период с 2000 по 2008г. особо не изменились. Данные о численности экономически активного населения, распределении численности населения, занятого по формам собственности и численности населения в странах СНГ можно увидеть в Приложении А и Приложении Б соответственно.

    Что касается данных о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску, то они приведены ниже:

  Численность безработных

на конец  сентября 2009г.

Сентябрь 2009г., тыс. чел. Уровень безработицы на конец сентября 2009г., в %
 
тыс. чел.
в % к Зареги-стри-ровано Устро-ено
09.2008г. 08.2009г.
РБ 42,2 106,1 94,7 20,4 11,8 0,9
Брестская область  
7
 
94,7
 
92,4
 
3,2
 
2
 
1,1
Витебская область  
6,3
 
95,7
 
91,8
 
2,8
 
1,9
 
1,1
Гомельская  область  
7,3
 
98,4
 
96,6
 
3,4
 
1,9
 
1,1
Гродненская область  
5,5
 
109,1
 
96,7
 
2,6
 
1,7
 
1,1
 
Минск
 
4,9
 
142,1
 
97,6
 
1,9
 
6,6
 
0,5
Минская область 
 
 
5,9
 
09,7
 
95,9
 
3,6
 
2
 
0,9
Могилевская область  
5,3
 
116,7
 
92,6
 
2,9
 
7
 
1
 

В январе-сентябре 2009г. на учет поставлено 261,6 тыс. человек, трудоустроено – 149,2 тыс. человек, средний размер пособия по безработице за сентябрь 2009г. составил 44,4 тыс. рублей.[14]

    Численность безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и  социальной защите, на конец апреля 2010 г. составила 43,1 тыс. человек, что на 2 процента меньше, чем в апреле 2009 г. и на 1,5 процента меньше, чем в марте текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9 процента от экономически активного населения (на конец апреля 2009 г. – 1 процент), при прогнозе на 2010 год в интервале 1,2 – 1,5 процента. [13]

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Уровень безработицы, % 1,9 1,5 1,2 1,0 0,8 0,9

    Таблица 2 - Статистические данные уровня безработицы  в РБ 

      В целом различными мероприятиями содействия занятости в 2009 г. охвачено 330 тыс. человек.

    Данные  об уровне безработицы по республике и по странам СНГ представлены в Приложении В.

    В Республике Беларусь уже давно назрела  необходимость разработки программы  мер по созданию и сохранению рабочих мест, главная цель, которой  -  изменение уровня и структуры занятости населения республики на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала  в перспективных отраслях экономики.

    Задачи:

- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала  в  различных отраслях экономики;

- регулирование  рынка труда и повышение конкурентоспособности  рабочей силы;

- развитие  профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

- повышения  качества создаваемых рабочих  мест;

- предотвращение  роста и сокращение вынужденной  неполной занятости. 

2.2 Пути преодоления проблем занятости в Республике Беларусь 

    Создание  новых рабочих мест - важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечить экономический рост без увеличения занятости. Безработица является одним из наиболее сильных социально-экономических дестабилизаторов. Острота проблемы занятости в Беларуси, как и в странах СНГ, усиливается низким уровнем материальной обеспеченности семей, отсутствием уничтоженных гиперинфляцией сбережений, психологическим неприятием безработицы. В настоящее время в свете трансформации экономической системы в нашей стране сложилась специфическая ситуация,  когда традиционные методы малоэффективны или не эффективны вообще. Эффективный инструмент политики занятости – содействие малому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновением других. Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин.). К активным мерам регулирования занятости относятся также миграционная политика и общественные работы. Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности Республики Беларусь, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом тенденций развития.

    Для решения проблемы занятости следует  рассмотреть следующие традиционные мероприятия:

- создание  новых рабочих мест параллельно  с уже существующими,

- расширение  сферы услуг, 

- дотации  на создание рабочих мест, льготы при найме, помощь малому и среднему бизнесу,

- переобучение  кадров.

   Меры:

- организация  работы отраслевых органов государственного  управления, местных исполнительных  и распорядительных органов, нанимателей  по созданию новых рабочих  мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости;

- развитие  и повышение качества и мобильности  трудовых ресурсов через организацию  профессионального обучения безработных  и развитие системы профессиональной  ориентации молодежи, безработных и незанятого населения;

- содействие  развитию предпринимательской инициативы  безработных;

- развитие  системы оплачиваемых общественных  работ;

- содействие  территориальному перемещению рабочей  силы;

- содействие  организации временной трудовой  занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул;

- информационное  обеспечение населения о возможностях  занятости и трудоустройства;

- социальная  поддержка безработных путем  выплаты им пособий по безработице  и материальной помощи.

    В качестве инструмента прямого государственного воздействия на структуру занятости  представляется правомерным предложить методику проведения изменений в структуре занятости, которая должна включать:

1) определение  приоритетных форм занятости, производств, отраслей, нуждающихся в государственной поддержке, где критериями определения эффективности форм занятости могут быть доля в экспорте; реальная и потенциальная конкурентоспособность выпускаемой продукции;

2) определение форм и направлений государственной поддержки,  выделение приоритетных направлений в сфере занятости, разрешение льгот по налогообложению; государственная поддержка при переезде к новому месту работы; компенсация затрат, связанных с профессиональным обучением, переподготовкой и повышением квалификации; государственная поддержка малых и средних частных предприятий; развитие рыночной инфраструктуры для более успешного функционирования малого и среднего бизнеса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Безработица: причины и последствия