Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:27, курсовая работа
Безработица являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Данная курсовая работа посвящена именно этой проблеме.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………...4
1.1. Классическая теория……………………………………………………………..4
1.2. Неоклассическая теория………………………………………………………...5
1.3. Кейнсианская теория…………………………………………………………….8
1.4. Неокейнсианская теория……………………………………………………….11
2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ ЗА 2008 – 2011ГОДЫ………………15
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ………………22
3.1. Основные направления регулирования занятости населения………...22
3.2. Приоритетные направления регулирования занятости населения…..26
3.3. Методы государственного регулирования занятости населения…….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..37
Уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах. В возрастной группе 15-19 лет уровень безработицы составил в среднем за 2010г. 31,9% (в том числе среди юношей - 28,6%, среди девушек - 37,1%), среди молодежи в возрасте 20-24 лет - 15,1% (среди юношей - 15,1%, среди девушек - 15,1%). При этом, среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно, 34,2% и 28,6%). В возрастной группе 20-24 лет ситуация иная - уровень безработицы среди сельского населения в 1,4 раза выше, чем среди городского (соответственно, 13,7% и 18,7%) [21 с322].
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы составил 17,2%, в том числе среди городского населения - 15,8%, среди сельского населения - 20,3%. При этом ситуация с безработицей среди молодежи в возрастной группе 15-19 лет не улучшается. В 2010г. при снижении по сравнению с 2009г. уровня безработицы в целом, как среди городского, так и сельского населения, увеличился уровень безработицы среди сельской молодежи в возрасте 15-19 лет - в 1,14 раза. На 2012 г. молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5% [21 с.324].
Данные обследования населения по проблемам занятости показывают, что высокий уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет определяется, главным образом, низкой долей занятых экономической деятельностью, так как в этом возрасте значительная часть молодежи обучается в образовательных учреждениях. В 2010г. около 84% молодых людей в возрасте 15-19 лет обучались в образовательных учреждениях и классифицировались как экономически неактивные [21]. Оплачиваемую работу имели только 8% населения данного возраста. Среди молодежи в возрасте 20-24 лет уровень занятости выше - 53,5%, так как доля обучающихся существенно ниже - 26%. На данную возрастную группу приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда.
Экономическая активность населения по субъектам Российской Федерации. Самый высокий уровень занятости населения (66,3% и 65,3%) и самый низкий уровень безработицы (6,2% и 4,7%) по данным обследований населения по проблемам занятости отмечается в Северо-Западном и Центральном федеральных округах.
Самый высокий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, (17,1%) и самый низкий уровень занятости (53,2%) - в Северо-Кавказском федеральном округе.
В 2010г. снижение уровня безработицы, соответствующей критериям МОТ, по сравнению с 2009г. отмечается в 67 субъектах Российской Федерации. Сравнительно низкий уровень безработицы в 2010г. сложился в Москве - 1,7% (в 2009г. - 2,7%), Санкт-Петербурге - 2,6% (в 2009г. - 4,1%), в Московской области - 3,3% (в 2009г. - 4,9%), а также в Республике Мордовия, Липецкой, Ленинградской, Белгородской, Новгородской, Самарской, Магаданской, Тульской областях, в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Самые высокие показатели по уровню безработицы наблюдались в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Калмыкия и Республике Дагестан [21 с.504].
Высокий уровень занятости в 2010г. сложился в Чукотском автономном окру- ге - 76,6% (в 2009г. - 77,3%), Магаданской области 72,7% (в 2009г. - 71,7%), Ямало-Ненецком автономном округе 71,4% (в 2009г. - 71,7%), Москве - 70,7% (в 2009г. - 69,7%), Санкт-Петербурге - 70,6% (в 2009г. - 70,9%), а также в Московской области, Ленинградской области, Мурманской области, Ханты-Мансийском автономном в Республике Ингушетия (32,6%) и Чеченской Республике (37,7%). Самый низкий уровень безработицы в 2012 году соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе [21 с.505].
Проанализировав все имеющиеся данные о состоянии занятости и безработицы населения, можно подвести некоторые итоги. За период с 2009 по 2012 годы, рынок труда претерпел некоторые изменения. Причиной таких изменений явился финансовый кризис, разгоревшийся в 2008 году. Как следствие кризис привел к нестабильной динамике изменения рынка труда. Это поспособствовало правительство страны разработать и осуществить специальные программы по стабилизации рынка труда. Из приведенных данных мы видим что, благодаря этим программам количество безработных с 2009 по 2010 годы постепенно начало снижаться, хотя в феврале 2009 г. был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса. В 2011 оду так же количество безработных сократилось по сравнению с 2010 годом, но было выше докризисного уровня февраля 2008г. Количество экономически активного населения в 2011 году составило 75044 тыс. человек. А в 2012 г. 74765 тыс. человек, что на 279 тыс. меньше. Из них занятых 69895 тыс. в 2012 г. и 69427 тыс. в 2011 году, что на 423 тыс. больше. Безработных так же стало меньше на 747 тыс. человек. Что говорит о том что количество трудоустроенных людей увеличилось и ситуация на рынке труда достаточно стабильна по сравнению с данными прошлых лет, но все - таки точную картину увидеть еще не дается возможным.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ
3.1. Основные направления регулирования занятости населения.
В развитых странах наряду с рыночными механизмами действует и механизм государственного регулирования. Важное значение имеют централизация и децентрализация.
Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека. Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательство [1 с.7].
К числу фундаментальных по своему значению в экономике процессов, воздействие на которые не может остаться в стороне от государства, относятся трудовые процессы. Использование труда как определяющего фактора производства интересует государство с позиций достижения его высокой производительности, отдачи, предопределяющей величину производимого валового внутреннего продукта. Государство заинтересовано и в определенной мере отвечает за обеспечение трудовой занятости и озабочено наличием безработицы. Государство призвано регулировать рынок труда, воздействовать на спрос и предложение рабочей силы, держать в поле зрения проблемы оплаты труда. Все это вместе свидетельствует о том, что управление занятостью, регулирование трудовых отношений составляют неотъемлемую часть государственного управления экономикой [11 с.100].
Государственное регулирование занятости представляет обширный спектр методов и инструментов государственного воздействия на труд, рынок труда, оплату труда, трудовые отношения в целях повышения результативности и привлекательности, улучшения условий труда, удовлетворения потребностей в труде, обеспечения рациональной занятости, ограничения безработицы и социальной поддержки безработных [12 с.50]. Способы и механизмы регулирования занятости со стороны государства существенным образом зависят от характера общественно-политической и социально-экономической системы страны, состояния и развития рыночных отношений, их распространения на трудовую деятельность [1].
Наряду с законодательством о труде, действующим в условиях рыночных отношений, устанавливающим общие правила, условия, нормы отношений между нанимателями и нанимаемыми, в экономике рыночного типа используется система саморегуляции трудовых процессов, перемещения трудовых ресурсов, занятости. Такая система основывается на создании социально-экономической среды, условий жизнедеятельности и труда, которые оказывают необходимое воздействие на работников [8].
Современная концепция занятости включает в себя следующие факторы: добровольная занятость, гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, существование «естественной» безработицы, необходимость социального партнерства, регулируемость рынка труда.
Осуществление государством определенной политики занятости, создание условий рациональной занятости представляет одну из значимых задач государственного управления.
Концепция занятости базируется на следующих основных принципах.
1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
2. Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.
При переходе к рыночной экономике меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора ее формы и вида. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней [11 с.207]. В условиях рынка государству гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым. Благодаря принятию в России законодательства о занятости, Трудового кодекса возникла правовая база, соответствующая рыночным принципам функционирования системы занятости.
Государственное регулирование занятости различается не только по странам, но и в одной стране в разные временные периоды. Меры государственного воздействия на рынок труда на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно сформировавшейся рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в переходный период в условиях становления смешанной экономики, что характерно сейчас для России [12 с.86].
Конечно, при всех различиях есть и ключевые положения, на которых строится механизм государственного регулирования рынка труда, общий арсенал средств для стран рыночной экономики.
Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в централизованной экономике. Это нисколько не умаляет заботы государства о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.
Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Активная политика занятости включает в себя комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин вынужденной безработицы. Данная безработица представляет собой разницу между безработицей фактической и естественной (соответствующей уровню полной занятости).
Основная цель активной политики — всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:
1) содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);
2) развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например, посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время обучения;
3) организация общественных работ, включая работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми;
4) содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;
5) содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий [14 с.35].
Из большого спектра проблем государственного регулирования занятости и рынка труда выделим его основные направления:
• регулирование развития системы рабочих мест;
• регулирование спроса на рабочие места;
• государственная политика в развитии системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров [1 с.47].
3.2. Приоритетные направления регулирования занятости населения.
Россия, будучи интегрированной в мировую экономику, не могла не испытать на себе влияния мирового финансово-экономического кризиса, который во многом определяет ситуацию в сфере труда и занятости.
16 января 2009 года Федеральной службой по труду и занятости был открыт информационный портал «Работа в России», который объединил в себе официальную информацию 82 региональных служб занятости и более 2 тыс. центров занятости населения.
Центральное место в системе антикризисных мер в сфере занятости населения заняли мероприятия по реализации в субъектах РФ региональных программ, принятых в соответствии с положениями постановления Правительства РФ №1089. Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда были разработаны во всех субъектах РФ.
Основную долю участников региональных программ (68%) составляют работники предприятий, которые находятся под угрозой массовых увольнений. Менее значительные доли участников программ составили безработные граждане (20 %) и ранее не занятые и ищущие работу граждане (12 %).[12] Фактически, во всех субъектах РФ, в период активной реализации дополнительных мероприятий (летом-осенью 2009 года) произошло снижение как численности зарегистрированных безработных граждан, так и коэффициента напряженности на рынке труда. На целом ряде предприятий (в том числе и системообразующих), благодаря реализации региональных программ удалось сдержать массовые увольнения персонала, сократить неполную занятость, не допустить социального напряжения.
Наиболее востребованной в 2009 г. была программа по развитию временных общественных работ. Львиная доля общественных работ в рамках антикризисных программ в сфере труда и занятости, реализуемых Рострудом, проходила непосредственно на предприятии, где люди находятся в постоянных трудовых отношениях [12 с.156]. Если работник находился в простое или у него неполная занятость, он участвовал во временных общественных работах на своем предприятии с соответствующей материальной поддержкой - 4330 рублей - от государства. В основном это наведение порядка - чистка, покраска, вывоз мусора и т.д. Предприятия сейчас просто преобразились. А главное, чего этим удалось добиться, - сохранить рабочие места.
Информация о работе Безработица: причины и виды в рыночной экономике