Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:27, курсовая работа
Безработица являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Данная курсовая работа посвящена именно этой проблеме.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………...4
1.1. Классическая теория……………………………………………………………..4
1.2. Неоклассическая теория………………………………………………………...5
1.3. Кейнсианская теория…………………………………………………………….8
1.4. Неокейнсианская теория……………………………………………………….11
2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ ЗА 2008 – 2011ГОДЫ………………15
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ………………22
3.1. Основные направления регулирования занятости населения………...22
3.2. Приоритетные направления регулирования занятости населения…..26
3.3. Методы государственного регулирования занятости населения…….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..37
В результате реализации региональных программ за 10 месяцев 2010 года создано 1 331,0 тыс. рабочих мест, из них за октябрь было создано 93,3 тыс. рабочих мест, прирост к предыдущему периоду (январь – сентябрь) составил 7,5 % [6].
Роструд и его территориальные органы, органы службы занятости населения субъектов РФ оперативно развернули работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации в сфере труда и в сфере занятости населения.
Программа антикризисных мер Правительства РФ в сфере труда и занятости населения, экстренная. Она принималась для того, чтобы прежде всего сохранить трудовой потенциал предприятий; второе - не допустить скачка численности безработных как общей, так и регистрируемой, и третье - не допустить социальной напряженности в тех или иных территориальных образованиях. Правительству РФ удалось через эту программу сохранить стабильность во всех субъектах Российской Федерации.
Ещё одной важной программой в сфере занятости, которая стала особенно активно реализоваться в период финансово-экономического кризиса, стала программа содействия самозанятости для безработных. Сейчас программа позволяет оказать безработным материальную помощь на открытие собственного бизнеса, кратную 12 размерам максимального размера пособия по безработице. Это 58 тысяч 800 рублей. И люди этим воспользовались [6].
В рамках этой программы граждане получают необходимые консультации, готовят бизнес-план для своей дальнейшей работы в качестве предпринимателя. После утверждения бизнес-плана комиссией кандидат получает помощь от государства на открытие собственного дела.
Но в регионах есть еще программа, которая финансируется за счет муниципальных, региональных и федеральных средств. Чтобы создать мощный бизнес, надо свой проект составить так, чтобы можно было привлечь средства и из других источников. А источники эти сейчас есть. По линии Министерства экономического развития для развития малого бизнеса деньги выделяются всем субъектам РФ. Эти программы активно реализуются в следующих субъектах РФ: Пензенская, Вологодская, Кировская, Саратовская, Свердловская области. Если смотреть по федеральным округам, то лидером в этом вопросе является Приволжский.В феврале 2010 г. зарегистрированная безработица составила 2,2 миллиона человек.
В 2010 г. Правительство РФ сохранило полностью все программы, которые работали в 2009 году. Более того, они были несколько расширены и ориентированы в большей степени уже не на поддержание занятости на предприятиях для граждан, которые находятся под риском увольнения, а на создание новых рабочих мест [6]. И в этом смысле общественные работы, которые занимали львиную долю в 2009 году, в 2010 году уменьшились практически в три раза, количество предполагаемых занятых. Но зато увеличились такие направления, как переобучение и самозанятость, там, где речь идёт о создании собственного дела.
Там, где речь идёт о создании собственного дела, численность граждан увеличилась на 36 процентов по сравнению с 2009 годом. Точно так же увеличилась численность тех, кто будет проходить опережающее обучение, переподготовку и стажировку. И, соответственно, Правительством РФ были смягчены условия для всех этих направлений.
К февралю 2010 г. Правительством РФ были одобрены все региональные программы содействия занятости, Правительство РФ подписало соглашения с регионами Российской Федерации по этим программам [6].
На реализацию этих программ из федерального бюджета было выделено 33,3 миллиарда рублей, которые ушли в регионы.
За счет совместных действий повышена конкурентоспособность предполагаемых к высвобождению граждан: опережающее обучение прошли 137,9 тыс. человек, в общественных и временных работах приняли участие 1,5 млн человек. В этот период была оказана материальная поддержка тем, кто потерял работу, в размере от 30% до 60% от ранее получаемой зарплаты. Более 70 тысяч выпускников учебных заведений прошли стажировку под руководством 44 тысяч наставников [6].
За 2009—2010 годы служба занятости населения подготовила и профинансировала более 326 тысяч человек, которые получили материальную поддержку на открытие собственного дела. Эта поддержка была равна двенадцатикратному размеру максимального пособия по безработице — 58 800 рублей. Гражданин, который изъявил желание открыть собственное дело, должен был сформировать бизнес-план, защитить его, и после принятия бизнес-плана он получал финансовую поддержку на открытие собственного дела [6].
75% тех, кто открыл собственное дело в 2010 году, — это жители сельских территорий. За последние три года подавляющее большинство начинающих предпринимателей открыли собственное дело именно в селе и в регионах [6]. Программу профессионального обучения и повышения квалификации прошли в 2010 году 460 тысяч безработных и 137 тысяч находящихся под угрозой увольнения.[21. c. 3]
В 2009-2010 годах большинство программ было нацелено на сохранение социальной стабильности. Многие меры, предпринятые на рынке труда в сложные 2008-2010 годы, хорошо себя зарекомендовали, и Минздравсоцразвития РФ готовит поправки в закон о занятости населения, чтобы сделать их постоянно действующими. Например, одной из самых удачных оказалась программа самозанятости населения. Речь идет о том, что безработным гражданам, желающим открыть свое дело, выдавались денежные средства в размере 58 800 рублей. Эта мера оказалась крайне эффективной. Из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4 процента его прекратили. И этот механизм будет работать и дальше.
Хорошо проявили себя и общественные работы. Реально они помогли остаться на плаву за 2009-2010 годы практически четырем миллионам человек, находившихся под угрозой увольнения [6].
3.3. Методы государственного регулирования занятости населения.
Механизм государственного регулирования занятости и рынка труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:
• экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
• организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
• административно-
Законодательные меры должны предусматривать такие ограничения социального расслоения общества, особенно в переходный период. При этом важно обеспечить оптимальное сочетание в государственном регулировании косвенного и прямого влияния.
Меры косвенного влияния направлены на изменение условий хозяйствования, предполагают использование макроэкономических рычагов, охватывают широкие слои населения, воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.
Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются посредством государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют селективную направленность, воздействуют в основном на динамику предложения труда.
Меры государственной политики могут быть дифференцированы также следующим образом:
• пассивная политика занятости, сводящаяся в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости;
• активная политика занятости, осуществляемая с помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.
Немаловажную роль играет также эффективная оплата труда, стимулирующая трудовую мотивацию. В связи с этим регулирование занятости требует немалых затрат.
В развитых странах Запада государственные расходы на программы обеспечения занятости составляют заметную долю ВВП (2,0 - 5,5% ВВП). При этом значительное место в инструментарии государственной политики занимают меры активного регулирования, направленные на предупреждение возникновения массовой безработицы. Следовательно, при разработке программ занятости важно обосновать соотношение активного и пассивного регулирования, т.е. не просто выделить средства, но и правильно (кому и как) отдать деньги.
Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие.
Программно-целевой метод. Среди современных преимущественно отраслевых методов, используемых при осуществлении государственной политики в сфере занятости существенную роль играет программно-целевой метод, позволяющий объединить в единый комплекс средства и ресурсы финансового, материального, организационного и иного рода для «точечного» решения актуальных задач данной сферы. [5. c. 73]
Его функции в условиях отсутствия директивного государственного плана меняются. Программный подход становится все более всеобъемлющим. Программы занятости как механизм реализации государственной политики разрабатываются и реализуются на разных уровнях. Кроме федеральных программ, особую актуальность приобретает разработка региональных программ занятости и рынка труда, программ занятости разных демографических групп населения (молодежь, женщины и т.п.), профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Ведущее место среди них должно принадлежать программам профессиональной подготовки и переподготовки.
Региональные программы необходимы, прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также ее территориальной мобильности.
Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угольная отрасль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения.[11 c. 308]
В современной России этот метод находит весьма широкое применение. Среди самых крупных реализуемых сегодня программ в сфере занятости - Программа антикризисных мер Правительства РФ в сфере труда и занятости населения, региональные антикризисные программы содействия занятости, региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, программа содействия самозанятости для безработных.
Нормативный метод. Он применяется для обоснования потребности в рабочей силе в сфере услуг. В рыночной экономике особенно необходимо обоснование социальных нормативов. К таким нормативам относятся допустимый уровень безработицы, минимальные социальные нормативы, обеспечивающие социальную защищенность, минимальные стандарты уровня жизни и социального развития.
Балансовый метод. Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наиболее общие пропорции в соотношении трудовых ресурсов и их распределении.
Важным балансом, который дополняет сводный баланс трудовых ресурсов, но вместе с тем и позволяет отразить другие аспекты сбалансированности, является баланс рабочих мест. Его назначение - согласовать на уровне территориальной организации хозяйства инвестиционные программы предприятий всех форм собственности с трудовыми ресурсами региона. Он показывает степень сбалансированности рабочих мест и работающих, численность персонала, требующегося для укомплектования рабочих мест с нормативным коэффициентом сменности, размер высвобождения рабочей силы. На его основе и используя показатель стоимости рабочего места, можно прогнозировать объем капитальных вложений и его воспроизводственную структуру (на создание новых рабочих мест, реконструкцию и техническое совершенствование рабочих мест и т.п.).
Как известно, любое регулирование, в том числе и занятости и снижения безработицы, может быть административным или экономическим. Граница между этими методами регулирования лежит по линии степени вмешательства в рыночный механизм. Административные методы предполагают прямое вмешательство в функционирование рынка труда, иногда даже с нарушением рыночного механизма. Экономические методы регулирования - окольные, рекомендательные, стимулирующие, а не приказные.
В последние годы в государственной политике начинают применяться менеджериальные методы, методы по технологиям РR. К последним, думается, можно отнести практику так называемого «социального трипартизма» или социального партнёрства, т.е. генеральных соглашений между правительством, работодателями и профсоюзами как выразителями социально-трудовых интересов наемных работников, об условиях оплаты, охраны и стимулирования труда, а также по многим другим социальным вопросам в масштабах государства. Их отличительной особенностью является подробное изложение в специальных разделах основных целей, принципов и методов согласованной деятельности правительства, профсоюзов и работодателей в области государственной политики в сфере занятости.
Социальное партнерство профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. интересно уже тем, что оно предусматривает активное использование коллективно-договорного механизма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разрешения трудовых конфликтов и предотвращения забастовок [11].
Таким образом, ключевые направления государственного регулирования занятости следующие: установление системы свободного выбора труда; законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений; установление минимального размера оплаты труда; функционирование государственных служб занятости; содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения; выплата государственных пособий по безработице; государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.
Информация о работе Безработица: причины и виды в рыночной экономике