Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:31, реферат
Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Ежегодно из числа выпускников каждый четвёртый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии.
Кроме того, часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
В-пятых, на молодёжном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приёме на работу мужчинам.
Проблема занятости молодёжи является далеко не новой. Традиционным решением данной проблемы является функционирование государственной молодёжной политики, однако современное её состояние не является удовлетворительным.
2.3 Профессиональное обучение, переподготовка безработных
Одним из направлений активной политики государства по борьбе с безработицей является развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных. В некоторых регионах разработаны и начинают приводиться в действие программы по социальному партнёрству, которое предусматривает заключение договоров с работодателями о гарантии трудоустройства лиц успешно окончивших обучение или курсы по переподготовке, и благополучно прошедших стажировку на предприятии. Государственные органы в свою очередь, обязуются оплачивать часть заработка работника во время его обучения и приобретения необходимых навыков на предприятии. Центры занятости населения организуют различные курсы по подготовке кадров, которые финансируются засчёт государства. Данная система имеет ряд недостатков: федеральные органы занятости пока ещё не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения, квалифицированных преподавателей, надёжной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки позволяет сократить на некоторое время предложение рабочей силы на рынке труда и обеспечивает подготовку к работе в новых рыночных условиях.
Большим минусом является то, что подготовка происходит только с учётом спроса на определенные специальности в настоящий момент времени и не берётся во внимание их дальнейшая востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. В экономически развитых регионах страны сейчас практикуется обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности. Вовлекаются в эту сферу прежде всего те, кто длительное время ищет работу. Для этого в некоторых областях организованы специализированные бизнес-центры.
Около 40% безработных, направленных на получение дополнительной специальности – выпускники учебных заведений.
2.4 Социальная
реабилитация безработных с
В экономически развитых странах чем выше уровень образования человека, тем больше шансов получить желаемую и высокооплачиваемую работу. В России же люди с высшим образованием имеют незначительные шансы получить работу. Как свидетельствует статистика, подавляющее число лиц, ищущих работу-это люди с высшим образованием. Только по Курганской области ежегодно около 38% безработных имеют высшее образование. Большая часть ищет применение своим знаниям и способностям в других регионах, либо заграницей. Те, кто долгое время не могут найти работу, регистрируются в центрах занятости, как безработные. Для них ведётся поиск подходящей работы. Причём, из 36% безработных в России с высшим образованием, только 21% трудоустраиваются по специальности. Остальные заняты в сферах деятельности не соответствующих их квалификации и образованию, на общественных работах (преимущественно женщины и молодёжь), либо направлены на переобучение и повышение квалификации.
3. Пути снижения безработицы в РФ
3.1 Экономические последствия безработицы: оценка потерь
безработица кризис занятость
Рассмотрим основные социально-экономические последствия безработицы, относительно человека и государства.
Для наглядности сведем в таблицу проявления безработицы как для человека (микроуровень), так и для государства (макроуровень).
Таблица 3 - Основные социально-экономические последствия безработицы.
МИКРОУРОВЕНЬ |
МАКРОУРОВЕНЬ |
Чувство неуверенности в будущем. |
Сокращение излишней численности рабочей силы. |
Потеря самоуважения в связи с потерей работы. |
Рост объемов скрытой безработицы. |
Усиление депрессивных состояний. |
Совершенствование профессиональной структуры рабочей силы. |
Распад семей безработных |
Сокращение престижа квалифицированного труда. |
Рост девиантного поведения |
Увеличение мобильности рабочей силы. |
Падение материального достатка семей безработных граждан |
Усиление социальной напряженности в обществе |
Потеря квалификации безработными. |
Дифференциация доходов среди населения. Массовая бедность. |
Затраты на помощь безработным | |
Снижение налоговых | |
Падение валового национального продукта |
Таким образом,
можно видеть, что безработица
составляет серьезную личную и общественную
проблему. Человек, оказавшийся безработным,
страдает материально, теряет квалификацию,
имеет психологические
Экономические потери от безработицы можно рассчитать следующим образом:
П =Ч СВ, где:
П-потери от циклической безработицы;
Ч-число лиц с частичной занятостью и лиц в вынужденных отпусках;
С-средняя продолжительность циклической безработицы;
В-средняя месячная выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).
Аналогичным образом можно оценить экономические потери от структурной безработицы:
П=ЧСВ, где:
П-потери от структурной безработицы;
Ч-число лиц, высвобожденных вследствие структурных изменений;
С-средняя продолжительность структурной безработицы;
В-средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).
Наиболее сложной представляется оценка потерь, вызванных фрикционной безработицей:
П=ЧСВК+АР, где:
П-потери от фрикционной безработицы;
Ч- число лиц, высвобожденных вследствие фрикционной безработицы;
С- средняя продолжительность фрикционной безработицы;
В - средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли);
К – коэффициент снижения выработки;
АР – административные расходы по увольнению, подбору, найму работников.
В совокупности потери от безработицы всех видов включают в себя расходы на содержание службы занятости, выплату пособий по безработице и оказание материальной помощи.
SП= П+ П+ П+Р, где:
SП – совокупные экономические потери;
Р-расходы Федеральной службы занятости за исключением затрат на создание новых рабочих мест, переподготовку и переобучение работников, содействие предпринимательству.
Реальная величина экономических потерь обусловлена темпами снижения объёмов производства и соответствующем ему уровнем безработицы:
У= 100%, где:
У-уровень безработицы в процентном отношении;
Ч-численность экономически активного населения.
Многие специалисты
считают фрикционную и
У= ((Ч+ Ч) Ч)100%
Величина потерь при естественном уровне безработицы, безусловно должна быть меньше совокупных потерь от безработицы в период экономического кризиса:
SП SП, где:
SП-совокупные экономические потери при естественном уровне безработицы.
Динамика потерь при нормальном функционировании национальной
экономики полностью зависима от величины безработицы и от того насколько эффективна деятельность Федеральной службы занятости, какую отдачу приносят затраты по преодолению безработицы и содействию трудоустройству.
За решение проблемы
безработицы ответственность
Вместе с тем решение
проблемы достижения полной занятости
требует активного участия
3.2 Факторы преодоления длительной безработицы
В связи с увеличением срока длительности безработицы, принимающей застойные формы, в стране необходимо принимать специальные меры по преодолению длительной безработицы. Для этого целесообразно будет сделать следующее:
– принимать программы по социальной и профессиональной реабилитации длительно неработающих граждан;
– приобщить безработных к системе общественных работ;
– создавать условия для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе финансировать и кредитовать безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью;
– создавать новые рабочие места в сельской местности, развивать сельское хозяйство;
– обеспечивать условия для повышения качества рабочих мест;
– особое внимание следует уделить регулированию трудовых отношений;
– организовать социальное партнёрство профсоюзов, предпринимателей и государства
– оказывать содействие трудоустройству молодёжи, женщин и лиц с ограниченными способностями (инвалидов);
– создавать рабочие места в перспективных отраслях экономики.
3.3 Российская система защиты от безработицы
Анализ ситуации в сфере
занятости в Российской Федерации
показывает, что способность
Современная политика российского
государства в области
Государственная политика на российском рынке труда, характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких как сдерживание массовой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, содействие трудоустройству безработных.
Главным направлением активной государственной политики в социально-трудовой сфере должно является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы:
– обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
– регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
– разработка трудового законодательства, с учётом потребностей всех
участников трудовых отношений. Жёсткие административные меры, в случае его нарушения;
– формирование эффективной структуры занятости населения: повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
– предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы, развитие системы общественных работ;
– дополнительные меры по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями;
– инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих