Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:53, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
30
Введение
1. Понятие безработицы и причины ее образования
1.1. Причины и виды безработицы
1.2. Безработица в Российской Федерации
1.3. Причины безработицы в России
2. Безработица в Красноярском крае
2.1. Ситуация на рынке труда Красноярского края в 2007-2008 году
2.2. Рынок труда Красноярского края на 1 января 2009 года (итоги 2008 года)
2.3. Мероприятия по снижению напряженности на рынке труда
Заключение
Список литературы
Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.
Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам.
Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.
Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.
Наряду
с приведенными выше факторами массовой
безработицы в наших условиях действуют
и репродуцирующие безработицу специфические
факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся
хозяйственных связей между бывшими союзными
республиками СССР (ныне независимыми
государствами), а также между Россией
и странами Восточной Европы. Эти разрывы
резко ухудшили положение предприятий
и по материально-техническому снабжению,
и по сбыту продукции, что опять-таки не
может не питать безработицу. Говоря о
специфических для бывшего СССР факторах,
нельзя обойти и известный факт наличия
явно гипертрофированного ВПК. Нормализация
его удельного веса в экономике служит
весьма ощутимым фактором в уменьшении
общего количества рабочих мест, тем более,
что решение проблем конверсии военных
предприятий оказалось на практике делом
далеко не простым и не быстрым. Поэтому
неудивительно, что на сегодня безработица
приняла наиболее острые формы именно
в районах концентрации военных заводов.
2. Безработица в Красноярском крае
2.1. Ситуация на рынке труда Красноярского края в 2007-2008 году
В 2007 году в Красноярском крае отмечается позитивная динамика показателей регистрируемого рынка труда.
Комплексный подход к вопросам занятости населения возможен благодаря эффективной реализации ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Красноярского края на 2007-2009 годы». С помощью специалистов центров занятости, которые расположены в каждом городе и районе края, нашли работу почти 93 тысячи человек, около 9 тысяч безработных жителей края получили новую профессию, необходимую на краевом рынке труда. В 2007 году в государственной службе занятости населения 356,9 тысячи жителей края получили государственную услугу содействия гражданам в поиске подходящей работы, возможность узнать о ситуации на местных рынках труда, познакомиться с востребованными профессиями, получить помощь психологов-профконсультантов в выборе сферы деятельности и профессии.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом:
увеличилось число трудоустроенных граждан. Нашли работу 92,7 тыс.человек, в том числе 66,3 тыс.человек незанятых граждан (в 2006 году – 87,8 тыс.человек и 63,8 тыс.человек соответственно). В течение 10 дней после постановки на учет в ГУ ЦЗН трудоустроены 23,2% незанятых граждан (в 2006 году – 19,8%);
увеличилось количество работодателей, заявляющих вакансии. Подали сведения о потребности в работниках 11,2 тыс.работодателей (в 2006 году – 9,8 тысячи);
увеличилось количество вакансий. Работодатели заявили сведения о 153,2 тысячи вакансий (на 11,1 тысячи вакансий больше, чем в 2006 году). Снизилась напряженность на рынке труда. По состоянию на конец 2007 года на одну вакансию в среднем по краю претендуют 3 человека против 4 – на начало 2007 года;
увеличился
уровень трудоустройства. Уровень
трудоустройства граждан
сократился период поиска работы. Средняя продолжительность периодабезработицы составила 5,3 месяца (на конец 2006 года – 5,6 месяца);
увеличилась доля безработных, получающих профессию по направлению службы занятости. Приступили к профессиональному обучению 7,0% безработных (с переходящими) (в 2006 году – 6,3%).
Ситуация на рынке труда в 2008 году
Позитивные
тенденции в социально-
В
крае действует ведомственная
В результате принимаемых мер в сфере содействия занятости:
увеличились
уровень трудоустройства
снизилась напряжённость на регистрируемом рынке труда (отношение общего числа ищущих работу к заявленным вакансиям) – с 1,1 до 1,0;
сократилась зарегистрированная безработица. На 01.10.2008 численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, составила 27,3 тыс.человек (на 11,0 тыс.человек меньше, чем в начале года). Уровень регистрируемой безработицы на начало октября 2008 составил 1,8% к численности экономически активного населения - это ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу (1,9%), при среднем по России значении 1,7%;
снижение регистрируемой безработицы в 2008 году отмечается во всех территориях Красноярского края. Высокий уровень регистрируемой безработицы (более 5%) зарегистрирован только в 8 из 61 городского округа и муниципального района (на начало 2008 года – в 17 муниципальных образованиях).
На ситуацию на рынке труда оказывает значительное влияние (особенно на уровне муниципальных образований) реализация инвестиционных проектов. Например:
в Кежемском районе в результате реализации проекта «Строительство Богучанской ГЭС» численность безработных сократилась в 1,9 раза (с 490 человек на начало 2007 года до 234 человек на 01.10.2008), уровень безработицы – с 3,1% до 1,5% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;
в
Туруханском районе в ходе освоения
Ванкорского нефтегазового
В ходе реализации крупных инвестиционных проектов не только создаются новые рабочие места в Кежемском, Богучанском, Северо-Енисейском районах, Красноярске, Сосновоборске и других территориях края, но и повышается трудовая мобильность и улучшаются перспективы занятости населения всех муниципальных образований края.
В
целях обеспечения
утвержден Межведомственный комплексный план по обеспечению трудовыми ресурсами инвестиционных проектов социально-экономического развития Красноярского края на 2007-2009 годы;
организована работа по привлечению квалифицированных специалистов из других регионов Российской Федерации;
создан постоянно обновляемый краевой банк вакантных рабочих мест предприятий, реализующих инвестиционные проекты;
создан
банк данных квалифицированных
Одним из основных приоритетов является кадровое обеспечение потребностей экономического развития региона за счет местных трудовых ресурсов. Организована работа, направленная на обеспечение приоритетного трудоустройства населения края на рабочие места, создаваемые в рамках реализации инвестиционных проектов, по следующим основным направлениям:
подготовка кадров по востребованным профессиям;
организация межтерриториальных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
развитие внутрикраевой территориальной трудовой мобильности (краевой банк данных вакансий);
информирование населения края о возможностях трудоустройства на рабочие места, создаваемые на инвестиционных проектах (создание консультационных пунктов, оформление информационных стендов).
В
целом по краю в январе-сентябре
2008 года около 2 тысяч жителей края
трудоустроены на вахтовую работу при
содействии службы занятости.
2.2. Рынок труда Красноярского края на 1 января 2009 года (итоги 2008 года)
В течение 2008 года в службу занятости населения Красноярского края за содействием в трудоустройстве обратилось 136547 человек, из них уволенные по сокращению штата или ликвидации организации составили около 7627 человек (в 2007 году – 137355 человек обратилось и 9276 человек из них уволенные по сокращению).
На начало 2009 года в центрах занятости населения Красноярского края зарегистрировано 36139 безработных граждан (для сравнения, на начало 2008 года – 38297 человек). Уровень регистрируемой безработицы составляет 2,3%. Наиболее высокий уровень безработицы зарегистрирован в п. Кедровый, Бирилюсском, Енисейском, Пировском районах.