Бюджетно-налоговая политика государства и ее взаимосвязь с мировым рынком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:17, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение бюджетно-налоговой политики государства, а также ее взаимосвязи с мировым рынком.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства;
2. Проанализировать современное состояние бюджетно-налоговой политики в России;
3. Определить взаимосвязь бюджетно-налоговой политики государства с мировым рынком;

Содержание

Введение
1.Бюджетно-налоговая политика государства
1.1. Сущность и цели бюджетно-налоговой политики государства
1.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики государства
1.3. Виды бюджетно-налоговой политики государства
2. Современное состояние бюджетно-налоговой политики России и влияние мирового рынка на бюджетно-налоговую политику государства.
2.1. Современное состояние бюджетно-налоговой политики России
2.2 Влияние мирового рынка на Бюджетно-налоговую политику государства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Биркин.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

 

Кафедра «Государственное и муниципальное управление и

таможенное дело»

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «УНИРС »

по теме: «Бюджетно-налоговая политика государства и ее взаимосвязь с мировым рынком»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2011


Содержание

Введение

1.Бюджетно-налоговая политика государства

1.1. Сущность и цели бюджетно-налоговой политики государства

1.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики государства

1.3. Виды бюджетно-налоговой политики государства

2. Современное состояние бюджетно-налоговой политики России и влияние мирового рынка на бюджетно-налоговую политику государства.

2.1. Современное состояние бюджетно-налоговой политики России

2.2 Влияние мирового рынка на Бюджетно-налоговую политику государства

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческих решений.

Актуальность данной темы заключается в том, что каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

Одной из главных проблем бюжетно-налоговой системы является ее излишняя централизация (при формальной децентрализации) и фискальная направленность.

Межбюджетное распределение доходных источников бюджетов должно оказывать позитивное влияние на формирование бюджетов всех уровней. Оно должно базироваться на следующих критериях: стабильность, экономическая эффективность, территориальная мобильность налоговой базы и равномерность ее размещения и социальная справедливость.

Целью данной  работы является изучение бюджетно-налоговой политики государства, а также ее взаимосвязи с мировым рынком.

 

Задачи данной работы:

1. Рассмотреть теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства;

2. Проанализировать современное состояние бюджетно-налоговой политики в России;

3. Определить взаимосвязь бюджетно-налоговой политики государства с мировым рынком;

 

 


1.Бюджетно-налоговая политика государства

1.1. Сущность и цели бюджетно-налоговой политики государства

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Экономическая политика – совокупность государственных мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или предопределить их результаты.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.

Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. [2]

В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:

- фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции) [6].

- фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами [4].

- фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов [2, с. 166].

- фискальная политика – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП [5].

Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.

Основные цели фискальной политики:

Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.


1.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики государства

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий доходы, в т.ч. налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов.

Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе.

Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств.

Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как способ  финансового регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения и государственных  расходов. В связи с этим проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная  и встроенных стабилизаторов.


1.3. Виды бюджетно-налоговой политики государства

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический спад.

В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или профицитов. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности.

Встроенная стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий), который варьирует пропорционально величине ЧНП.

Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет, а с другой, создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.

 


2. Современное состояние бюджетно-налоговой политики России и влияние мирового рынка на бюджетно-налоговую политику государства.

2.1. Современное состояние бюджетно-налоговой политики России

Ситуация в России характеризуется сегодня недостаточно эффективным использованием макроэкономических регуляторов, в том числе бюджетно-налоговых инструментов, в процессе капитализации финансовых ресурсов и стимулирования активности хозяйствующих субъектов. Сбалансированные бюджеты на 2009 и 2010 гг. являются не столько следствием продуманной бюджетно-налоговой политики и промышленного роста, сколько результатом действия экзогенных внешних факторов – повышения мировых цен на нефть и заниженного курса национальной валюты.

Размер доходной части бюджета, как известно, в значительной мере зависит от двух величин – совокупного объема и структуры налогового бремени, а также величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических агентов.

Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Поэтому очень важно анализировать существующую фискальную политику и прогнозировать последствия еще только планируемой фискальной политики. Таким образом, для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства и ее взаимосвязь с мировым рынком