Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:53, курс лекций

Описание

Бюджетно – налоговая (фискальная) политика
1. Фискальная политика, ее цели и инструменты;
2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос;
3. Виды фискальной политики;
4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение;
5. Достоинства и недостатки фискальной политики;
6. Государственный бюджет: расходы и доходы государства;
7. Виды состояния государственного бюджета;
8. Дефицит государственного бюджета и его виды;
9. Концепции государственного бюджета;
10. Способы финансирования дефицита государственного бюджета;
11. Государственный долг: его виды и последствия.

Работа состоит из  1 файл

КСР 1..docx

— 37.87 Кб (Скачать документ)

Бюджетно – налоговая (фискальная) политика

  1. Фискальная политика, ее цели и инструменты;
  2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос;
  3. Виды фискальной политики;
  4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение;
  5. Достоинства и недостатки фискальной политики;
  6. Государственный бюджет: расходы и доходы государства;
  7. Виды состояния государственного бюджета;
  8. Дефицит государственного бюджета и его виды;
  9. Концепции государственного бюджета;
  10. Способы финансирования дефицита государственного бюджета;
  11. Государственный долг: его виды и последствия.

1.Фискальная политика, ее  цели и инструменты

Фискальная политика – меры, которые  предпринимает правительство с  целью стабилизации экономики с  помощью изменения величины доходов  и/или расходов государственного бюджета.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1)      стабильного экономического роста;

2)      полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3)      стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако, некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты.

2.Воздействие инструментов  фискальной политики на совокупный спрос

Воздействии инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса AD= C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок  увеличивает совокупный спрос, а  их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса. так как государственные закупки являются частью совокупных ресурсов.

Рост трансфертов увеличивает  спрос. С одной стороны, поскольку  при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход  домохозяйст, а следовательно при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы.

С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает  возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов.

Сокращение трансфертов уменьшает  совокупный спрос.

Рост налогов действует в  противоположном направлении.

Увеличение налогов снижает  и потребительские, и инвестиционные расходы, и следовательно сокращает совокупный спрос. А снижение налогов, наоборот увеличивает совокупный спрос.

По мнению Кейнса регулирование экономики должно проводиться прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наиболее мультипликативный эффект.

3.Виды фискальной политики

Существует два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая фискальная политика применяется  при спаде. Ее цель – сокращение рецессионного разрыва выпуска, снижение уровня безработицы. Ее инструменты:

1)      увеличение государственных закупок;

2)      снижение налогов;

3)      увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме. Цель – сокращение инфляционного разрыва выпуска  и снижение инфляции, и направлена на сокращение совокупного спроса.

Инструменты:

- сокращение государственных закупок;

- увеличение налогов;

- сокращение трансфертов.

Кроме того различают фискальную политику:

1)      дискреционную;

2)      недискреционную (автоматическую).

Дискреционная бюджетно – налоговая  политика – законодательное изменение  правительством величины государственных  закупок, налогов и трансфертов  с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов –  инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует ее , стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся:

1)      Подоходный налог;

2)      Косвенный налог;

3)      Пособие по безработице;

4)      Пособие по бедности.

Подоходный налог действует  следующим образом:

при спаде, уровень деловой активности сокращается и величина налоговых  поступлений уменьшается, а при  «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это  изъятия из экономики. Получается, что  при спаде изъятия минимальны, а при буме максимальны.

Таким образом, из-за наличия налогов, экономика как бы автоматически  «остужается» при перегреве и  «подогревается» при рецессии.

Действия косвенных налогов  НДС:

При спаде объемы продаж сокращаются, а поскольку НДС является косвенным  налогом, частью цены товара, то сокращаются  и налоговые поступления от косвенных  налогов (изъятия из экономики).

При буме наоборот. поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается. увеличиваются поступления от косвенных налогов, экономика автоматически стабилизируется.

Пособия по безработице и по бедности. Общая сумма их выплат увеличивается  при спаде (по мере того, как люди теряют работу). и сокращается при буме, когда наблюдается  «сверхзанятость» и рост расходов.

Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономике. Их выплата  способствует росту доходов. а следовательно расходов, и стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат пи буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

4.Воздействие инструментов  фискальной политики на совокупное предложение

Поскольку фирмы рассматривают  налоги как издержки, то рост налогов  ведет к сокращению совокупного  предложения и наоборот.

Подробное изучение воздействия налогов  на совокупное предложение принадлежит  экономическому экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу.

Лаффер построил гипотетическую кривую с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. 

Используя налоговую  функцию, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога, при которой налоговые поступления максимальны. Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, а налоговые поступления сократятся поскольку уменьшится налогооблагаемая база.

Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80 – х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного. и на прибыль корпораций). Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер, т.е. рост производства сочетается в этом случае со снижением уровня цен.

5.Достоинства и недостатки  фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

- эффект мультипликатора. Все  инструменты фискальной политики  имеют мультипликативный эффект  воздействия на величину равновесного  совокупного выпуска.

- отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это времени  между принятием решения об  изменении политики и появлением  первых результатов ее изменения.  Когда правительством принято  решение об изменении инструментов  фискальной политики и эти  меры вступают в действие, результат  их воздействия на экономику  проявляется достаточно быстро.

- наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

- эффект вытеснения.

Экономический смысл этого эффекта  состоит в следующем: рост расходов бюджета в период распада и/или  сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту  совокупного дохода, что увеличивает  спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).

А поскольку кредиты в первую очередь берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных  инвестиций, т.е. к «вытеснению» части  инвестиционных расходов фирм, что  ведет к сокращению величины выпуска.

- наличие внутреннего лага.

Это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения об ее изменении. Решение об изменении принимает  правительство, а введение их в действие принимается законодательно. Эти  согласования требуют длительного  периода времени. Более того, вступает в силу только со следующего финансового  года, а за это время ситуация в экономике может измениться.

- неопределенность.

Касается проблемы идентификации  экономической ситуации,

проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты ВВП

- дефицит бюджета.

Инструментами, стимулирующие БНП проводимой при спаде, являются увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. увеличение расходов бюджета и уменьшение доходов (налогов), что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

6.Государственный бюджет: расходы и доходы государства

Госбюджет – это баланс расходов и доходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляет собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательными органами власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Расходы бюджета:

по целям расходы могут быть разделены на:

1)      политические цели:

- расходы на обеспечение национальной  обороны и безопасности, т.е. содержание  армии, судов, прокуратуры.

- на содержание аппарата управления  государством).

2)      экономические цели:

- расходы на содержание и  обеспечение функционирования государственного  сектора экономики.

- субсидирование частному сектору  экономики.

- на социальное обеспечение.

- расходы на образование, здравоохранение.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы  делятся на:

- государственные закупки товаров  и услуг (их стоимость включается  в ВВП)

- трансферты (их стоимость не  включается в ВВП)

- выплата процентов по государственным  облигациям (обслуживание государственного  долга).

Основными источниками доходов  являются:

- налоги (включая взносы на социальное  страхование)

- прибыль государственных предприятий

- сеньораж (доход от имиссии денег)

- доходы от приватизации.

7.Виды состояния государственного  бюджета

Разница между доходами и расходами  составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может  находиться в трех различных состояниях:

1)      когда доходы превышают расходы (T > G) сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

2)      когда G = T – сальдо бюджета равно 0, т.е. бюджет сбалансирован;

3)      когда T < G – сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит бюджета.

8.Дефицит государственного  бюджета и его виды

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит – это разница между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы  него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения.

структурный дефицит бюджета = государственные закупки – налоговая  ставка* потенциальный ВВП.

Циклический дефицит – это разность между фактическим и структурным дефицитом.

Выделяют текущий дефицит бюджета и первичный.

Текущий – общий дефицит государственного бюджета.

Первичный – разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

9.Концепции государственного  бюджета

Исторически в отношении состояния  государственный бюджет выдвигает 3 концепции:

1) Идея ежегодно сбалансированного  государственного бюджета

Состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла, каждый год  расходы бюджета должны быть равны  доходам.

Теоретическая несостоятельность  этого подхода к регулированию  бюджета достаточно очевидна, т.к., например, при спаде, когда доходы бюджета  минимальны, государство для обеспечения  сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы. Это ведет к уменьшению совокупного  спроса, следовательно, объема производства. Т.е. эта мера приведет к еще большему спаду. И наоборот при буме.

2) Идея бюджета, сбалансированного  по фазам экономического цикла  (на циклической основе)

Данная концепция заключается  в том, что иметь сбалансированный бюджет необязательно. Важно, чтобы  бюджет был сбалансирован в целом  в течение экономического цикла: бюджетный излишек, который увеличивается в период подъема должен использоваться для финансирования дефицита в период рецессии.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика