Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:53, курс лекций
Бюджетно – налоговая (фискальная) политика
1. Фискальная политика, ее цели и инструменты;
2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос;
3. Виды фискальной политики;
4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение;
5. Достоинства и недостатки фискальной политики;
6. Государственный бюджет: расходы и доходы государства;
7. Виды состояния государственного бюджета;
8. Дефицит государственного бюджета и его виды;
9. Концепции государственного бюджета;
10. Способы финансирования дефицита государственного бюджета;
11. Государственный долг: его виды и последствия.
Недостаток: Фазы подъема и рецессии различаются по продолжительности и глубине. И поэтому сумма излишка и дефицита не совпадает.
3) Идея сбалансированности не бюджета, а экономики
Была выдвинута Кейнсом. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности должно увеличить свои расходы и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса и наоборот. А состояние государственного бюджета при этом значения не имеет.
10.Способы финансирования
дефицита государственного
3 способа финансирования дефицита государственного бюджета:
1) за счет эмиссии денег;
Эмиссия – увеличение денежной массы; выпуск в обращение дополнительных денег.
Достоинства данного способа:
1) растет совокупный спрос, а следовательно и объем производства;
2) быстрота. Это мера, которую можно осуществить быстро.
Недостатки:
1) Главный недостаток –
2) Этот метод оказывает
2) за счет займа у населения;
Финансирование за счет внутреннего долга заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (облигации, векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и получает средства, которые используются для финансирования дефицита государственного бюджета.
Достоинства:
1) не инфляционный способ, т.к. денежная масса не изменяется.
2) быстрота.
Недостатки:
1) По долгам надо платить.
Выплата процентов по государственным
облигациям называется «обслуживанием
государственного долга» и является
частью расходов государственного бюджета,
и чем они больше, тем больше
дефицит бюджета. Получается порочный
круг: государство выпускает
2) Парадоксально, но в
Дело в том, что государство, финансируя дефицит за счет внутреннего займа, строит финансовую пирамиду, т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и процент по долгу.
3) «Эффект вытеснения» частных
инвестиций – увеличение
4) Долговой способ
3) за счет займа у
других стран или
МВФ, Мировой банк, Лондонский клуб.
Достоинства подобного метода:
1) Возможность получения крупных сумм;
2) Неинфляционный характер
Недостатки:
1) Необходимость возвращения и
обслуживания долга. Под
2) Невозможность построения
3) Необходимость отвлечения
4) при дефицит платежного баланса истощение золотовалютных резервов.
11.Государственный долг: его виды и последствия
Государственный долг – это сумма
накопленных бюджетных
Различают два вида государственного долга:
1) внутренний;
2) внешний.
По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношений величины государственного долга к величине ВВП или НД, т.е:
d = D/Y
Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП, то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.
Проблемы и последствия государственного долга:
1) Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга.
2) Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
3) Усиливается неравенство в доходах;
4) Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны.
5) Необходимость выплаты процентов по долгу может привести к повышению налогов, а это приведет к подрыву действия экономических стимулов.
6) Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде.
7) Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.
8) Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж.
9) Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.