Бюджетный дефицит и стратегия управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание

Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг. Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги Федерального правительства, в конечном счете, являются долгами

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Бюджет и бюджетный дефицит.......................................................................... 5
1.1 Основные определения и показатели бюджета..............................................5
1.2 Дефицит бюджета..............................................................................................12
1.3 Причины устойчивого бюджетного дефицита..............................................14
2 Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга...........................16
2.1 Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост...........16
2.2 Бюджетный дефицит в современных экономических системах..................22
Заключение...............................................................................................................27
Глоссарий.................................................................................................................29
Список использованных источников.....................................................................30
Список сокращений.................................................................................................31
Приложения ...........................................................

Работа состоит из  1 файл

Макеева Н.И., КР, Макроэкономика.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)


Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

ЗАО «БРИЦРБ» г. Бобруйск

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Макроэкономика

Тема

Бюджетный дефицит и стратегия управления государственным долгом

Фамилия студента

Макеева

Имя студента

Наталья

Отчество студента

Ивановна

№ контракта

29700100209267

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1  Бюджет и бюджетный дефицит.......................................................................... 5

1.1 Основные определения  и показатели бюджета..............................................5

1.2 Дефицит бюджета..............................................................................................12

1.3 Причины устойчивого бюджетного дефицита..............................................14

2  Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга...........................16

2.1  Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост...........16

2.2  Бюджетный дефицит в современных экономических системах..................22

Заключение...............................................................................................................27

Глоссарий.................................................................................................................29

Список использованных источников.....................................................................30

Список сокращений.................................................................................................31

Приложения ............................................................................................................32

 

 

Введение

Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство  будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение  доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг. Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги Федерального правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на этом уровне вряд ли есть повод для серьезного беспокойства. Государственный долг является в большей своей части долгом, который мы должны сами себе. Все граждане, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему. Любые выплачиваемые ими налоги представляют собой всего лишь уплату самим себе процентов либо суммы долга. На основе данного подхода  долг сводится на нет, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам.

Для многих государств характерна следующая модель: государственный долг быстро увеличивается во время войн; так как государственные расходы в этот период особенно высоки, а затем, в мирное время, величина долга относительно ВНП постепенно уменьшалась. В любом случае основной причиной появления государственного долга является дефицит государственного бюджета.

Актуальность темы курсовой работы «Проблемы государственного долга и бюджетного дефицита в современных экономических системах» представляет собой баланс денежных доходов и расходов и появление дефицита бюджета, приводящий к разным последствиям внутри страны. Выбор стратегии управления государственным долгом является важным условиям для стабилизации финансовой системы страны.

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение на современном этапе экономического развития.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:

-рассмотреть сущность и роль бюджета страны;

-выявить проблемы государственного долга и бюджетного дефицита;

-рассмотреть расходную и доходную части государственного бюджета;

-проанализировать источники образования государственного долга;

-рассмотреть причины возникновения бюджетного дефицита.

 

 

 

 

Основная часть                                                                                      1 Бюджет и бюджетный дефицит

 

1.1 Основные определения  и  показатели бюджета

Государственный долг это общий размер задолженности пра­вительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков, государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке.

Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Государственный долг напрямую связан с бюджетным дефицитом. Если же сумма неуплаченного государственного долга возрастает и существует перспектива бюджетного дефицита, то возникает вопрос: проблема какого рода могут возникнуть в связи с растущим государственным долгом.

Имеются две основные причины того, почему государственный долг может стать серьезной проблемой. Во-первых, рост государственного  долга может сократить запас капитала в экономике. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением запасов акционерного капитала потенциальный выпуск продукции будет меньше, чем он мог бы быть в противном случае. А это означает, что наличие бюджетного дефицита приводит к снижению уровня жизни в будущем.

А вторая причина возможного беспокойства по поводу наличия в экономике государственного долга заключается в том, что процентные платежи по этому долгу могут стать очень большими. Правительству приходится регулярно выплачивать проценты по долгу. Один вариант решения данной проблемы – это увеличение налогов. Кроме того, правительство, добывая необходимые ему суммы путем увеличения налогов, может столкнуться с разного рода политическими проблемами. Если долг велик, то,  следовательно, и процентные платежи являются достаточно высокими. Однако, именно из-за того, что процентные платежи высоки, правительство, вынуждено прибегать к новым займам, а это означает дальнейшее нарастание государственного долга.

В действительности существует альтернативный источник финансирования: для финансирования бюджетного дефицита правительство может просто начать печатать деньги. Вероятно, именно возможность того, что огромный государственный долг и ставший привычным дефицит бюджета, в конечном счете, приведут к печати дополнительного количества денег, а, следовательно, к инфляции, и является основной причиной широко распространенных страхов по поводу существования бюджетного дефицита.

Правительство может в течение длительного времени иметь дефицит государственного бюджета, не сталкиваясь с серьезными проблемами. А при условии, что дефицит будет небольшим, его можно сохранять практически постоянно. Если бюджетный дефицит достаточно мал, то величина государственного долга относительно объема ВНП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита бюджета. Причина заключается в том, что если в экономике страны существует устойчивый рост долгов, то государственный долг может, также расти, не выходя за пределы допустимой границы. И только тогда, когда дефицит становится, настолько велик, что рост государственного долга будет значительно опережать рост доходов.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактичес­кого бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, а также в рамках "жесткого" курса правительства на еже­годно сбалансированный бюджет.

Таким  образом,  абсолютные  размеры  бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надеж­ными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показа­тели задолженности. Если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят производственные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит--превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [2, с. 269]

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов. Таким образом, дефицит бюджета является следствием:

Информация о работе Бюджетный дефицит и стратегия управления государственным долгом