Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа
Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг. Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги Федерального правительства, в конечном счете, являются долгами
Введение……………………………………………………………………………3
1 Бюджет и бюджетный дефицит.......................................................................... 5
1.1 Основные определения и показатели бюджета..............................................5
1.2 Дефицит бюджета..............................................................................................12
1.3 Причины устойчивого бюджетного дефицита..............................................14
2 Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга...........................16
2.1 Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост...........16
2.2 Бюджетный дефицит в современных экономических системах..................22
Заключение...............................................................................................................27
Глоссарий.................................................................................................................29
Список использованных источников.....................................................................30
Список сокращений.................................................................................................31
Приложения ...........................................................
Эта погрешность может быть весьма значительной, особенно при высоких темпах инфляции, и это часто может менять оценку бюджетно-налоговой политики. Например, в 1979 г. Федеральное правительство сообщило о бюджетном дефиците в размере 28 млрд. дол. Темп инфляции был 8,6%, а государственный долг населению на начало года составил 495 млрд. дол. Соответственно величина дефицита была завышена на D = 0,086*495 млрд. дол. = 43 млрд. дол.
Таким образом, после корректировки на инфляцию объявленный бюджетный дефицит в 28 млрд. дол. превратился в бюджетный избыток в размере 15 млрд. дол. Другими словами, даже когда номинальный государственный долг рос, реальная задолженность снижалась.
Многие экономисты считают, что точная оценка дефицита государственного бюджета требует подсчета государственных активов, так же как и пассивов (обязательств). В частности, когда исчисляется общая государственная задолженность, необходимо вычитать государственные активы из величины государственного долга. Поэтому бюджетный дефицит должен измеряться как изменение величины долга минус изменение размеров государственных активов.
В самом деле, частные лица и фирмы оценивают активы и пассивы (обязательства) не раздельно, а в сопоставлении. Когда человек занимает деньги для покупки дома, мы не говорим, что он свел свой бюджет с дефицитом. Вместо этого увеличение активов (дом) компенсируется ростом долга (закладных) и изменений в располагаемом богатстве не отмечается. Возможно, мы должны таким же образом относиться к государственным финансам.
Процедура расчета бюджета, в котором учитываются как активы, так и обязательства, иногда называется составлением бюджета капитала (бюджетированием капитала), поскольку это операции по учету изменений в размерах капитала. Предположим, например, что правительство продает одно из своих зданий или часть земли и использует вырученные средства для погашения части государственной задолженности. При существующей процедуре расчета бюджета объявленный дефицит уменьшится. При бюджетировании капитала выручка, полученная от этой продажи, не снизит дефицит, поскольку сокращение задолженности будет уравновешено уменьшением активов. Аналогично, при учете в бюджете капитальных активов государственные займы для финансирования закупок капитальных благ не увеличат дефицита.
Главная трудность здесь заключается в том, что сложно оценить, какие виды государственных расходов должны считаться капитальными затратами. Например, следует ли отнести шоссейную дорогу между штатами к активам государства? Если да, то по какой стоимости? Как учитывать запасы ядерного оружия? Должны ли расходы на образование рассматриваться как инвестиции в человеческий капитал? Если правительство считает целесообразным составление бюджета капитала, необходимо получить ответ на все эти трудные вопросы.
Экономисты и политики расходятся во мнении, должно ли правительство использовать капитальное бюджетирование. (Многие правительства штатов уже используют этот подход). Противники составления бюджета капитала считают, что хотя этот подход и имеет принципиальные преимущества по сравнению с ныне существующим, его очень трудно применить на практике. Сторонники же составления бюджета капитала отстаивают точку зрения, что лучше оценивать капитальные активы неточно, чем не учитывать их вовсе.
При измерении бюджетного дефицита истинная картина искажается потому, что из расчета исключаются некоторые важные государственные обязательства. Рассмотрим, например, пенсии государственных чиновников. Эти служащие трудятся на правительство сегодня, однако, часть оплаты их труда откладывается на будущее. По - существу, они дают взаймы государству. Их будущие доходы в виде пенсий представляют собой государственные обязательства, мало, чем отличающиеся от государственного долга. Однако накопление этих обязательства не включается в сумму бюджетного дефицита.
Аналогично, рассмотрим систему социального страхования. В определенном смысле она подобна системе пенсионного обеспечения. Люди отдают часть своего дохода, когда они молоды, и ожидают получить выплаты в старости. По-видимому, суммарный размер будущих пособий по социальному страхованию должен быть включен в государственные обязательства.
Некоторые считают, что государственные обязательства по социальному страхованию отличаются от государственного долга, поскольку правительство может изменить законы, определяющие порядок и размеры выплат по социальному страхованию. Хотя, в принципе, правительство может решить не выплачивать и государственный долг полностью: оно выполняет обязательства по выплате своего долга только потому, что само решает сделать это. Обещание оплатить государственные долги по сути не отличается от обещаний платить пособия.
Особенно трудным для оценки видом государственных обязательств являются обусловленные обязательства, выполнение которых наступает только в заранее оговоренной ситуации. Например, государство выступает гарантом многих форм частного кредита, таких, как займы студентам на образование, займы под строительство жилья семьям с низким и средним доходом, депозитов в банках, сберегательных и кредитных учреждениях. Если заемщик выплачивает долг, государство ничего не платит, если же заемщик не выплачивает долга, государство должно погасить его. Когда правительство обеспечивает такую гарантию, оно несет ответственность за заемщика. Тем не менее эти обусловленные обязательства не отражаются в бюджетном дефиците: возможно потому, что не вполне ясно, какую им дать конкретную денежную оценку.
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Обнаружение дефицита бюджета еще на стадии его составления заставляет изыскивать источники для его покрытия. Сокращение расходов и увеличение доходов - это самые элементарные действия, которые в таких случаях можно предпринять.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Критерий дефицита бюджета, по сути роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Однако хочу отметить, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.
Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Известно, что государственный долг корнями уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования).
Исследовав тему курсовой работы «Проблемы государственного долга и бюджетного дефицита в современных экономических системах» можно сделать следующие выводы:
-дефицит бюджета представляет собой превышение расходов над доходами и показывает несбалансированность государственного бюджета;
-задолженность перед внешним миром усиливает экономическую и
политическую зависимость страны, снижает ее кредитный рейтинг;
-стремление избежать дефицита бюджета предполагает использование так называемых балансирующих статей;
-государственный долг ограничивает уровень потребления населения страны;
-целенаправленная стратегия управления государственным долгом может
укрепить финансовую систему страны.
№ п/п | Понятие | Определение | |
1 | Первичный дефицит | разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. | |
2 | Бюджетный дефицит | сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы. | |
3 | Государственный долг | сумма задолженности государства своим или иностранным лицам. | |
4 | Кредит | совокупность финансово-экономических отношений, при которых эмитент выступает в качестве заемщика или кредитора. | |
5 | Государственные финансы | система экономических отношений, связанных с образованием государством денежных ресурсов. | |
6 | Деньги | исторически возникшие как знаки денежного товара, находящиеся в обращении в денежных сбережениях. | |
7 | Квазибюджетные расходы | связаны с государственными нуждами, но скрыто финансируются, например, за счет средств Центрального банка страны | |
8 | Бюджетная политика | политика изменения государственных расходов и доходов. | |
9 | Консолидация | изменение сроков погашения финансовых обязательств | |
10 | Внутренний долг государства | долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны, обязательные отчисления в бюджет |
1 | Бродский Б. Е. Лекции по макроэкономике переходного периода [Текст] Издательство: ГУ ВШЭ Год: 2005. 224с. - ISBN 5-7598-0233-Х |
2 | Войтов А.Г. Экономика [Текст]: Учебник / А.Г. Войтов. - М.: |
3 | Волков О.И. Экономика предприятия [Текст] / О.И. Волков. - М. : Инфра -М, 2001. 520 с. - ISBN 5-16-000086-0. |
4 | Дорнбуш Р.,Фишер Макроэкономика [Текст] С. Издательство: Московский университет Год издания: 1997. 784 с,- ISBN 5-211-02927-5. |
5 | Заяц Н.Е. Финансы предприятий [Текст] / Н.Е. Заяц, Т.И. Василевский. -Мн.: «Вышейшая школа», 2005.-528с. ISBN 985-06-1091-3. |
6 | Красникова Е.В. Экономика переходного периода [Текст] Издательство: М.: Омега-Л Год издания: 2005,- 296 с. ISBN: 5-98119-366-2. |
7 | Колпина Л.Г. Финансы предприятий [Текст] / Л.Г. Колпина.- Мн.: «Вышейшая школа», 2004, - 368с. ISBN 985-060- 0809-9. |
8 | Лемешевский. Ю. И. Макроэкономика. [Текст] /И. М. Лемешевский. -Мн.: ООО «ФУ Аинформ»,2004,-576с. ISBN 985-6564-45-Х. |
9 | Нижегородцев Р.М. Информационная экономика [Текст] Издательство: М.: МГУ Год: 2002 163с,- ISBN 5-8112-4011-2. |
10 | Ситорян С.А, Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России [Текст] Издательство: Наука Год: 2003. - 328 с ISBN 5-02-013131-8. |
11 | Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки [Текст] / В.И. Тарасов.-Мн.: ООО «Мисанта», 2000,-344с. ISBN 985-6080-15-0. |
12 | Титова, Н.И. Деньги, кредит, банки [Текст] / Н.И. Титова, Ю.П. Кожаев.- М. : «ВЛАДОС», 2003,-368с. ISBN 5-691-00980-Х. |
Информация о работе Бюджетный дефицит и стратегия управления государственным долгом