Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:08, реферат
Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны выступает финансовый контроль, являющийся составным элементом государственного контроля по управлению социально – экономическим развитием общества.
Введение……………………………………………….....................……………………..
1. Организация бюджетного контроля……………………………................................
1.1. Содержание, задачи и органы бюджетного контроля…………………………….
1.2. Формы и методы проведения бюджетного контроля
2. Эффективность и перспективы развития бюджетного контроля
Заключение………………………………………………………….....................
Список использованной литературы………………………………...................
План
Введение………………………………………………....
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………........
Введение
Обязательным условием эффективного
функционирования экономики и финансовой
системы страны выступает финансовый
контроль, являющийся составным элементом
государственного контроля по управлению
социально – экономическим
Контроль, будучи, одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, принятия решений по их ликвидации.
Бюджетный
контроль - вид государственного финансового
контроля, осуществляемый в сфере
бюджетной деятельности, направленный
на установление законности, достоверности,
экономической эффективности
Бюджетный
контроль - составная часть финансово-
В Бюджетном кодексе РФ контролю в сфере бюджетных отношений посвящен раздел о государственном и муниципальном финансовом контроле. Действующее бюджетное законодательство не содержит понятия бюджетного контроля. Для определения сущности и содержания бюджетного контроля необходимо исходить из того, что контрольная деятельность в сфере бюджетных отношений является частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно государственного финансового контроля, т.е. бюджетный контроль представляет собой способ обеспечения законности в процессе бюджетной деятельности.
Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного контроля) заключается в том, что у него свой, специфический объект, особое содержание, субъекты, цели и задачи.
По
содержанию бюджетный контроль включает
контроль над исполнением федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов, организацией денежного
обращения, использованием кредитных
ресурсов, состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых
и налоговых льгот и
Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений. Указанная цель достигается решением следующих задач:
а) соблюдение финансового законодательства;
б) обеспечение эффективного контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
в) соблюдение бюджетного процесса;
г) контроль над реализацией системы межбюджетных отношений;
д) пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере;
е) проверка и координация деятельности контрольных органов.
Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.
Субъектами осуществления бюджетного контроля являются: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей в получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам внебюджетных фондов. Министерство финансов осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств (бюджетополучателями), за соблюдением общих и специальных принципов бюджетного и бюджетно-сметного финансирования. В некоторых случаях, специально оговоренных в Бюджетном кодексе, Министерство финансов осуществляет контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов (например при предоставлении финансовой помощи субъекту Федерации или местному бюджету). Министерство финансов также организует контроль и проверки юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Аналогичные контрольные функции возложены на финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части их целевого обеспечения и своевременного возврата, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами; проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.
Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.
Под
формой бюджетного контроля следует
понимать конкретное выражение и
организацию контрольных
Основная
форма бюджетного контроля - ревизия,
которая представляет собой комплекс
взаимосвязанных проверок законности
и обоснованности финансово-хозяйственной
деятельности ревизуемых организаций.
Под ревизией понимается система
контрольных действий по документальной
и фактической проверке обоснованности
совершенных организацией хозяйственных
и финансовых операций в ревизуемом
периоде или достигнутых
Успешное выполнение сложных задач в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации, видов контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:
По времени проведения бюджетный контроль подразделяют на:
Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.
Основными методами бюджетного контроля являются:
1. Документальная проверка. Проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно - техническая отчетность, схемы расходов и расчеты к ним и друга документация.
2. Камеральная проверка. Проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов.
3. Обследование. Заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово - хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.
4. Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета всех уровней. Научно обоснованный комплексный анализ служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в Российской Федерации, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования производственных процессов.
Государственный финансовый контроль в современном мире выступает непременным атрибутом всей системы государственного управления и важным направлением политики.
Проблемы развития и совершенствования
финансового контроля особенно актуальны
в Российской Федерации: этот институт
требует более четкого
Системный подход к организации финансового контроля в РФ был также заложен в Федеральном законе от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», согласно ст.9 которого Счетная палата обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Ст.157 БК РФ установила основы организации
государственной системы
Кроме того, в соответствии со ст.157
БК РФ органы финансового контроля
делятся на: органы финансового контроля,
созданные законодательными органами
власти; органы финансового контроля,
созданные исполнительными
Таким образом, по вертикали государственная система финансового контроля включает в себя три уровня финансового контроля, соответствующих уровням бюджетной системы РФ: федеральный уровень финансового контроля; региональный уровень финансового контроля; местный уровень финансового контроля.
По горизонтали
В соответствии со ст.ст.265, 272, 277 БК РФ
контроль, осуществляемый органами финансового
контроля, созданными законодательными
органами власти, осуществляется путем
проведения внешнего аудита, внешних
проверок или иными способами. Согласно
ст.272 БК РФ контрольный орган