Бюджетный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:08, реферат

Описание

Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны выступает финансовый контроль, являющийся составным элементом государственного контроля по управлению социально – экономическим развитием общества.

Содержание

Введение……………………………………………….....................……………………..
1. Организация бюджетного контроля……………………………................................
1.1. Содержание, задачи и органы бюджетного контроля…………………………….
1.2. Формы и методы проведения бюджетного контроля
2. Эффективность и перспективы развития бюджетного контроля
Заключение………………………………………………………….....................
Список использованной литературы………………………………...................

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 27.53 Кб (Скачать документ)

План

Введение……………………………………………….....................……………………..

  1. Организация бюджетного контроля……………………………................................
    1. Содержание, задачи и органы бюджетного контроля…………………………….
    2. Формы и методы проведения бюджетного контроля
  2. Эффективность и перспективы развития бюджетного контроля

Заключение………………………………………………………….....................

Список использованной литературы………………………………...................

 

Введение

Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны выступает финансовый контроль, являющийся составным элементом  государственного контроля по управлению социально – экономическим развитием  общества.  

Контроль, будучи, одной из форм управленческого  цикла, представляет собой систему  наблюдения, сопоставления, проверки и  анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых  и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических  результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, принятия решений по их ликвидации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Содержание, задачи и органы бюджетного контроля

 

Бюджетный контроль - вид государственного финансового  контроля, осуществляемый в сфере  бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования  и бюджетного процесса.

Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как  совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности  действий в образовании, распределении  и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов  и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений  доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины. Бюджетный контроль основан на предписании закона, поскольку именно право регулирует контрольные отношения в сфере бюджетной деятельности.

В Бюджетном  кодексе РФ контролю в сфере бюджетных  отношений посвящен раздел о государственном    и    муниципальном    финансовом    контроле.    Действующее    бюджетное законодательство не содержит понятия бюджетного контроля. Для определения сущности и содержания бюджетного контроля необходимо исходить из того, что контрольная деятельность в сфере бюджетных отношений является частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно государственного финансового контроля, т.е. бюджетный контроль представляет собой способ обеспечения законности в процессе бюджетной деятельности.

Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного  контроля) заключается в том, что  у него свой, специфический объект, особое содержание, субъекты, цели и  задачи.

По  содержанию бюджетный контроль включает контроль над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов, организацией денежного  обращения, использованием кредитных  ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных  отношений. Указанная цель достигается  решением следующих задач:

а)         соблюдение финансового законодательства;

б)         обеспечение эффективного контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

в)         соблюдение бюджетного процесса;

г)         контроль над реализацией системы межбюджетных отношений;

д)         пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере;

е)         проверка и координация деятельности контрольных органов.

Объектом  бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях  бюджетного процесса.

Субъектами осуществления  бюджетного контроля являются: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации  и муниципальных образований, главных  распорядителей и распорядителей бюджетных  средств. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и  текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей в получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам внебюджетных фондов. Министерство финансов осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств (бюджетополучателями), за соблюдением общих и специальных принципов бюджетного и бюджетно-сметного финансирования. В некоторых случаях, специально оговоренных в Бюджетном кодексе, Министерство финансов осуществляет контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов (например при предоставлении финансовой помощи субъекту Федерации или местному бюджету). Министерство финансов также организует контроль и проверки юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Аналогичные контрольные функции возложены на финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части их целевого обеспечения и своевременного возврата, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами; проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.

 

 

    1. Формы и методы бюджетного контроля

 

Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.

Под формой бюджетного контроля следует  понимать конкретное выражение и  организацию контрольных действий. Под методами бюджетного контроля понимаются приемы, способы или средства проведения контрольных мероприятий.

Основная  форма бюджетного контроля - ревизия, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок законности и обоснованности финансово-хозяйственной  деятельности ревизуемых организаций. Под ревизией понимается система  контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных  и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов  ее финансово-хозяйственной деятельности. Ревизия относится и к внутреннему, и к внешнему контролю.

Успешное выполнение сложных  задач в различных сферах финансово-экономической  жизни общества зависит от соответствующей  организации, видов контроля, форм и  методов его проведения.

В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают:

  • государственный бюджетный контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;
  • ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. Ведомственный контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Следует отметить, что в пореформенные годы значение данного вида контроля снизилось. Ведомства стали ликвидировать свои ревизионные управления, что позволяет многим из них тратить бюджетные средства практически бесконтрольно (на фоне ослабления государственного контроля). Поэтому представляется целесообразным усилить эффективность и значение ведомственного контроля. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово-хозяйственных операций, произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной, сметной и налоговой дисциплины; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально - денежных средств и ценностей и т. д.;
  • общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;
  • независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;
  • внутрихозяйственный контроль финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование;
  • правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме ревизий, судебно - бухгалтерской экспертизы и т. д.;
  • гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а так же при получении средств из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.).

 

По времени проведения бюджетный  контроль подразделяют на:

  1. предварительный, который осуществляется на стадии составления, рассмотрения, и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения дотаций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и налоговым вопросам.
  2. текущий контроль - основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдение финансовых норм и нормативов. Данный контроль опирается на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности.
  3. последующий контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др.

Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и  методах их проведения.

Основными методами бюджетного контроля являются:

1. Документальная проверка. Проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно - техническая отчетность, схемы расходов и расчеты к ним и друга документация.

2. Камеральная проверка. Проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов.

3. Обследование. Заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово - хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

4. Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета всех уровней. Научно обоснованный комплексный анализ служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в Российской Федерации, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования производственных процессов.

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетный контроль: его эффективность и перспективы развития

 

Государственный финансовый контроль в современном мире выступает  непременным атрибутом всей системы  государственного управления и важным направлением политики.

Проблемы развития и совершенствования  финансового контроля особенно актуальны  в Российской Федерации: этот институт требует более четкого нормативного регулирования, создания действенной  системы государственных органов  финансового контроля. Правовые основания  для создания в России системы  финансового контроля определены БК РФ.

Системный подход к организации  финансового контроля в РФ был  также заложен в Федеральном  законе от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной  палате Российской Федерации», согласно ст.9 которого Счетная палата обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Ст.157 БК РФ установила основы организации  государственной системы финансового  контроля, которые предполагают создание и функционирование специализированных органов финансового контроля на всех уровнях бюджетной системы  РФ.

Кроме того, в соответствии со ст.157 БК РФ органы финансового контроля делятся на: органы финансового контроля, созданные законодательными органами власти; органы финансового контроля, созданные исполнительными органами власти.

Таким образом, по вертикали государственная  система финансового контроля включает в себя три уровня финансового  контроля, соответствующих уровням  бюджетной системы РФ: федеральный  уровень финансового контроля; региональный уровень финансового контроля; местный  уровень финансового контроля.

По горизонтали государственная  система финансового контроля включает в себя на каждом уровне бюджетной  системы РФ две формы финансового  контроля: финансовый контроль на уровне законодательной (представительной) власти; финансовый контроль на уровне исполнительной власти.

В соответствии со ст.ст.265, 272, 277 БК РФ контроль, осуществляемый органами финансового  контроля, созданными законодательными органами власти, осуществляется путем  проведения внешнего аудита, внешних  проверок или иными способами. Согласно ст.272 БК РФ контрольный орган представительного  органа осуществляет внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета до начала его рассмотрения. Следовательно, можно  утверждать, что финансовый контроль, осуществляемый контрольными органами, созданными законодательными органами власти, образует очевидную подсистему внешнего государственного финансового  контроля.

Информация о работе Бюджетный контроль