Брокерская деятельность, Облигации государственного сберегательного займа РФ

Автор работы: k******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:21, реферат

Описание

Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг – совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре (ФЗ РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Отсюда не следует, что необходимым критерием для признания деятельности на рынке ценных бумаг брокерской является систематический характер совершения указанных сделок.

Содержание

1. Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг РФ
2. Облигации государственного сберегательного займа РФ: условия выпуска, обращения. Особенности налогообложения и бухгалтерского учета
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат РЦБ.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание

     1. Брокерская деятельность на рынке  ценных бумаг РФ

     2. Облигации государственного сберегательного  займа РФ: условия выпуска, обращения.  Особенности налогообложения и  бухгалтерского учета

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Брокерская  деятельность на рынке ценных бумаг  РФ

     Брокерская  деятельность на рынке ценных бумаг – совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре (ФЗ РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Отсюда не следует, что необходимым критерием для признания деятельности на рынке ценных бумаг брокерской является систематический характер совершения указанных сделок. Даже разовое совершение сделки с ценными бумагами в качестве комиссионера или поверенного признается брокерская деятельность и потому требует наличия соответствующей лицензии. Брокерская деятельность может осуществляться и на основании агентского договора, к которому согласно ст. 1011 ГК РФ применяются правила о договорах комиссии или поручения (в зависимости от того, от чьего имени действует агент). Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг подлежит обязательному лицензированию, которое осуществляет ФКЦБ, устанавливая единые требования к порядку осуществления брокерской деятельности. Выдачу лицензий осуществляет непосредственно ФКЦБ либо уполномоченные ею органы на основании генеральной лицензии. Лицензирующие органы осуществляют контроль за брокерской деятельностью. Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется на основании:

     а) лицензии на осуществление брокерской деятельности по операциям с ценными бумагами, за исключением операций со средствами физических лиц и операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований;

     б) лицензии на осуществление брокерской деятельности по операциям с ценными бумагами со средствами физических лиц, за исключением брокерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований;

     в) лицензии на осуществление брокерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований. Указанные виды брокерской деятельности могут осуществляться на условиях совмещения одной коммерческой организацией, имеющей лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности. Лицензия на осуществление брокерской деятельности со средствами физических лиц может быть выдана только по истечении 2 лет с даты государственной регистрации юридического лица, осуществлявшего в течение этого срока брокерская деятельность на рынке ценных бумаг. Допускается совмещение брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с дилерской деятельностью. Однако сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению относительно дилерских операций. Кроме того, брокерскую деятельность допускается совмещать с депозитарной деятельностью и деятельностью по управлению ценными бумагами.

     Для лиц, осуществляющих брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, установлены:

а) финансовые требования;

б) профессиональные и квалификационные требования к руководителям и специалистам;

в) организационно-технические требования:

г) специальные  требования.

         Финансовые требования выражаются в установленном необходимом  минимальном размере собственного капитала, рассчитанного по методике ФКЦБ. Эта величина составляет 50 тыс. евро для осуществления брокерской деятельности, в том числе по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований, и 450 тыс. евро – для осуществления брокерской деятельности со средствами физических лиц.

      Профессиональные  и квалификационные требования к  руководителям и специалистам изложены в Положении о системе квалификационных требований к руководителям и  специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям – профессиональным участникам рынка ценных бумаг, утвержденном постановлением ФКЦБ РФ от 11 февраля 1997 г.

      К специальным требованиям можно отнести обязанность юридического лица, осуществляющего брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, иметь в своем штате контролера – сотрудника, в исключительную компетенцию которого входит осуществление контроля за соответствием брокерской деятельности требованиям законодательства о ценных бумагах. Обязанности лиц, ведущих брокерскую деятельность, включают:

      а) доведение до сведения клиентов всей информации, связанной с поручениями  клиентов и исполнением обязательств по договору купли-продажи ценных бумаг, принятие разумных мер для того, чтобы клиент мог понять характер рисков по рекомендуемой клиенту сделке;

      б) запрет манипулировать ценами на рынке  ценных бумаг и понуждать к  покупке или продаже ценных бумаг  путем предоставления умышленно  искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, предоставленную в рекламе;

      в) в случае возникновения конфликта  интересов, в том числе связанного с осуществлением брокером дилерской  деятельности, немедленное уведомление  клиентов о возникновении такого конфликта интересов и принятие всех необходимых мер для его разрешения в пользу клиента;

      г) совершение сделки купли-продажи ценных бумаг по поручению клиентов в  первоочередном порядке по отношению  к дилерским операциям самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера;

      д) исполнение поручений клиентов в  порядке их поступления с учетом существенных условий этих поручений. Брокер обязан лично исполнять поручения  клиентов, за исключением случая передоверия  совершения сделок другому брокеру, если эта возможность предусмотрена в договоре с клиентом или брокер вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов своего клиента с уведомлением последнего.

      Брокерская  деятельность с ценными бумагами запрещается в следующих случаях:

      а) если у регистратора, осуществляющего  ведение реестра владельцев ценных бумаг, отсутствует лицензия на деятельность по ведению реестра владельцев именных  ценных бумаг;

      б) если регистрирующий орган приостановил размещение выпуска этих ценных бумаг.

      Лица, осуществляющие брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, могут предоставлять клиентам денежные средства по договору займа для приобретения ценных бумаг, которые продаются через организаторов торговли и имеют признанные котировки, под залог этих ценных бумаг. При этом сумма займа не может превышать размер, установленный Временным положением о порядке осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг. Однако в настоящее время фактически существует запрет на ведение в рамках брокерской деятельности денежных счетов клиентов небанковскими структурами. Все расчеты по сделкам, совершаемым представителем (агентом, поверенным) от имени доверителя (принципала), осуществляются исключительно с расчетного счета доверителя, а агентские договоры (договоры комиссии) по сделкам, совершаемым агентом (комиссионером) от своего имени, но в интересах и за счет принципала (комитента), должны предусматривать перечисление в течение 3 банковских дней на расчетный счет принципала всего полученного агентом по этим сделкам, за исключением вознаграждения. В случае если брокер действует в качестве комиссионера, договор комиссии может предусматривать обязательство брокера хранить денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи ценных бумаг, и право их использования брокером до момента возврата этих денежных средств клиенту. Современное регулирование рынка ценных бумаг основывается на исключительности права профессиональных участников рынка ценных бумаг на биржевую торговлю. Например, к торговле ценными бумагами в системе валютной биржи допускаются только лица, занимающиеся брокерской и дилерской деятельностью (постановление ФКЦБ РФ от 14 марта 1997 г. № 12). Все сделки с облигациями федеральных займов заключаются и исполняются на биржах только через организации, специально уполномоченные на осуществление брокерской деятельности или дилерской деятельности с облигациями федеральных займов (постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов».  

         Облигации государственного сберегательного займа РФ: условия  выпуска, обращения. Особенности налогообложения  и бухгалтерского учета.

      Облигацией  признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Эмиссия облигаций является одной из форм договора займа (абз. 1, 2 ст. 816 Гражданского кодекса РФ).

     Облигации государственного сберегательного займа выпускаются Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов на основании Указа Президента Российской Федерации № 836 от 9 августа 1995 г. «О государственном сберегательном займе Российской Федерации».

     Указ  Президента России определил, что облигации сберегательного займа должны размещаться на территории Российской Федерации без ограничений, а доходность по этому виду заимствования должна быть не ниже доходности по другим видам государственных ценных бумаг. 

     12 августа 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 812 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации», которое предписало Министерству финансов Российской Федерации выступить в качестве эмитента этих ценных бумаг.

     Впервые на российском фондовом рынке появился инструмент, представляющий интерес, как  для институциональных, так и  для индивидуальных инвесторов.

     Указ  Президента Российской Федерации предполагает эмиссию этих иных бумаг в течение 1995–1998 г. на общую сумму 10 трлн руб. По состоянию на март 1996 г. Министерством финансов выпущено облигаций государственного сберегательного займа на сумму 4 трлн руб. по номиналу, пятый транш этих облигаций запланирован на апрель 1996 г.

     Эта ценная бумага выпущена в бумажной форме, т.е. в виде сертификата облигации номинальной стоимостью 100 000 и 500 000 руб. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на рынке ценных бумаг.

     Первичное размещение облигаций осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в форме закрытого тендера, участники которого подают заявки со своими предложениями по объему покупки и цене заимствований. Министерство финансов установило минимальный лот при покупке этих ценных бумаг в объеме 10 млрд руб. В ряде случаев Министерство финансов устанавливало максимальный объем заявки на участие в тендере в объеме 200 млрд руб. В дальнейшем участники тендера в соответствии с договором купли-продажи облигаций осуществляли платежи за облигации в федеральный бюджет, и на основании полученной Министерством финансов информации о получении денег на корреспондентский счет Главного управления Федерального казначейства облигации государственного сберегательного займа выдавались изготовителем облигаций — государственным объединением Гознак. В соответствии с условиями договора, который заключался Министерством финансов с участниками тендера на право приобретения облигаций, покупатели были обязаны в течение достаточно короткого срока разместить эти облигации преимущественно среди населения. По итогам размещения первых четырех траншей можно сказать, что эти ценные бумаги нашли своего инвестора и пользуются весьма значительным спросом.

     Эмитент приложил все усилия для того, чтобы  сделать эти ценные бумаги привлекательными, с точки зрения участников рынка. Купон по этим облигациям, объявляемый за неделю до размещения, определялся исходя из размера купона облигаций федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ-ПК). Кроме того, Министерство финансов с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении этих ценных бумаг устанавливало определенные льготы для инвесторов. Так, по первым купонам первого и второго транша Министерством финансов была установлена премия для инвесторов.

     Высокой ликвидности этих ценных бумаг способствует также то, что они являются ценными бумагами на предъявителя, т.е. операции с ними не требуют специальных технологий. Это достоинство для индивидуальных инвесторов одновременно является недостатком для институциональных. В связи с этим Министерство финансов ведет работу по иммобилизации этих Ценных бумаг в едином депозитарии, что позволит осуществлять операции с ними путем проведения операций по счетам депо. Необходимость депонирования этих ценных бумаг также связана с проблемой выплаты купонов и погашением облигаций, что требует специальных подтверждений подлинности этих ценных бумаг. Ценные бумаги (облигации), приобретенные организацией, принимаются к учету в составе финансовых вложений по первоначальной стоимости, которая в рассматриваемом случае равна цене, уплаченной эмитенту (п. п. 2, 3, 8, 9 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002№ 126н).

     Первоначальная  стоимость облигаций отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 58-2 «Долговые ценные бумаги», в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

     Финансовые  вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете  и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

     Учетной политикой организации закреплено, что сумму дисконта по долговым обязательствам, к которым, как сказано выше, относятся и облигации, организация в течение срока обращения облигации равномерно, по мере причитающегося по ней в соответствии с условиями выпуска дохода, относит на финансовые результаты, что соответствует порядку, предусмотренному п. 22 ПБУ 19/02. В бухгалтерском учете данная операция отражается записью по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

Информация о работе Брокерская деятельность, Облигации государственного сберегательного займа РФ