Целевая функция производства. Потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:42, контрольная работа

Описание

В данной контрольной работе будут рассмотрены: хозяйственная деятельность и экономическая среда жизнедеятельности человека, уровень жизни, потребности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
1.Хозяйственная деятельность и экономическая среда жизнедеятельности человека………………………………………………………………………..…..4
2.Уровень жизни и её качество…………………………………………………..8
3.Потребности. Закон возвышения потребностей……………………………..15
3.1.Потребности………………………………………………………………..15
3.2.Закон возвышения потребностей…………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список………………………………………………….….24
Приложение……………………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА.docx

— 59.08 Кб (Скачать документ)

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Институт управления»

 

 

Кафедра:

 

Дисциплина: « Микроэкономика»

 

Контрольная работа

 

Тема: «Целевая функция производства. Потребности»

 

 

 

                                                                       Выполнил студент: Пагнуева Е.В.

 Факультет:

  Курс:

  Группа:

  Специальность:

  Шифр  зачётной книжки:

   Проверил:

 

Вельск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...…2

1.Хозяйственная  деятельность и экономическая  среда жизнедеятельности человека………………………………………………………………………..…..4

2.Уровень  жизни и её качество…………………………………………………..8

3.Потребности.  Закон возвышения потребностей……………………………..15

3.1.Потребности………………………………………………………………..15

3.2.Закон возвышения  потребностей…………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….22

Библиографический список………………………………………………….….24

Приложение……………………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Жизнедеятельность человека изучается самыми различными науками, представляющими отдельные  отрасли знания, каждая из которых  может быть полным хозяином в ограниченной сфере, в точно отграниченных  пределах исследования. Экономическая  теория изучает хозяйственную деятельность людей.

Центральные категории экономики – потребности  и возможности. Потребность есть нужда – ощущение человеком нехватки чего-либо, необходимого для жизнедеятельности, трансформированная в соответствии с нормами его культуры. Ощущение необходимости чего-либо (нужда) порождает  желание получить недостающее.

Соотношение нужды и потребности можно  рассматривать по-разному.

Нужда абстрактна, она содержит характеристику только одного атрибута предполагаемого  объекта потребления – того атрибута, который ощущается как необходимый, отделенного, абстрагированного от остальных атрибутов объекта.

Переходные  к рыночным отношениям условия явились  мощным стимулом и «возбудителем» процесса изменения потребительских характеристик  большинства граждан. Период формирования (становления) рыночных отношений имеет  четко обусловленные причины  и следствия. С моей  точки зрения одной из главных причин является эволюционность общественного развития, при котором общество, как открытая система подготовила объективные и субъективные факторы к изменению существующего базиса, а следствием – изменение шкалы и комбинации потребностей людей. Состоятельность данного перехода обусловлена и практически доказана опытом функционирования развитых стран.

Становление рыночной экономики несет с собой  изменение в системе традиционных отношений и ценностей. Спад производства, инфляция, безработица, разбалансированность хозяйственных связей и потребительского рынка - все это способствует росту  внутренней социальной напряженности  и политической нестабильности. В  связи с этим исследование закона возвышения потребностей, на мой взгляд, актуально.

Закон возвышения потребностей является одним  из законов развития общества. Он выражается в росте и совершенствовании  потребностей личности, групп личностей и всего общества с развитием производительных сил и культуры. Например, изменчивость потребностей личности образует своеобразную иерархию, в основе которой лежат витальные потребности (в воде, пище и т. д.), а на последнем уровне располагаются социальные потребности в самоутверждении, самореализации, активной творческой деятельности.

Процесс формирования потребностей рассматривается  современной наукой как механизм опережающего отражения, позволяющий  социально-экономическим системам функционировать наиболее успешно  и активно взаимодействовать  с внешней средой. Это свойство потребностей особенно важно с точки  зрения маркетинга, так как ориентирует  маркетинговую деятельность на изучение потенциального (скрытого, но могущего проявиться при определенных обстоятельствах) спроса потребителей.

Степень обеспечения потребностей является итоговой характеристикой, результатом  любой человеческой деятельности. Взаимосвязанная  с платежеспособностью потребителей и образующая спрос на товары и  услуги, она рассматривается и  как результат маркетинговой  деятельности. При этом с помощью  маркетинга как рыночной концепции  управления решается задача достижения определенной степени обеспечения  потребности, максимально возможной  в конкретных условиях рыночной конъюнктуры.

В данной контрольной работе будут  рассмотрены: хозяйственная деятельность и экономическая среда жизнедеятельности  человека, уровень жизни, потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в  процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение их потребностей.

Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в  трате энергии, ресурсов и т.д., а  с другой - в соответствующем восполнении  жизненных затрат, при этом экономический  субъект (человек в хозяйственной  деятельности) стремится действовать  рационально, т.е. путем сопоставления  затрат и выгод (что не исключает  ошибок в принятии хозяйственных  решений).

Хозяйственная деятельность людей представляет собой  очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика  выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для  существования и развития человека.

Распределение - процесс определения доли (количества, пропорции), в которой каждый хозяйствующий  субъект принимает участие в  произведенном продукте.

Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому  и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ.

Потребление - процесс использования результатов  производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти стадии находятся  во взаимосвязи и взаимодействии.

Но  прежде чем охарактеризовать взаимосвязь  данных стадий хозяйственной деятельности человека, важно подчеркнуть, что  всякое производство есть процесс общественный и непрерывный: постоянно повторяясь, оно исторически развивается - идет от простейших форм (добычи первобытным  человеком пищи с помощью примитивных  средств) до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. При всей несхожести этих типов производства можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому.

Производство - основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества, исходный пункт хозяйственной деятельности; потребление - конечный пункт; распределение  и обмен - сопутствующие стадии, связывающие  производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление  образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт  уничтожается; оно диктует новый  заказ производству. Удовлетворенная  потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение  самих потребностей обусловлено  производством - появление новых  продуктов вызывает соответствующую  потребность в этом продукте и  его потреблении.

Распределение и обмен продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно  только то, что произведено. Но, в  свою очередь, они не пассивны по отношению  к производству, а оказывают на него активное обратное воздействие.

Хозяйственная деятельность отдельного человека, их групп и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Учение  о хозяйственной деятельности человека выделяет естественную и социальную среду. Это объясняется тем, что  в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены, во-первых, природой, во-вторых, общественной организацией.

Естественная  среда определяет естественные условия  хозяйствования. Сюда относятся климатические  и почвенные условия, условия  наследственности, количество населения, качество питания, жилище, одежда и  др. Известно, что человек осуществляет свою деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов.

Весьма  существенную роль в достижении определенных хозяйственных результатов играет наследственность. Наука сегодня, безусловно, признает закон наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психологические качества своих  родителей, не только здоровье, но и  болезни. Бедность, плохое питание, неблагоприятные гигиенические условия отражаются на росте смертности и заболеваний не только настоящего, но и будущего поколений. При этом все реформы по улучшению положения населения оказывают свое благотворное воздействие не сразу, а постепенно.

С позиций современной науки о  жизнедеятельности людей в естественной среде необходимо учитывать и  связь человека с космосом. Мысль  о жизни и жизнедеятельности  людей как космическом явлении  существовала с давних пор. В конце XVII в. голландский ученый X. Гэйгенс в своей работе "Космотеорос" отмечал, что жизнь - космическое явление. Эта идея получила всестороннее развитие в работах русского ученого В.И. Вернадского о ноосфере.

Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил игры, основными из которых являются отношения  собственности. Именно эти отношения  и определяют социальную среду хозяйственной  деятельности, что находит свое отражение  в результатах хозяйствования. А. Смит писал, что "человек, который  не в состоянии приобретать никакой  собственности, не может иметь никаких  интересов, как есть побольше и работать поменьше". Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтверждается практикой хозяйствования стран, где до недавнего времени преобладала "ничейная" общественная собственность. Частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.

Отношения собственности порождают дифференциацию производителей - появляются бедные и  богатые. Воспитание, образование и  средняя продолжительность жизни  в этих социальных группах различны. Воспитание же и образование, содействуя физическому и умственному развитию, улучшают организм человека, делают его  более способным к труду и  отражаются на наследственности.

Отношения собственности во многом определяют и условия труда. Еще древние  понимали, что человек не может  трудиться без отдыха.

Таким образом, поведение "экономического человека" определяется не только естественными, но и социальными условиями, а, следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космосом и  всей системой законов естествознания. Отличие же экономических законов  от законов природы в том, что  первые проявляются через деятельность людей и, как правило, в среднем как тенденции носят исторически преходящий характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.УРОВЕНЬ  ЖИЗНИ И ЕЁ КАЧЕСТВО

 

Основными целями человека являются выживание, удовольствие и развитие. Поэтому при оценке человеческой жизни следует учитывать  степень достижения индивидом этих трех целей. В эпоху становления  цивилизации, когда продуктов питания  и других средств выживания не было в достатке, жизнь человека оценивалась объемом доступных  ему средств выживания, т.е. преобладал физиологический подход к оценке человеческой жизни. С развитием  производительных сил общества все  большее число людей получало в свое распоряжение объем ресурсов, достаточный не только для выживания, но также для развития и получения  удовольствий. В течение многих веков  цель получения удовольствий доминировала в представлениях людей над целью  развития, т.е. преобладал утилитаристский  подход к оценке человеческой жизни. В рыночной экономике цель получения  удовольствий трансформировалась в  цель максимизации потребления материальных товаров, и общество превратилось в "общество потребления". К началу XXI в. в развитых странах сформировалось информационное общество, котором признается главенство цели развития творческого потенциала человека. Соответствующий подход к оценке человеческой жизни можно определить как "креативный" (от англ. creative - творческий, созидательный).

В целях количественной оценки процесса развития общества многие экономисты стремились установить интегральный статистический показатель, характеризующий степень  достижения "средним" членом общества основных целей жизнедеятельности. Этот показатель обычно называют уровнем  жизни. В теоретическом плане  понятие "уровень жизни" родственно понятию "благосостояние", поскольку  они оба отражают степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Вместе с тем  в современной экономик под благосостоянием  обычно понимают субъективное благосостояние, в то время как уровень жизни  рассматривается в качестве объективного показателя, не зависящего от мнений отдельных  людей.

Информация о работе Целевая функция производства. Потребности