Целевая функция производства. Потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:42, контрольная работа

Описание

В данной контрольной работе будут рассмотрены: хозяйственная деятельность и экономическая среда жизнедеятельности человека, уровень жизни, потребности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
1.Хозяйственная деятельность и экономическая среда жизнедеятельности человека………………………………………………………………………..…..4
2.Уровень жизни и её качество…………………………………………………..8
3.Потребности. Закон возвышения потребностей……………………………..15
3.1.Потребности………………………………………………………………..15
3.2.Закон возвышения потребностей…………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список………………………………………………….….24
Приложение……………………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА.docx

— 59.08 Кб (Скачать документ)

При расчете уровня жизни населения  обычно используют частные измерители, характеризующие степень достижения частных целей жизнедеятельности "среднего" члена общества. Так, степень достижения цели выживания  может быть оценена удельным весом  населения лишенного минимальных  средств существования; величиной  средней продолжительности жизни и т.д. Степень достижения цели материального потребления оценивается величиной среднего дохода, объемом ВВП на душу населения и т.д. Степень достижения цели развития может быть определена удельным весом населения с высоким уровнем образования, численностью студентов на 1000 человек населения и т.д.

При конструировании интегрального  показателя уровня жизни возникает  ряд сложностей. Во-первых, каждый из трех частных измерителей уровня жизни выбирается из множества однотипных показателей, и на этот выбор не могут  не влиять субъективные взгляды экономиста-исследователя. Во-вторых, создавая формулу расчета  интегрального показателя уровня жизни, исследователь закладывает в  нее некую относительную значимость частных факторов уровня жизни, которая  также носит субъективный характер. В-третьих, частные показатели уровня жизни обычно измеряются в различных  единицах, что затрудняет использование  этих показателей в качестве аргументов функции уровня жизни. В-четвертых, явление развития весьма сложно, поэтому  оно не может быть описано каким-либо одним количественным показателем. Развитие человека как социального  индивида характеризуется не только его образованием (которое может  быть легко измерено), но также уровнем  и направленностью его творческих способностей и степенью развития системы  его социальных взаимосвязей с другими  людьми: семейных, дружеских, профессиональных, гражданских, политических и т.д. Три  из четырех перечисленных выше сложностей успешно преодолены в рамках концепции  индекса человеческого развития, которая будет рассмотрена ниже. Что касается проблемы оценки уровня социального развития, то она рассматривается  более глубоко в рамках концепции  качества жизни. Понятие качества жизни  включает в себя как уровень жизни, измеренный тем или иным способом, так и другие количественные и  качественные характеристики общественной жизни, отражающие различные аспекты  социального развития, в частности  состояние преступности, морали, культуры, экологии и т.д.

В настоящее время существует множество  концептуальных подходов к определению  качества жизни. Мы разделяем точку зрения, согласно которой качество жизни должно рассматриваться как постоянно эволюционирующая категория, которая может наполняться различным содержанием в зависимости от социальных идеалов того или иного сообщества, исторического периода времени, подхода к определению сути и др. Изучение различных подходов к определению сущности категории «качество жизни» позволяет сделать вывод о невозможности выработки единой, раз и навсегда установленной его формулировки.

Это подтверждается наличием множества  работ, повещенных рассмотрению качества жизни населения и различных  его сторон, в которых до настоящего времени нет единства в понимании  того, какие социально-экономические  процессы и явления обозначаются этим термином. С одной стороны, встречается  предельно расширительное толкование данной категории, которое, по существу, вбирает в себя все процессы жизнедеятельности  человека и общества. С другой, показатели качества жизни иной раз включается безо всякой научной аргументации только узкая часть процессов жизнеобеспечения людей.

Термин  «качество жизни» появился в середине 50-х годов, когда стало очевидно, что категория «уровень жизни» всестороннее не отражает благосостояние населения. Изучение проблемы качества жизни началось в конце 60-х годов ХХ столетия, когда в высокоразвитых странах  Запада стал осуществляться переход  к постиндустриальной стадии развития общества, что обусловило интерес  к гуманитарному содержанию экономического прогресса. Вначале качество жизни  связывалось в основном с вопросами  охраны окружающей среды, здоровья и  обновления городов. Но вскоре эта проблема стала рассматриваться под углом обеспечения жизнеспособности общества и трактоваться как составная часть некоего футурологического идеала, который предстоит достигнуть человечеству в близком будущем, - перехода к следующему этапу развития цивилизации с новыми отношениями между людьми, при которых на первый план выходят не деньги, а гармония социальных и культурных ценностей.

Многие  авторы считают, что качество жизни  – это «совокупность ряда жизненных  важнейших ценностей. Как живется  человеку, как удовлетворяются его  потребности высших порядков, во имя  чего он живет, каков смысл его  жизни, удовлетворен ли он своей жизнью». А.И. Суббето определяет качество жизни как систему качеств духовных, материальных социокультурных, экологических и демографических компонент жизни.

Н.М  Римашевская подчеркивает, что качество жизни характеризует, прежде всего, состояние самого субъекта общественной жизни человека. Ряд авторов отождествляет понятия «благосостояния» и «качество жизни». Немецкий ученый-теоретик И. Штиффен под «качеством жизни» подразумевает сознательное формирование экономики в интересах большинства.

Следует отметить еще один аспект изучения качество жизни – с точки зрения индивида и общества. При так называемом «индивидуалистском» подходе качество жизни понимается как достижения, в различных сферах, индивида как  такого. При «трансцендентальном» подходе  – интересы и достижения индивида рассматриваются во взаимосвязи  с его социальными функциями. В первом случае качество жизни характеризуется  степенью, в которой индивид преуспевает  в удовлетворении своих потребностей, и ее оценкой со стороны индивида. Во втором – подразумевается степень  реализации функций индивида в широком  социальном контексте. Поэтому возникает  необходимость оценки качества жизни  с точки зрения общества; встает проблема согласования различного уровня интересов, перераспределения ресурсов, в том числе от частного потребления  к общественному, сбалансированности благ индивида и общества.

Качество  жизни - это категория, которая:

-  охватывает количественные и качественные характеристики таких компонент благосостояния как уровень жизни, образ жизни, условия жизнедеятельности (включая условия проживания, среды обитания);

-опирается на категории «потребности» и «ценности»;

-учитывает деятельностную (функциональную) составляющую, связанную с удовлетворением потребностей, реализацию ценностей;

-выражает взаимодействие индивида и общества, различных его составляющих;

-охватывает все аспекты и сферы человеческой жизнедеятельности;

-объединяет объективную и субъективную стороны жизнедеятельности людей и общества; характеризует состояние населения страны;

-определяет степень и возможность накопления продуктивного использования, реализации человеческого капитала;

-является категорией относительной.

Качество  жизни - это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного  существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что номенклатура показателей качества жизни должна включать как объективные характеристики самого человека (или социума), его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение субъекта к реалиям его жизни.

Наиболее  обоснованной является трактовка качества жизни населения с позиций  понимания сущности жизни людей  как процесса, направленного в  целом на сохранение и развитие жизни  человечества во всё более широких  границах природных условий путём  созидательной деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных противоречий и трудностей.

Конкретизируя это принципиальное положение применительно  к нынешнему состоянию населения  России, качество жизни россиян следует  рассматривать как качество жизни  коллективного субъекта, состоящего из качеств жизни каждого гражданина. Это «всеобщее» качество жизни требует  улучшения во всех аспектах и должно измеряться и оцениваться по объективным  и субъективным показателям по отношению  к целевому критерию (эталону), ориентированному на реальную перспективу социально-экономического развития страны.

Кроме того, человеческая жизнь понимается как процесс, реализующий, с одной  стороны, генетически заданное сохранение, развитие и репродукцию человека, и, с другой стороны - генерируемую самим  человеком целевую трансформацию  внешних объектов и самого себя. Этот процесс происходит в природной  и социальной среде путём сложного, в том числе конкурентного, взаимодействия с разными объектами и субъектами, «населяющими» эти среды.

Поэтому качество жизни определяется, прежде всего: первым фактором, присущими определённому  человеку (или социуму) внутренними  возможностями осуществлять жизненные  процессы - жизненным потенциалом. Вторым фактором качества жизни являются процессуально-результативные характеристики жизнедеятельности по отношению к имеющимся у людей потребностям, интересам, ценностям и целям. Третьим фактором качества жизни выступают внешние возможности, т.е. свойства окружающих сред, объектов и субъектов. Они должны быть такими, чтобы жизненные функции первой направленности могли осуществляться безусловно, а функции второй направленности имели бы значимую вероятность достижения целей для людей, которые хотят это сделать и готовы приложить для этого необходимые усилия.

Из  сказанного вытекает определение понятия  «качество жизни», положенное в основу разработки номенклатуры показателей: качество жизни человека (индивида или социума) - это оценочная категория  жизни человека, обобщённо характеризующая  параметры всех составляющих его  жизни: жизненного потенциала, жизнедеятельности  и условий жизнедеятельности (инструментов, ресурсов и среды) по отношению к  некоторому объективному или субъективному  эталону.

Таким образом, качество жизни населения  определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием  характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности  социально-позитивным потребностям, ценностям  и целям. Проявляется качество жизни  в субъективной удовлетворённости  людей самими собой и своей  жизнью, а также в объективных  характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению.

При определении качества жизни выделяют два вида индикаторов: объективные  и субъективные.

- объективные индикаторы качества  жизни: природные и социальные.

- субъективные индикаторы качества  жизни: когнитивные (оценки общей  удовлетворенности жизнью и оценки  удовлетворенности различными сферами  жизни) и эмоциональные. 

Исследования  дают основание полагать, что экономическая  категория «качество жизни населения» может быть определена как «сформировавшаяся  в массовом сознании, обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения». Данные характеристики можно рассмотреть при помощи семи интегральных свойств качества жизни:

1. Качество населения, интегрирующее  такие его свойства, как способность  к воспроизводству (рождаемость,  смертность, заболеваемость, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни  и т.п.), способность образовывать  и сохранять семьи (брачность, разводимость), уровень образования и квалификации (доля населения, охваченного обучением в соответствующих возрастных группах, достигнутый уровень образования и т.п.).

2. Благосостояние. Материальный аспект благосостояния характеризуют показатели доходов, текущего потребления и сбережений населения (величина доходов в реальном выражении, их распределение по направлениям использования и различным социально-экономическим группам населения, структура потребительских расходов населения, наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей и др.), а также такие макроэкономические показатели, как ВВП на душу населения, фактическое потребление домашних хозяйств, индекс потребительских цен, уровни безработицы и бедности.

3. Условия жизни населения. Понятие  «условия жизни» включает в  себя характеристики жилищных  условий, обеспеченность населения  мощностями здравоохранения, образования,  культуры, использования свободного  времени, социальной и географической  мобильности и т.п. 

4. Информированность населения, характеризующая  доступность к средствам телекоммуникации  и информационных инфраструктур  (операторы мобильной радиосвязи, информационные ресурсы, интернет-технологии и т.д.).

5. Социальная безопасность (или качество  социальной сферы), отражающая условия  труда, социальное обеспечение  и социальную защиту, физическую  и имущественную безопасность.

6. Качество окружающей среды (или  качество экологической ниши), аккумулирующее  данные о загрязнении воздушного  пространства, воды, о качестве почвы,  уровне биоразнообразия территории и т.п.

 

7. Природно-климатические условия,  характеризующиеся климатическими  условиями, частотой и спецификой  форс-мажорных ситуаций (наводнений, землетрясений, ураганов и других  стихийных бедствий).

В конечном счете, категорию «качество  жизни» можно свести к семи интегральным свойствам, изложенным выше, которые  составляют среду и систему обеспечения  жизнедеятельности населения.

 

 

3. ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

3.1.Потребности

Нужды людей очень разнообразны, многочисленны  и сложны. Среди них выделяются физиологические, социальные и духовные нужды. Каждая конкретная нужда может  по-разному восприниматься отдельными людьми. Это зависит от уровня образованности и культуры, характера и интересов  каждого человека. Если же какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из создавшегося положения. Выхода может быть два: либо найти возможность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отказаться от ее удовлетворения.

Информация о работе Целевая функция производства. Потребности