Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 16:29, доклад
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Государство с помощью законодательных, административных и бюджетных мероприятий воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. посредством цен сглаживать циклические колебания процессов воспроизводства.
Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной политики цен
Важнейшая часть управления рыночной экономикой - ценовая политика государства. Характерно сочетание
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Государство с помощью законодательных, административных и бюджетных мероприятий воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. посредством цен сглаживать циклические колебания процессов воспроизводства. С учетом конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит обычно антикризисный характер. Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить серьезного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита бюджета, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции. Важной задачей при этом является и достижение серьезных социальных результатов. Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования, с использованием административно-юридических методов), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплаты труда, налогообложение и др.). На способы и методы государственного регулирования цен оказывают воздействие национальные и климатические факторы, сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда. Во всех развитых странах с рыночной экономикой государственными органами выработаны принципы, методы и нормативы установления цен. Кроме разработки и принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.
Рассмотрим с помощью каких мер и какими методами осуществляется регулирование цен в ряде стран с рыночной экономикой. США. Ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке США в 70-х годах нашего столетия, перерастание умеренной инфляции в галопирующую, привели к необходимости прибегнуть к методам прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации Р.Никсона впервые в послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами, а также за заработной платой. Сложное экономическое положение страны, давление общественного мнения вынудили президента пойти на крайние меры. В сложившейся ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего, увеличить масштабы безработицы. Предполагалось, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет введено замораживание цен и заработной платы. Прямое регулирование цен способствовало стабильности экономики США. К осени 1972 г. в стране снизились темпы роста цен, увеличилась занятость, стал быстро расти валовой национальный продукт. Однако довольно скоро выявились и негативные последствия централизованного регулирования. Строгий контроль ограничивал межотраслевой перелив капиталов, тормозил инвестиционную политику. Снизился уровень деловой активности, сдерживался рост доходов. В мае 1974 г. в США отказались от прямого контроля над ценами. В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. Прямое государственное регулирование цен в настоящее время применяется лишь в высокомонополизированных отраслях. Например, специальные комиссии устанавливают тарифы за пользование электроэнергией, на некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10 % цен. Основные же методы воздействия на цены – косвенные, которые широко применяются в нефтяных отраслях и агропромышленном комплексе.
Во
Франции имеет место прямое регулирование
цен на сельскохозяйственную продукцию,
газ, электроэнергию, транспортные услуги,
а также осуществляется наблюдение
за ценами в условиях конкуренции.
В экономике Франции государственный
сектор занимает небольшой удельный вес
и включает отрасли - монополисты (например,
газовую промышленность, электроэнергетику
и транспорт), а также некоторые отрасли,
работающие в режиме рыночной конкуренции
(например, национальный и коммерческие
банки, страховые компании и отдельные
фирмы). В первом случае государство
устанавливает все экономические
параметры деятельности отраслей монополистов,
в том числе объем инвестиций, оплату труда
и цены на готовую продукцию. Во
втором - оказывает минимальное воздействие
на хозяйственную деятельность этих
отраслей, побуждая их к конкуренции с
частным сектором. Эта специфика экономики
Франции предопределила
соотношение между регулируемыми
и свободными ценами на товары и услуги:
примерно 20% цен регулируется государством,
а остальные 80 % - находятся в режиме
свободного рыночного ценообразования.
Франция является одной их немногих
промышленно развитых стран,
где долгое время существовал довольно
жесткий режим государственного регулирования
цен. На протяжении почти 30 лет (1947-1986)
государственное регулирование цен являлось
составной частью политики «дирижизма».
Французские экономисты пришли
к выводу, что подобный контроль
за ценами делает рынок менее гибким,
сдерживает рост производства,
конкуренцию и на определенном
этапе ограничивает свободный
перелив капиталов, мобильность рынка
труда, рынка товаров услуг. Интересен
опыт регулирования цен в Японии.
Государству здесь запрещено устанавливать
цены как монопольно высокие,
так и монопольно низкие, преследующие
цель "выбить" конкурента из
рынка. Введены ограничительные меры
в отношении единовременного повышения
цен. Они распространяются на отрасли,
где объем производства превышает
30 млрд. иен. Если в таких
отраслях более двух фирм в пределах трех
месяцев подняли цену примерно
на одну и ту же величину в абсолютном
выражении или в процентах, то Комиссия
по справедливым сделкам вправе потребовать
от них доклада о причинах такого повышения
и при необходимости начать
расследование. Исключения предусмотрены
лишь на случай резкого ухудшения деловой
конъюнктуры, когда цены ниже издержек
и возникает угроза банкротства значительного
числа фирм отрасли. С разрешения Комиссии
в таких случаях допускается согласование
производителями объемов производства,
продаж, капиталовложений, уровней
загрузки оборудования и цен. Когда Комиссия
получает заявление с просьбой о разрешении
таких исключений, она обязана
в короткий срок обнародовать причины
своего согласия или отказа. Принимая
решение, она консультируется с министром,
в компетенцию которого входит отрасль.
Принципы ценообразования в развитых странах.
В экономически развитых странах контролю за ценами подвергается от 5 до 50% продукции. Так, в США государством регулируется от 5 до 10% цен, в Японии - примерно 20% потребительских цен, в Австрии - около 10% цен, а в Швейцарии в законодательном порядке регулируются цены почти на 50% объёма товарной продукции.
Для европейских стран характерно более широкое участие государства в регулировании цен. В частности, в Австрии Парламент устанавливает почтовые, телефонные и железнодорожные тарифы и цены на табак и соль, Министерство финансов — на спиртные напитки, а Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг.
В Бельгии законодательно закреплено понятие максимальной продажной цены на товары и услуги, при этом верхний предел этой цены фиксируется нормативным актом, который выпускается Министерством по делам экономики после предварительной консультации с Комитетом по регулированию цен.
В Норвегии в соответствии с законом «О контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции» вопросами ценообразования занимаются специальные органы: Совет по ценам, Директорат по ценам и Государственная инспекция по ценам. Они могут определять максимальные и минимальные уровни цен, замораживать цены, устанавливать порядок исчисления скидок и надбавок, уровень рентабельности. Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.
В Германии с 1978 года фактически действуют фиксированные цены на рецептурные лекарства. Ключевой принцип ценообразования на немецком рынке медикаментов состоит в том, что государство регламентирует не производителей, а посредников – оптовых и розничных торговцев, в данном случае аптеки. Фармацевтические компании устанавливают цены на свою продукцию по собственному усмотрению, а вот размеры торговых наценок прописываются Министерством экономики страны. В результате во всех аптеках Германии цены на лекарства, которые отпускаются по рецепту врача, одинаковые.
Таким
образом, государство в развитых
странах не устраняется от контроля
за ценообразованием на внутреннем рынке
и от разумного регулирования цен, причём
решает эти задачи разнообразными методами,
с учетом особенностей развития рыночной
экономики в каждой стране.
Ценообразование в России: история вопроса
В истории России система формирования цен не раз претерпевала качественные преобразования. Так, до 1 января 1992 года в стране действовала централизованная, плановая система ценообразования. Государственный комитет цен при Совете Министров СССР формировал прейскуранты оптовых и розничных цен практически на все виды продукции, которые выпускались в стране. И только 5% цен на отдельные категории продуктов питания, товары лёгкой промышленности формировались местными органами власти. Цены были неизменны в течение длительных периодов времени, однако не выполняли роли регулятора производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
В 1991 г. экономический кризис, который привёл к трёхкратному разрыву между объёмом денежной массы и товарным предложением, а вместе с ним к дефициту продовольствия, заставил государство пойти на либерализацию цен. 3 декабря 1991 г. Президент России подписал указ «О мерах по либерализации цен», в соответствии с которым со 2 января 1992 года страна переходила «в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги». Указ предусматривал проведение трех групп мероприятий:
1)
освобождение 90% розничных и 80% оптовых
цен от государственного
2)
установление на ряд социально-
3)
установление регулируемых цен
на продукцию предприятий-
Принятие этих мер позволило решить проблемы с товарным дефицитом в стране, однако имело свои необратимые последствия. В период 1992-1998 гг. потребительские цены в России выросли более чем в 4 тысячи раз. При этом номинальные доходы населения увеличились всего в тысячу раз. Следствием этого стало катастрофическое падение уровня жизни населения, справиться с которым государство не может по сей день.
Кроме
того, «свободное» ценообразование
привело к резкому росту
Современная модель ценообразования в России. Законодательное регулирование.
Со
времени принятия президентского указа
«О мерах по либерализации цен» принципы
ценообразования в России практически
не изменились. Подавляющее большинство
цен свободно формируются на рынке
под воздействием спроса и предложения.
До определённого времени
Сегодня согласно действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в которое за последние 15 лет 19 раз вносились изменения, Правительство России осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на следующие виды товаров (услуг):
- природный (попутный, сжиженный, сухой) газ;
-
продукция ядерно-топливного
-
электрическая и тепловая
-
транспортировка нефти и
-
продукция оборонного
-
алмазное сырьё, драгоценные
-
протезно-ортопедические
-
перевозки грузов, пассажиров, багажа
на железнодорожном транспорте (кроме
перевозок в пригородном
-
аэронавигационное
- отдельные услуги почтовой и электрической связи;
-
водка, ликёроводочная и
- этиловый спирт;
-
лекарственные средства, включённые
в перечень жизненно
Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют регулирование цен по следующим видам товаров и услуг:
-
энергетические ресурсы,
Информация о работе Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной политики цен