Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной политики цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 16:29, доклад

Описание

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Государство с помощью законодательных, административных и бюджетных мероприятий воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. посредством цен сглаживать циклические колебания процессов воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

ценообр.docx

— 30.04 Кб (Скачать документ)

  Ценообразование за рубежом. Необходимость  государственной  политики цен

  Важнейшая часть управления  рыночной  экономикой - ценовая  политика государства. Характерно  сочетание 

  Государственные мероприятия по регулированию цен  могут носить законодательный, административный и судебный характер. Государство с помощью законодательных, административных и бюджетных мероприятий воздействует  на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию  экономической системы в целом, т.е. посредством цен сглаживать  циклические колебания процессов воспроизводства. С учетом конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование  цен  носит  обычно  антикризисный  характер.  Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить серьезного роста  цен  в результате возникновения устойчивого дефицита бюджета, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей,  способствовать  созданию нормальной конкуренции.  Важной  задачей  при  этом  является  и  достижение серьезных социальных результатов. Меры воздействия на производителей со стороны государства  могут  быть как  прямыми (путем установления определенных  правил  ценообразования, с использованием административно-юридических методов), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплаты  труда, налогообложение и др.). На способы и методы  государственного  регулирования цен оказывают воздействие национальные и климатические факторы,  сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда. Во всех развитых странах с рыночной экономикой государственными органами  выработаны принципы, методы и нормативы установления цен. Кроме разработки  и  принятия решений по стратегическим  и  тактическим  вопросам  государственные  органы берут на себя функцию  установления  конкретных  цен  на  товары  и  услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.

  Рассмотрим  с помощью каких мер и какими методами осуществляется регулирование цен в ряде стран с рыночной экономикой. США. Ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке США в 70-х годах нашего столетия, перерастание умеренной инфляции в галопирующую,  привели к необходимости прибегнуть   к   методам   прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе  администрации Р.Никсона впервые в послевоенные годы был установлен  централизованный  контроль  над ценами, а также за  заработной  платой. Сложное экономическое положение страны, давление общественного мнения вынудили президента пойти на крайние меры. В сложившейся ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего, увеличить масштабы безработицы. Предполагалось, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет введено замораживание цен и заработной платы. Прямое регулирование цен способствовало стабильности экономики США.  К осени 1972 г. в стране снизились темпы роста цен,  увеличилась занятость, стал быстро  расти валовой национальный  продукт.  Однако  довольно  скоро выявились и негативные последствия централизованного регулирования. Строгий контроль ограничивал межотраслевой перелив капиталов, тормозил инвестиционную политику. Снизился уровень деловой активности,  сдерживался рост доходов. В мае 1974  г. в США отказались  от  прямого контроля  над ценами. В настоящее   время   американская  администрация,   ограничивая государственное финансирование  и прямое  регулирование цен по  отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. Прямое государственное регулирование цен в настоящее время применяется лишь в высокомонополизированных отраслях. Например, специальные комиссии устанавливают  тарифы  за пользование электроэнергией, на некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10  % цен. Основные же методы воздействия на цены – косвенные, которые широко применяются в нефтяных отраслях и агропромышленном комплексе.

  Во Франции имеет место прямое регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги,  а также  осуществляется наблюдение за  ценами  в  условиях  конкуренции. В экономике Франции государственный сектор занимает небольшой удельный вес и включает отрасли - монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие  в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческие банки, страховые компании  и  отдельные  фирмы). В первом  случае   государство устанавливает   все   экономические    параметры деятельности отраслей монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены  на  готовую продукцию. Во втором - оказывает минимальное воздействие на  хозяйственную деятельность этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Эта специфика экономики  Франции   предопределила   соотношение   между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги:  примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80 % - находятся в режиме  свободного рыночного ценообразования. Франция является одной их немногих  промышленно  развитых  стран,  где долгое  время  существовал довольно   жесткий режим государственного регулирования цен. На протяжении почти 30  лет  (1947-1986)  государственное регулирование цен являлось составной  частью политики «дирижизма». Французские  экономисты  пришли  к  выводу,  что  подобный контроль за ценами делает рынок менее  гибким, сдерживает  рост  производства, конкуренцию и на  определенном  этапе   ограничивает   свободный   перелив капиталов, мобильность рынка труда, рынка товаров услуг. Интересен опыт регулирования цен в Японии. Государству здесь запрещено устанавливать цены  как монопольно  высокие,  так и монопольно   низкие, преследующие цель "выбить"  конкурента  из  рынка.  Введены ограничительные меры в отношении единовременного повышения цен. Они распространяются  на отрасли, где объем производства  превышает 30  млрд.  иен.  Если  в таких отраслях более двух фирм в пределах трех месяцев подняли цену  примерно  на одну и ту же величину в абсолютном выражении или в процентах,  то  Комиссия по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклада о причинах  такого повышения   и   при   необходимости   начать  расследование.  Исключения предусмотрены лишь на случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры,  когда цены ниже издержек и возникает угроза банкротства значительного числа фирм отрасли. С разрешения Комиссии в таких случаях допускается согласование производителями объемов производства,  продаж,  капиталовложений, уровней загрузки оборудования и цен. Когда Комиссия получает заявление с просьбой  о разрешении таких исключений,  она  обязана  в  короткий срок  обнародовать причины своего согласия или отказа. Принимая решение, она консультируется  с министром, в компетенцию которого входит отрасль.  

  Принципы  ценообразования в развитых странах.

    В экономически развитых странах контролю за ценами подвергается от 5 до 50% продукции. Так, в США государством регулируется от 5 до 10% цен, в Японии - примерно 20% потребительских цен, в Австрии - около 10% цен, а в Швейцарии в законодательном порядке регулируются цены почти на 50% объёма товарной продукции.

  Для европейских стран характерно более широкое участие государства в регулировании цен. В частности, в Австрии Парламент устанавливает почтовые, телефонные и железнодорожные тарифы и цены на табак и соль, Министерство финансов — на спиртные напитки, а Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг.

  В Бельгии законодательно закреплено понятие максимальной продажной цены на товары и услуги, при этом верхний предел этой цены фиксируется нормативным актом, который выпускается Министерством по делам экономики после предварительной консультации с Комитетом по регулированию цен.

  В Норвегии в соответствии с законом «О контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции» вопросами ценообразования занимаются специальные органы: Совет по ценам, Директорат по ценам и Государственная инспекция по ценам. Они могут определять максимальные и минимальные уровни цен, замораживать цены, устанавливать порядок исчисления скидок и надбавок, уровень рентабельности. Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.

  В Германии с 1978 года фактически действуют фиксированные цены на рецептурные лекарства. Ключевой принцип ценообразования на немецком рынке медикаментов состоит в том, что государство регламентирует не производителей, а посредников – оптовых и розничных торговцев, в данном случае аптеки. Фармацевтические компании устанавливают цены на свою продукцию по собственному усмотрению, а вот размеры торговых наценок прописываются Министерством экономики страны. В результате во всех аптеках Германии цены на лекарства, которые отпускаются по рецепту врача, одинаковые.

  Таким образом, государство в развитых странах не устраняется от контроля за ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причём решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой стране. 

  Ценообразование в России: история  вопроса

  В истории России система формирования цен не раз претерпевала качественные преобразования. Так, до 1 января 1992 года в стране действовала централизованная, плановая система ценообразования. Государственный комитет цен при Совете Министров СССР формировал прейскуранты оптовых и розничных цен практически на все виды продукции, которые выпускались в стране. И только 5% цен на отдельные категории продуктов питания, товары лёгкой промышленности формировались местными органами власти. Цены были неизменны в течение длительных периодов времени, однако не выполняли роли регулятора производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

  В 1991 г. экономический кризис, который  привёл к трёхкратному разрыву между  объёмом денежной массы и товарным предложением, а вместе с ним к  дефициту продовольствия, заставил государство  пойти на либерализацию цен. 3 декабря 1991 г. Президент России подписал указ «О мерах по либерализации цен», в соответствии с которым со 2 января 1992 года страна переходила «в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги». Указ предусматривал проведение трех групп мероприятий:

  1) освобождение 90% розничных и 80% оптовых  цен от государственного регулирования;

  2) установление на ряд социально-значимых  потребительских товаров и услуг  государственных регулируемых цен  и тарифов (хлеб, молоко, общественный  транспорт);

  3) установление регулируемых цен  на продукцию предприятий-монополистов.

  Принятие  этих мер позволило решить проблемы с товарным дефицитом в стране, однако имело свои необратимые последствия. В период 1992-1998 гг. потребительские  цены в России выросли более чем  в 4 тысячи раз. При этом номинальные  доходы населения увеличились всего  в тысячу раз. Следствием этого стало  катастрофическое падение уровня жизни  населения, справиться с которым  государство не может по сей день.

  Кроме того, «свободное» ценообразование  привело к резкому росту прибыли  в торгово-посреднической сфере  и её снижению в производственных секторах, в первую очередь, в сельском хозяйстве. В конечном итоге, это  негативно сказалось на продовольственной  безопасности страны.  

  Современная модель ценообразования  в России. Законодательное  регулирование.

  Со  времени принятия президентского указа  «О мерах по либерализации цен» принципы ценообразования в России практически  не изменились. Подавляющее большинство  цен свободно формируются на рынке  под воздействием спроса и предложения. До определённого времени государство  только сокращало свою роль и контрольные  функции в этой сфере. А круг товаров  и услуг, на которые распространяется государственное регулирование  цен, последовательно сужался.

  Сегодня согласно действующему Постановлению  Правительства Российской Федерации  от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в которое за последние 15 лет 19 раз вносились изменения, Правительство России осуществляет государственное регулирование  цен и тарифов на следующие  виды товаров (услуг):

  - природный (попутный, сжиженный,  сухой) газ;

  - продукция ядерно-топливного цикла;

  - электрическая и тепловая энергия,  поставляемая на оптовый рынок;

  - транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

  - продукция оборонного назначения;

  - алмазное сырьё, драгоценные камни;

  - протезно-ортопедические изделия;

  - перевозки грузов, пассажиров, багажа  на железнодорожном транспорте (кроме  перевозок в пригородном сообщении);

  - аэронавигационное обслуживание  воздушных судов, услуги в аэропортах;

  - отдельные услуги почтовой и  электрической связи;

  - водка, ликёроводочная и другая  алкогольная продукция крепостью  выше 28 градусов;

  - этиловый спирт;

  - лекарственные средства, включённые  в перечень жизненно необходимых  и важнейших лекарственных средств.

  Органы  исполнительной власти субъектов Федерации  осуществляют регулирование цен  по следующим видам товаров и  услуг:

  - энергетические ресурсы, реализуемые  управляющим компаниям, жилищным  организациям, ТСЖ;

Информация о работе Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной политики цен