Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной политики цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 16:29, доклад

Описание

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Государство с помощью законодательных, административных и бюджетных мероприятий воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. посредством цен сглаживать циклические колебания процессов воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

ценообр.docx

— 30.04 Кб (Скачать документ)

  -предельные  оптовые и розничные надбавки  к ценам на лекарства, включённые  в перечень жизненно необходимых  и важнейших лекарственных средств;

  - перевозки пассажиров всеми видами  общественного транспорта, включая  метрополитен, в городском и пригородном  сообщении (кроме железнодорожного  транспорта);

  - социальные услуги, предоставляемые  населению в государственных  и муниципальных учреждениях  социального обслуживания.

  Кроме того, согласно Постановлению №239 органы исполнительной власти субъектов Федерации  могут устанавливать предельные наценки на продукты детского питания, могут влиять на тарифы пригородных  железнодорожных перевозок и  вправе устанавливать предельные оптовые  и розничные надбавки к ценам  на лекарства, которые не включены в  перечень жизненно необходимых и  важнейших лекарственных средств.

  В развитие этого Постановления была сформирована нормативно-правовая база, которая включает в себя федеральные  законы: «О естественных монополиях», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О почтовой связи», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О связи», «О зерне», «Об образовании» и другие.

  Так, в соответствии с федеральным  законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также  Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004г. № 787 «Об утверждении Положения  об основах государственного регулирования  тарифов на железнодорожном транспорте»  регулирование тарифов на железнодорожном  транспорте осуществляется путём утверждения  самих тарифов или их предельного  уровня, а также посредством контроля за правильностью их применения. При этом на международные транзитные железнодорожные перевозки по территории России тарифы регулирует Министерство транспорта Российской Федерации, на все остальные перевозки по железной дороге – Федеральная служба по тарифам. Согласно федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются органами власти всех уровней – от федеральной до муниципальной. Ежегодно Федеральная служба по тарифам устанавливает по регионам предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. На их основе органы исполнительной власти субъектов Федерации устанавливают предельные индексы для муниципальных образований, которые и утверждают окончательные ставки тарифов.

  В соответствии с федеральным законодательством  и постановлением Правительства  Российской Федерации от 24 октября 2005 года №637 «О государственном регулировании  тарифов на услуги общедоступной  электросвязи и общедоступной почтовой связи» Федеральная служба по тарифам  устанавливает предельные максимальные тарифы на услуги телефонной связи  и унифицированные для всех категорий  тарифы на услуги почтовой и телеграфной  связи. Операторам связи предоставлено право устанавливать тарифы на услуги телефонной связи не выше максимальных значений с возможностью дифференцирования по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, по набору и объёму оказываемых услуг связи.

  Таким образом, в течение длительного  времени основным, и по сути, единственным, элементом государственной политики ценообразования являлось регулирование  тарифов естественных монополий.

  Нужно отметить, что в течение, буквально, последнего года государство стало  проводить более активную политику в сфере ценообразования и  распространять методы регулирования  цен и тарифов не только в отношении  услуг естественных монополий, но и  в отношении товаров, имеющих  важное социальное значение.

  Так, с 1 февраля 2010 года вступил в силу федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который допускает введение государством предельных цен на социально-значимые продукты питания (в списке Министерства промышленности и торговли 33 наименования продуктов, среди которых мясо, курица, молоко, хлеб, картофель, сыры, чай). Согласно закону в случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного региона рост розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров составит 30% и более, Правительство России имеет право на срок до 3 месяцев установить предельно допустимые розничные цены.

  Ещё до принятия этого закона государство  уже прибегало к регулированию  цен на социально-значимые продукты питания осенью 2007 года. Тогда при  посредничестве Правительства России между производителями сельхоз товаров и компаниями розничной торговли было подписано «джентльменское» соглашение, устанавливающее срок фиксации цен на молоко, хлеб, масло и яйца до 1 февраля 2008 года с последующим продлением до 1 мая 2008 года. Однако больше такой опыт он не повторялся.

  Кроме того, в ближайшее время должны измениться принципы ценообразования  на фармацевтическом рынке, а государство  начнёт более жёстко регулировать цены на жизненно важные лекарства. 31 марта 2010 года Советом Федерации был  одобрен Федеральный закон «Об  обращении лекарственных средств», который обязывает производителей регистрировать оптовые цены на лекарства, входящие в правительственный перечень жизненно необходимых лекарственных  средств. К ценам производителей добавятся максимальные оптово-розничные надбавки, которые будут устанавливаться властями субъектов Федерации и не смогут превышать 40% от стоимости производителя. Таким образом, цены на жизненно важные медикаменты должны быть зафиксированы.

  Изменились  подходы и к формированию государственной  ценовой политики на рынке алкогольной  продукции. С 1 января 2010 года Федеральная  служба по регулированию алкогольного рынка Приказом от 30 ноября 2009 года установила минимальную цену на водку  в размере 89 рублей за 0,5 литра готовой  продукции, а Минимальная розничная цена на водку в 2011 году поднимется с 89 до 98 рублей за 0,5 литра. Эта цена включает в себя ставки акциза, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор. Наказание за нарушение указанной нормы согласно ст.14.6 Кодекса об административных правовых нарушениях составляет для предприятий розничной торговли 100 тысяч рублей, и во многих регионах уже широко применяется. 

  Актуальные  проблемы и особенности  ценообразования  в России

  Несмотря  на определённые изменения, произошедшие за последние несколько лет, и  отказ государства от политики полного  невмешательства в процесс формирования цен, главной проблемой по-прежнему является отсутствие единого государственного курса в этой сфере. Как правило, действия властей в области ценообразования  носят стихийный и непоследовательный характер.

  В статье 71 Конституции Российской Федерации  указано, что в ведении Российской Федерации находится установление основ ценовой политики в стране. Однако на сегодняшний день не существует закона, который мог бы обеспечить проведение в стране единой политики цен и тарифного регулирования. Предлагавшиеся в разное время законопроекты, такие как «О государственном  регулировании цен (тарифов)», «Основы  государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок)», «Об основах  ценовой политики Российской Федерации», отклонялись депутатами Государственной  Думы Российской Федерации ещё на стадии первого чтения.

  Механизмы и принципы ценообразования в  России разбросаны по множеству законодательных  актов. Непосредственное же воздействие  государства на цены и тарифы осуществляется преимущественно на ведомственном  уровне посредством огромного количества подзаконных актов органов исполнительной власти. Совершенно очевидно, что столь  широкое разнообразие правовых норм существенно замедляет и усложняет  процесс государственного воздействия  на цены и тарифы. Наглядным примером этого служит недавний скачок цен  на услуги ЖКХ в регионах, ответственность  за который чиновники различного уровня перекладывали друг на друга.

  Другой  важнейшей проблемой в области  ценообразования является недостаточная  обоснованность тарифов естественных монополий. По мнению многих специалистов, сегодняшние методики определения  затрат, включаемых в себестоимость  продукции естественных монополий, абсолютно непрозрачны. А так  как в российском законодательстве отсутствует понятие «экономически  обоснованные затраты», компании позволяют  себе закладывать в тарифы расходы  на содержание непрофильных активов  или необоснованно высокие зарплаты топ-менеджеров. Известны случаи, когда зарплата руководителя локальной естественной монополии (например, службы водоканала) в разы превышала зарплату руководителя региона.

  Повышение тарифов естественных монополий  зачастую обосновывается необходимостью инвестиций в развитие отрасли. Однако система принятия решений о включении  инвестиционной составляющей в структуру  тарифа также непрозрачна и проконтролировать распределение инвестиционных средств, как правило, не представляется возможным.

  В результате рост тарифов естественных монополий ежегодно превышает уровень  инфляции в России. Это ставит другие отрасли экономики в заведомо худшее положение, вынуждает отечественных  производителей повышать цены на выпускаемую продукцию, негативно сказывается на уровне жизни населения. По мнению многих специалистов, повышение тарифов естественных монополий является ключевым фактором высокой инфляции в стране.

  Для решения всех проблем в области  ценообразования России необходимо выработать единый подход и прозрачные принципы в этой сфере. Должны быть приняты следующие меры:

  1) Нужно разработать и принять  базовый федеральный закон, касающийся  основных принципов ценовой политики  Российской Федерации. Должны быть чётко разграничены полномочия между федеральными и региональными органами государственной власти в области государственного регулирования цен; определены сферы, в которых осуществляется государственное регулирование цен; сформулированы общие принципы формирования свободных и регулируемых цен, а также критерии и принципы расчета экономически обоснованных затрат; установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, а также процедуры разрешения конфликтов.

  2) Использовать методы долгосрочного  планирования и прогнозирования  цен в стране. Государство не  может допускать резких скачков  цен в тех или иных отраслях  экономики.

  3) Остановить необоснованный рост  тарифов естественных монополий.  Процедуры формирования тарифов  должны стать прозрачными, понятными  бизнесу и населению. Контроль  со стороны проверяющих органов  власти за деятельностью монополий  должен быть усилен.

  4) Повысить эффективность контроля за ценовыми сговорами и установлением монопольно высоких или монопольно низких цен. Более широко привлекать общество к отслеживанию этих процессов.

  5) Реализовать комплекс мер, направленных  на развитие конкуренции, стимулирование  сокращения издержек производителей, рост производительности труда  и применение современных ресурсосберегающих  технологий.

Информация о работе Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной политики цен