Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 16:29, доклад
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Государство с помощью законодательных, административных и бюджетных мероприятий воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. посредством цен сглаживать циклические колебания процессов воспроизводства.
-предельные
оптовые и розничные надбавки
к ценам на лекарства,
-
перевозки пассажиров всеми
- социальные услуги, предоставляемые населению в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания.
Кроме
того, согласно Постановлению №239 органы
исполнительной власти субъектов Федерации
могут устанавливать предельные
наценки на продукты детского питания,
могут влиять на тарифы пригородных
железнодорожных перевозок и
вправе устанавливать предельные оптовые
и розничные надбавки к ценам
на лекарства, которые не включены в
перечень жизненно необходимых и
важнейших лекарственных
В развитие этого Постановления была сформирована нормативно-правовая база, которая включает в себя федеральные законы: «О естественных монополиях», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О почтовой связи», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О связи», «О зерне», «Об образовании» и другие.
Так, в соответствии с федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004г. № 787 «Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте» регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется путём утверждения самих тарифов или их предельного уровня, а также посредством контроля за правильностью их применения. При этом на международные транзитные железнодорожные перевозки по территории России тарифы регулирует Министерство транспорта Российской Федерации, на все остальные перевозки по железной дороге – Федеральная служба по тарифам. Согласно федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются органами власти всех уровней – от федеральной до муниципальной. Ежегодно Федеральная служба по тарифам устанавливает по регионам предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. На их основе органы исполнительной власти субъектов Федерации устанавливают предельные индексы для муниципальных образований, которые и утверждают окончательные ставки тарифов.
В
соответствии с федеральным
Таким
образом, в течение длительного
времени основным, и по сути, единственным,
элементом государственной
Нужно отметить, что в течение, буквально, последнего года государство стало проводить более активную политику в сфере ценообразования и распространять методы регулирования цен и тарифов не только в отношении услуг естественных монополий, но и в отношении товаров, имеющих важное социальное значение.
Так, с 1 февраля 2010 года вступил в силу федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который допускает введение государством предельных цен на социально-значимые продукты питания (в списке Министерства промышленности и торговли 33 наименования продуктов, среди которых мясо, курица, молоко, хлеб, картофель, сыры, чай). Согласно закону в случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного региона рост розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров составит 30% и более, Правительство России имеет право на срок до 3 месяцев установить предельно допустимые розничные цены.
Ещё до принятия этого закона государство уже прибегало к регулированию цен на социально-значимые продукты питания осенью 2007 года. Тогда при посредничестве Правительства России между производителями сельхоз товаров и компаниями розничной торговли было подписано «джентльменское» соглашение, устанавливающее срок фиксации цен на молоко, хлеб, масло и яйца до 1 февраля 2008 года с последующим продлением до 1 мая 2008 года. Однако больше такой опыт он не повторялся.
Кроме
того, в ближайшее время должны
измениться принципы ценообразования
на фармацевтическом рынке, а государство
начнёт более жёстко регулировать цены
на жизненно важные лекарства. 31 марта
2010 года Советом Федерации был
одобрен Федеральный закон «Об
обращении лекарственных
Изменились
подходы и к формированию государственной
ценовой политики на рынке алкогольной
продукции. С 1 января 2010 года Федеральная
служба по регулированию алкогольного
рынка Приказом от 30 ноября 2009 года
установила минимальную цену на водку
в размере 89 рублей за 0,5 литра готовой
продукции, а Минимальная розничная
цена на водку в 2011 году поднимется с 89
до 98 рублей за 0,5 литра. Эта цена включает
в себя ставки акциза, налог на добавленную
стоимость, лицензионный сбор. Наказание
за нарушение указанной нормы согласно
ст.14.6 Кодекса об административных правовых
нарушениях составляет для предприятий
розничной торговли 100 тысяч рублей, и
во многих регионах уже широко применяется.
Актуальные проблемы и особенности ценообразования в России
Несмотря
на определённые изменения, произошедшие
за последние несколько лет, и
отказ государства от политики полного
невмешательства в процесс
В
статье 71 Конституции Российской Федерации
указано, что в ведении Российской
Федерации находится
Механизмы
и принципы ценообразования в
России разбросаны по множеству законодательных
актов. Непосредственное же воздействие
государства на цены и тарифы осуществляется
преимущественно на ведомственном
уровне посредством огромного
Другой
важнейшей проблемой в области
ценообразования является недостаточная
обоснованность тарифов естественных
монополий. По мнению многих специалистов,
сегодняшние методики определения
затрат, включаемых в себестоимость
продукции естественных монополий,
абсолютно непрозрачны. А так
как в российском законодательстве
отсутствует понятие «
Повышение
тарифов естественных монополий
зачастую обосновывается необходимостью
инвестиций в развитие отрасли. Однако
система принятия решений о включении
инвестиционной составляющей в структуру
тарифа также непрозрачна и
В результате рост тарифов естественных монополий ежегодно превышает уровень инфляции в России. Это ставит другие отрасли экономики в заведомо худшее положение, вынуждает отечественных производителей повышать цены на выпускаемую продукцию, негативно сказывается на уровне жизни населения. По мнению многих специалистов, повышение тарифов естественных монополий является ключевым фактором высокой инфляции в стране.
Для решения всех проблем в области ценообразования России необходимо выработать единый подход и прозрачные принципы в этой сфере. Должны быть приняты следующие меры:
1)
Нужно разработать и принять
базовый федеральный закон,
2)
Использовать методы
3)
Остановить необоснованный
4)
Повысить эффективность
5)
Реализовать комплекс мер,
Информация о работе Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной политики цен