Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 01:40, реферат
Цена - это денежное выражение стоимости товара-продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Цена представляет собой сложную экономическую категорию и ее, как объект изучения, следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики, на цену воздействуют народно-хозяйственные пропорции, система распределения национального дохода, существующая в стране система налогообложения, кредитования, порядок формирования затрат, норм амортизации и др
Понятие и сущность мировой и внутренней цены
Цена - это денежное выражение стоимости товара-продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Цена представляет собой сложную экономическую категорию и ее, как объект изучения, следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики, на цену воздействуют народно-хозяйственные пропорции, система распределения национального дохода, существующая в стране система налогообложения, кредитования, порядок формирования затрат, норм амортизации и др.; с микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить получение желаемой прибыли.
Внутренняя цена - продажная цена товара или услуги в стране их происхождения или производства.
Мировые
цены – цены, обслуживающие международный
рынок и отражающие его конъюнктуру.
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе во внешней торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.
На
мировом товарном рынке торговые
операции осуществляются на основе мировых
цен. Использование мировых цен
обусловлено наличием различных
цен на однотипные товары в разных
странах. С теоретической точки
зрения мировые цены представляют собой
денежное выражение интернациональной
стоимости товаров, реализуемых
на мировом товарном рынке. Интернациональная
стоимость – это общественно
необходимые затраты труда на производство
товара при среднемировых общественно
нормальных условиях производства и среднемировом
уровне производительности и интенсивности
труда. Процесс формирования мировых цен
достаточно сложен, и на практике мировой
называют цену на определенный вид сырья
продукции, товара, на основании которой
реализуется значительный объем этой
продукции (товаров) в международной торговле
с платежом в свободно конвертируемой
валюте. Мировыми ценами считаются:
Специфика мировых цен
Цены
товаров, обращающихся на сложившихся
мировых рынках, характеризуются
рядом особенностей, во-первых, тем,
что мировая цена отклоняется
от внутренних цен. Цены мирового рынка
базируются на интернациональной стоимости,
формируемой ведущими странами-экспортерами.
Внутренние цены основываются на национальной
стоимости и отражают затраты национальных
производителей. Как правило мировая цена
ниже внутренней. Разрыв между ними может
составлять более 30%, при этом на готовые
товары он значительнее, чем на сырьевые,
что связано с более высоким уровнем тарифных
и нетарифных барьеров при ввозе готовой
продукции. Таким образом, внутренняя
цена в большинстве случаев не предопределяет
окончательно уровня мировой цены. переход
от внутренних цен к мировым состоит, как
правило, из целой цепочки доплат, наслаивающихся
при импорте на мировые цены (пошлины,
компенсационные сборы) или "отслаивающихся"
при экспорте от внутренних цен (налоговые,
амортизационные, транспортные и другие
льготы, субсидии).
Второй особенностью мировых цен является
их множественность, то есть наличие нескольких
рядов цен на один и тот же товар. Множественность
мировых цен обусловлена различным качеством
товара, разными условиями поставки, характером
торговой сделки, сроками поставки, упаковкой.
Вот почему при абсолютном значении цены
необходимо подробно указать следующие
реквизиты: качественные характеристики
или происхождение товара, условия поставки,
сроки поставки, упаковка.
Например, информацией о том, что цена
тонны соевых бобов составляет 200 долл.,
невозможно воспользоваться при совершении
сделки купли-продажи. На фоне множественности
цен каждый абсолютный показатель необходимо
прокомментировать: 200 долл., за тонну соевых
бобов: американских с содержанием белка
44%; СИФ; с поставкой через 3 месяца. Цена
на соевые бобы другого качества и происхождения,
например аргентинские с содержанием
белка 38%, с иными условиями (ФОБ) и сроками
(чем они отдаленнее, тем цена, как правило,
ниже) поставки будет выше или ниже.
Третьей
особенностью мировых цен является их
быстрое старение, отражающее сдвиги в
конъюнктуре товарных рынков. Так, на подвижные
биржевые товары цены в течение дня колеблются
иногда в пределах 100% и более.
Принимая во внимание специфические признаки
мировых цен, можно выделить основные
особенности организации ценовой работы.
На фоне множественности цен на один и тот же товар важным становится вопрос в выборе ориентира, основы для определения цены сделки, то есть мировой базисной цены. Цены, соответствующие понятию мировой базисной цены, должны удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, быть доступными для любого продавца или покупателя; во-вторых, быть представительными для мирового товарооборота.
Цены стран-экспортеров определяют уровень мировых цен по сырьевым ресурсам, например пушнина – цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукциона; пшеница – экспортные цены Канады; нефть – экспортные цены стран – членов ОПЕК; чай – цены аукционов Калькутты, Лондона; цветные металлы – цены Лондонской биржи цветных металлов и экспортные цены Канады.
По
готовым изделиям и товарам решающую
роль в формировании уровня мировой
цены играют цены ведущих мировых
производителей, специализирующихся на
их изготовлении и реализации. Нужно
отметить, что по сырьевым ресурсам
определение мировой цены не представляет
трудности (достаточно использовать 2–3
показателя), тогда как определение
уровня цены на готовые изделия и
товары достаточно проблематично, что
связано с большим количеством
фирм, реализующих аналогичные
Таким образом, на уровень мировых цен решающее влияние оказывают основные поставщики на внешний рынок. Мировые цены могут значительно отличаться от внутренних цен стран, так как: во-первых, имеют разную стоимостную основу в силу различных условий и объемов производства, конъюнктуры рынка; во-вторых, из-за различия между формированием цен на сырье и товары, предназначенных для экспорта и для внутреннего потребления (пошлины, налоги).
Формирование мировой цены проходит в три этапа. Первый – от производителя на рынок. На этом этапе уровень цены зависит от факторов производства (издержки, прибыль).
На втором этапе происходит обращение на рынке, и здесь на уровень цен влияют соотношение предложения и спроса, объемы поставок, индивидуальные цены предложения, эластичность спроса.
На
третьем этапе – от рынка к
потребителю уровень цен
Таким
образом, в процессе международной
торговли складываются цены фактических
сделок, информация о которых является
довольно закрытой, и получить ее можно
только по специальным каналам (счетам,
контрактам). Цены фактических сделок
отражают реальный уровень рыночных
цен, и в них учтены все факторы:
условия поставок, продолжительность
сделки, способ фиксации цен, страна-покупатель
(экспортер или импортер) и т. д.
***
Как
ценообразование, так и динамика цен в
международной торговле существенно отличаются
по своему характеру от ценообразования
и динамики цен внутри отдельных стран.
Это обусловлено тем, что на механизм ценообразования
и динамику цен в международной торговле
влияют факторы, действие которых выходит
за рамки одной страны и, следовательно,
за границы влияния ее внутренней ценовой
политики. В то
же время между мировыми
и внутренними ценами
существует определенная
взаимосвязь. В частности, уровень
мировых цен оказывает тем большее влияние
на величину внутренних цен данного товара,
чем меньше препятствий и ограничений
имеется на пути международной торговли
и платежей за товары. Значение мировых
цен, таким образом, модифицируется рядом
обстоятельств и носит исторически изменяющийся
характер.
На практике в качестве мировых цен используются
экспортные или импортные цены основных
поставщиков и покупателей соответствующих
товаров. В принципе в международном товарном
обмене, так же как и во внутренней торговле,
окончательное выравнивание цен и, следовательно,
формирование конечной цены по любому
товару осуществляются с ориентацией
на покупателя. Поэтому для того, чтобы
оценить приемлемость уровня цены и ее
представительность, необходимо пользоваться
ценой наиболее крупных импортеров рассматриваемого
товара.
Взаимосвязь
мировых и внутренних
цен
При
рыночной экономике внутренние цены
тесно взаимодействуют с
Важным
практическим вопросом в области
внутреннего ценообразования, связанным
с внешнеэкономической
В
рыночной экономике процесс
Экономисты различают по этому критерию четыре типа рынков: совершенной (чистой) конкуренции; чистой монополии; монополистической конкуренции; конкуренции немногих поставщиков - олигополия.
Прежде
всего эти рынки различаются
количеством субъектов
Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется прежде всего очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дисконту), который не столь значителен в пределах 3-5%. Выигрыш экспортера в возрастающих объемах поставок.
Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительского спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства. На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией, в том числе продовольствием и т.д.
Рынок
чистой монополии характеризуется
наличием одного-единственного
В мировой практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.
Рынок
монополистической конкуренции - смешанный
тип рынка. На данном рынке присутствуют,
как правило, ряд крупных монополистов
и значительное число менее сильных
фирм, но занимающих видное место. Характер
ценообразования конкурентный, с
приоритетом монополизма в
Значительное
влияние на цены оказывает конкуренция
монополий, представляющих разные отрасли,
предлагающие товары с различной
товароведческой