Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 01:40, реферат
Цена - это денежное выражение стоимости товара-продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Цена представляет собой сложную экономическую категорию и ее, как объект изучения, следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики, на цену воздействуют народно-хозяйственные пропорции, система распределения национального дохода, существующая в стране система налогообложения, кредитования, порядок формирования затрат, норм амортизации и др
При
формировании цен учитывается и
конкуренция товаров, заменяющих по
своим качествам традиционные. Например,
компании Австралии и Англии, традиционно
поставлявшие на мировой рынок шерсть,
сталкиваются с серьезной конкуренцией
со стороны производителей-
Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигопольный, характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок.
Между
фирмами и странами-
Практика
ценообразования на поставляемую продукцию
показывает, что любое крупное
решение, принимаемое экспортером,
- установление цены, определение объемов
производства, закупок, инвестиций и
т.д. требует взвешивания вероятной
реакции конкурентов. Важную роль в
плане сохранения компаниями статус-кво
играют не афишируемые для широкой
публики неофициальные
Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости.
Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, была ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течение длительного времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки. Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигопольного рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания. Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудования процесс, значительно отличающийся, например, от ценообразования на рынках сырья и полуфабрикатов, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.
Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно - тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывают существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.
Государство регулирует цены внутреннего рынка в основном с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и представляя субсидии для покрытия издержек производства.
Воздействие государства на уровень цен в машиностроительных и сырьевых отраслях, как правило, осуществляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, представляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство преследует цель повысить конкурентоспособность на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет.
Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга - завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.
Имеются и другие механизмы, и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), которые, в конечном счете, оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.
Таможенные пошлины как инструмент регулирования внутренних цен
Таможенные
пошлины относятся к наиболее
традиционным и в то же время наиболее
активно применяемым мерам
Импортные
пошлины, характеризующие
Если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, то сегодня их функции в развитых странах связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.
В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются, прежде всего, как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу.
Реже
используются экспортные пошлины. Их цель
-- получение дополнительного
Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара.
В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов казны и производителей. Такая задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, какао-бобов Ганой и кофе Бразилией.
Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.
Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, т.е. являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.
В зависимости от режима и устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они соответственно бывают преференциальными (особо льготными), договорными (минимальными) и генеральными (автономными), т.е. максимальными.
Особо
следует выделить преференциальные
таможенные пошлины. Ставки этих пошлин
ниже минимальных и зачастую равны
нулю, т.е. товар, ввозится беспошлинно.
Право использования
Например, страны "Общего рынка" предоставляют друг другу преференциальные пошлины по импорту товаров (равные нулю), которые не распространяются на другие развитые страны, такие, как США или Япония.
Договор,
в котором принимается решение
о предоставлении договорных или
минимальных пошлин, называется договором
о "режиме наибольшего
Применение
карательных и антидемпинговых
пошлин направлено на решение следующей
задачи: не допустить на национальный
рынок товары, не желательные по
политическим или экономическим
причинам. Причем демпинг определяется
так: продажа товара по ценам ниже
издержек производства. Однако фирмы
неохотно предоставляют документацию,
касающуюся издержек производства. Проблемой
при введении карательных или
антидемпинговых пошлин является нахождение
Особенности формирование внешнеторговых цен на современном мировом рынке
В современной
мировой торговле мировые цены
не возникают стихийно и
Современная
мировая торговля происходит как через
биржи (биржевая торговля), так и путем
непосредственного заключения договоров
между контрагентами. Биржевая торговля
ведется стандартизованными товарами,
при этом могут использоваться чисто финансовые
инструменты (фьючерсы и опционы). Товарные
рынки (особенно биржевой сектор) неразрывно
связаны с валютным и финансовым, при этом
производные финансовые инструменты на
товарных рынках (опционы и фьючерсы) являются
объектом интереса финансовых спекулянтов,
которых интересует не сам товар, а колебания
его ожидаемой цены.
Процессы глобализации ведут к жесткому
ценовому давлению. Меняются качественные
характеристики экономик стран, они превращаются
в элементы единого мирового хозяйства,
в котором основными субъектами хозяйствования
выступают транснациональные корпорации
(ТНК), размещающие свои производства и
сбывающие свои товары там, где им выгоднее,
невзирая на границы государств . Особенностью
современной мировой внебиржевой торговли
является то, что значительная ее часть
по отдельным товарам осуществляется
между филиалами одной транснациональной
корпорации с использованием оффшорных
зон. Иначе говоря, цены назначают сами
корпорации исходя из своих стратегических
целей. При этом корпорации, естественно,
заинтересованы в минимизации государственного
контроля и регулирования, уменьшении
трансакционных издержек путем либерализации,
как самих условий торговли, так и условий
входа и выхода капитала из страны. Поэтому
защита государством собственных интересов,
отечественных рынков сбыта (с помощью
дипломатии, инструментов торговой политики,
др.) особо актуально в настоящее время.
В настоящее время созданы специализированные
базы данных практически для всех товаров
и товарных групп по ре¬гионам и временным
периодам (для товаров сезонных). Среди
наиболее часто используемых справочников
можно отметить: «ABC Europe Production» (общеевропейский
справочник экспортеров, издается в ФРГ);
«Kompass» (общеевропейский справочник, издается
в ФРГ); «Kelly’s Business Directory» (Великобритания);
«Austria Export Data» (Австрия); «Melbourne Big» (Австралия);
«Wer Liefert Was», «Wer Baut Maschinen und Anlagen» (ФРГ); «Trade
Directory for Denmark» (Дания); «Italia Federexport» (Италия).