Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 11:05, курсовая работа
Темой, данной работы является ценовая политика предприятия, которая, на мой взгляд, является наиболее актуальной и немаловажной для предприятия, целью которого является достижение прибыли.
Перед всеми организациями встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием принятия потребительских решений и является основным фактором, определяющим выбор покупателей среди малоимущих групп населения. Также Цена является активным инструментом формирования структуры производства, оказывая воздействие на продвижение товара, способствует повышению эффективности производства и увеличению прибыли.
Политика низких цен, ориентированная на конкурентов, часто применяется при вводе новых продуктов с целью быстрого привлечения большого числа покупателей, использования преимуществ массового производства и устранения потенциальных конкурентов.
Представленные направления действий не исключают друг друга. Существует связывающий эти три модели ценообразования метод, называемый методом калькуляционного выравнивания. Он применяется в основном при одновременном установлении цен на большое количество товаров. Его специфика заключается в отказе от затратно-ориентированного ценообразования на продукты, которые являются "индикаторами" возможностей предприятия. Суть модели состоит в том, что значение продуктов, входящих в производственную программу, неодинаково с точки зрения их влияния на конечный результат — это является следствием конкретных условий конкуренции и спроса. Высокие доходы, получаемые за счет одних продуктов, должны по крайней мере компенсировать убытки по реализации других.
В
рамках ценовой конкуренции может
применяться значительное количество
моделей ценообразования. Наиболее популярным
в условиях рынка стала модель
ценообразования по
существующим ценам, которая основывается
на оценке цен конкурентов с меньшим вниманием
к своим издержкам и спросу на продукт.
Предприятие может маневрировать, устанавливая
такие же, как у конкурентов, а также низшие
или высшие цены. В промышленных олигополиях,
продающих сталь, бумагу, удобрения, обычно
устанавливается цена, равная цене конкурентов.
Небольшие предприятия выбирают политику
"следования за лидером". Они меняют
свои цены с изменением цен лидера чаще,
чем этого требуют спрос или их издержки.
Некоторые предприятия вводят небольшие
скидки иди премии, но колебание обычно
невелико.
Модель целевых затрат впервые разработана в Японии. Суть её заключается в том, что планирование будущей себестоимости продукции начинается с установления целевой величины, в которую следует уложиться, с тем, чтобы продажа продукции по существующим рыночным ценам обеспечила не только покрытие будущих затрат, но и получение прибыли. Следовательно, верхним ограничительным пределом являются рыночные цены в том регионе, где предполагается реализация продукции, намеченной к выпуску.
Рассматриваемая модель ценообразования весьма распространена. Поскольку издержки на единицу продукта зачастую с трудом поддаются оценке, положиться на конкурентные цены — хорошее решение вопроса. Однако могут возникнуть трудности, связанные с отсутствием достоверной информации о ценах конкурентов из-за предоставления последними скидок или начисления дополнительной премии на цену за обслуживание или установку. В целом модель хороша тем, что установившиеся цены обеспечивают гарантированный доход, смягчают ценовую конкуренцию и стабилизируют рынок. [4, 53]
Подводя
итоги данной главы, следует отметить,
что поскольку цена обслуживает оборот
по реализации и/или приобретению
товаров, то соответственно в цене в одинаковой
мере должны быть учтены интересы
и производителя, и потребителя продукции,
что, в свою очередь, зависит от
того, где, когда и при каких условиях совершается
сделка (покупка-реализация).
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров.
Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
Это
объясняется тем, что, во-первых, существует
единый процесс формирования
затрат на производство; во-вторых, все
субъекты рынка взаимосвязаны,
между собой; в-третьих, имеет место тесная
взаимозависимость всех элементов
хозяйственного рыночного механизма.
Формирование стратегии ценообразования – один из наиболее значимых аспектов функционирования предприятия (фирмы) в рыночной среде. Стратегия ценообразования представляет собой обоснованный выбор из нескольких возможных вариантов цены (или перечня цен) такого, который способствовал бы наиболее эффективному решению стоящих перед предприятием задач в текущем и долгосрочном периоде.
Предприятие
разрабатывает ценовую
Стратегия ценообразования предприятия – это его долгосрочная политика, включающая в себя шесть этапов:
психологическое воздействие,
политики ценообразования и воздействия цены на другие субъекты
рынка. [2, 176]
Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую прежде всего его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.
При
выпуске нового товара предприятие
выбирает, как правило, одну из следующих
ценовых стратегий.
Стратегия «снятия сливок». Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи – привлечь новых покупателей.
Такая ценовая стратегия имеет ряд преимуществ:
Если
новый продукт не является принципиально
новым, а лишь в чём-то (например,
в упаковке, дизайне) превосходит
существующие продукты, в основу выбора
ценовой стратегии
В таблице 3.1 показаны девять возможных стратегий относительно цены и качества.
Таблица 3.1
Стратегия предприятия относительно цены и качества
КАЧЕСТВО | ЦЕНА | ||
Высокая | Средняя | Низкая | |
Высокое | 1. Премиальная стратегия | 2. Стратегия, привлекательная для потребителя | 3. Стратегия,
чрезвычайно привлекательная |
Среднее | 4. Стратегия, когда цена превышает качество | 5. Стратегия
«средняя цена – среднее |
6. Стратегия, выгодная для потребителя |
Низкое | 7. Стратегия «блефования» | 8. Экономически невыгодная стратегия | 9. Стратегия «эконом-класса» |
Если
лидер рынка следует
Стратегия проникновения
(внедрения) на
рынок. Для привлечения максимального
числа покупателей предприятия на аналогичные
товары конкурентов. Это дает ему возможность
привлечь максимальное число покупателей
и способствует завоеванию рынка. Однако
такая стратегия используется только
в том случае, когда большие объемы производства
позволяют возмещать общей массой прибыли
ее потери на отдельном изделии. Реализация
такой стратегии требует больших материальных
затрат, чего не могут позволить себе мелкие
и средние фирмы, поскольку они не располагают
возможностями быстро расширить производство.
Стратегия дает эффект при эластичном
спросе, а также в том случае, если рост
объемов производства обеспечивает снижение
издержек. [6,42]
Стратегия психологической цены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особенности их ценовосприятия. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателя при этом создается такое впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получить сдачу. На самом же деле в выигрыше оказывается продавец за счет увеличения проданной продукции и соответственно суммы полученной прибыли.
Например,
исследования показали, что потребители
воспринимают более дорогие товары как
более качественные, особенно когда они
не в состоянии проверить качество товара.
Психологи неоднократно замечали, что
существует некий «пороговый» эффект
«круглых» цен. Поэтому скорее назначат
цену в 24,95 рублей, чем в 25 рублей.[3, 90]
Стратегия следования
за лидером в
отрасли или на
рынке предполагает, что цена на товар
устанавливается исходя из цены, предлагаемой
главным конкурентом, обычно ведущей фирмой
отрасли, предприятием, доминирующим на
рынке.
Нейтральная стратегия ценообразования исходит из того, что определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства, включая среднюю норму прибыли на рынке или отрасли, по формуле
Ц = С + А + Р (С +А),
Где
С – издержки производства; А
– административные расходы и
расходы по реализации; Р – средняя
норма прибыли на рынке или
в отрасли.
Стратегия установления престижной цены основана на установлении высоких цен на изделия очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами.
Выбор одной из перечисленных стратегий осуществляет руководство предприятия в зависимости от целевого ряда факторов: