Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа
Цель данной работы состоит в получении комплексного представления о денежно-кредитной политике Банка России на современном этапе, её слабых и сильных сторонах, а также в выявлении возможных последствий и влияния на финансовую и экономическую сферу в РФ.
Введение 3
1. Функции Центрального банка 4
2. Регулирование инфляции 8
3. Курсовая политика 11
4. Кризис ликвидности и рефинансирование 14
5. Золотовалютные резервы 18
Заключение 22
Список литературы и использованных источников 24
Режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией. Выделяют несколько обязательных элементов и/или требований, составляющих основу этого режима. В числе первых принято называть наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции.
Центральный банк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров — с другой.
Безусловными требованиями реализации инфляционного таргетирования являются:
· доверие экономических агентов к политике денежных властей;
· абсолютная прозрачность решений и действий Центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;
· упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.
Мировой опыт показывает, что инфляционное таргетирование успешно применяется в странах, сильно зависящих от цен на полезные ископаемые (Чили, Мексика, Норвегия), и сама по себе эта зависимость не является непреодолимым препятствием для его введения.
Серьезной проблемой для России является отсутствие у ЦБ эффективных инструментов воздействия на инфляцию. Сейчас такое воздействие оказывается в основном за счет изменения денежной базы при купле-продаже валюты. Но этот инструмент в условиях инфляционного таргетирования неприемлем, так как сильно зависит от внешнеэкономической конъюнктуры.
Для эффективного таргетирования инфляции ЦБ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствовать как развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение роли процентной политики ЦБ по мере роста реальных процентных ставок в стране.
В курсовой политике Банка России можно выделить несколько основных моментов: режим валютного курса, выбор бивалютной корзины в качестве ориентира, нацеленность на достижение конвертации рубля.
Режим валютного курса установлен регулируемый плавающий. Однако «в интересах борьбы с инфляцией можно было бы немедленно перейти к полностью плавающему курсу – вот разве только колебания будут такими, что граждане могут остаться недовольными».4 Переход к свободному плавающему валютному курсу – это необходимое условие инфляционного таргетирования, поэтому такая мера выглядит вполне логично.
Бивалютная корзина была пересмотрена в 2007 г. Целью пересмотра стало сближение стоимости бивалютной корзины с среднесрочным номинальным курсом рубля. Таким образом бивалютная корзина состоит на 45% из евро и 55% из американского доллара (ранее они составляли соответственно 40% и 60%). Котировки рубля к этой корзине дают ориентир только в течение операционного дня, опираясь на который работает ЦБ РФ. При этом он не обязан удерживать котировки каждой из входящих в корзину валют, т.к. определяющими факторами в проведении курсовой политики, как и денежно-кредитной в целом, остаются интересы борьбы с инфляцией, сезонная или внутримесячная динамика ликвидности банковской системы.
По информации Центробанка, реальный эффективный курс рубля - связанный с его покупательной способностью, за январь-июль 2007 года повысился на 3,9 процента. Курс рубля к доллару вырос на 6,1 процента, а к евро - на 4,3 процента. При этом в июле рубль укрепился на 0,6 процента по сравнению с июнем, курс рубля к доллару за месяц вырос на 2,2 процента, а к евро - на 0,2 процента.
По мнению А. Улюкаева, укрепление рубля к бивалютной корзине из евро и доллара на 1 процентный пункт дает снижение инфляции примерно на 0,3 процента.5
Укрепление рубля провоцирует увеличение объема импорта в страну, ударяя по отечественным производителям. По данным ФТС, только в июле объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья по сравнению с июнем вырос на 3,5 процента и составил 14,6 миллиарда долларов в денежном выражении. А относительно июля 2006 года импорт увеличился на 49,1 процента. При этом увеличились объемы импорта потребительских товаров, а ввоз машиностроительной техники остался практически на уровне предыдущего месяца. Так что и другое предположение, что укрепление рубля будет способствовать техническому переоснащению производства за счет закупок дешевого импортного оборудования, пока не подтверждается на практике.
Правда, по отношению к июлю прошлого года импорт машиностроительной продукции вырос на 50,9 процента, но, судя по исследованию специалистов ФТС, это увеличение произошло в основном за счет роста поставок импортных транспортных средств - готовой продукции машиностроения, - которые выросли в 1,8 раза.
Согласно прогнозу Банк России ожидает интенсивного роста импорта (в 1,6–1,9 раза по товарам и услугам к 2010 году по сравнению с 2006−м, когда он достиг рекордных 210 млрд. долларов). В результате — резкое снижение сальдо счета текущих операций с переходом к его дефициту уже в 2009–2010 годах.
Динамика рубля будет более плавной, если валютный рынок поддержат стабильные капитальные потоки. Банк России прогнозирует чистый приток капитала в частный сектор в объеме 55 млрд. долларов в 2010 году. Это превосходит высокие показатели 2006 года (42 млрд. долларов) и близко к показателям бума первого полугодия 2007 года (60 млрд. долларов) [12, С.6]. Такой прогноз не слишком реалистичен. Масштабный чистый приток капитала сегодня более чем наполовину обеспечен источниками, чувствительными к изменениям курса, — краткосрочными внешними займами банков и операциями населения с наличной валютой. При понижении курса и сохранении текущей структуры капитальных потоков масштабный приток капитала сменится масштабным оттоком, а значит, корректировка курса может оказаться более быстрой и глубокой, чем предполагалось Банком России при расчете прогноза.
Значительный объем внешней задолженности банковской системы может сделать резкое снижение курса довольно болезненным. Сегодня внешняя задолженность банковской системы составляет около 100 млрд. долларов (около 20% от привлеченных банками средств). При условии сохранения текущей структуры и величины ожидаемого Банком России чистого притока капитала этот показатель к концу 2008 года составит 160–190 млрд. долларов (до 25% привлеченных средств).6 Можно считать, что активная работа по достижению конвертируемости рубля была начата 1 июля 2006 г., когда Центробанк добровольно снял все ограничения по валютным операциям. Согласно принятым поправкам в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» тогда отменили обязательную продажу валютной выручки экспортерами, были сведены к минимуму ограничения на совершение валютных операций по валютным счетам граждан и на приобретение ими долей и вкладов в иностранных компаниях. Кроме того, были ликвидированы барьеры на проведение расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при предоставлении займов, кредитов, операций с ценными бумагами.
3 октября 2007 г. российским
рублем впервые начали
В последнее время мировая
экономическая система
Однако коммерческие банки не спешат за кредитами в Банк России. С августа 2007 года зарабатывали на нехватке ликвидности крупные банки, наряду с ЦБ они обеспечивали необходимую рынку ликвидность под относительно высокие ставки. Ставки резко росли в конце месяца, во время платежей по налогу на прибыль. Объём операций прямого репо (краткосрочные кредиты ЦБ под залог ценных бумаг) упорно не снижается. Падает сумма корсчетов и депозитов банков в ЦБ, а ставки МБК растут.
Но в конце ноября 2007 года напряжение на банковском рынке может быть значительно меньше, чем в последние три месяца. Во-первых, расходование «бюджетного навеса» (ускоренное исполнение федерального бюджета) началось не в конце ноября – начале декабря, как в последние годы, а раньше. Октябрьские расходы оказались в 1,66 раза больше средних за первые девять месяцев 2007 года. Судя по вниманию, которое вице-премьер глава Минфина Алексей Кудрин уделяет этой проблеме, высоки и расходы в ноябре. Во-вторых, как рассказали вчера главы департаментов Минфина Дмитрий Панкин и Алексей Саватюгин, в декабре на рынок попадут временно свободные средства госкорпорации «Роснанотех», Банка развития и Фонда реформирования ЖКХ. Эти средства, по замыслу чиновников, должны быть размещены на депозитах госбанков, которые, в свою очередь, смогут поддержать ликвидность других участников рынка.
Возобновление притока капитала
поддержит ликвидность
Расширение круга денежных инструментов, принимаемых в залог, должно упростить сглаживание пиков напряженности на денежном рынке. По оценке Натальи Орловой из Альфа-банка, включение в список ЦБ еврооблигаций способно расширить объем операций репо примерно на 250 млрд. руб., она полагает, что на руках у российских резидентов находится 10% всех корпоративных облигаций. Николай Подгузов из «Ренессанс Капитала» говорит о 15-20% и «около 300 млрд. руб.», указывая, что разница между ставками репо и доходностью евробондов порядка 2% - это хорошая возможность для заработка. Таковы оперативные мероприятия, которые сейчас активно разворачивает Банк России.
Полностью же задействовать инструмент рефинансирования ЦБ РФ планирует не ранее 2009 года. По прогнозу, в 2010 году прирост выданных Банком России кредитов может составить порядка 700–800 млрд. рублей. Для сравнения: за последние пять лет максимальный годовой прирост составлял 15 млрд. рублей.
Еще одна проблема — возможная нехватка залоговой базы для расширения рефинансирования банковской системы в предполагаемых масштабах. Даже запланированный объем рефинансирования (700−800 млрд. рублей в год к 2010 году) требует резкого расширения состава активов, которые могут приниматься Банком России в обеспечение по кредитам. Сегодняшней залоговой базы из государственных и высоконадежных корпоративных ценных бумаг, находящихся в активах банков, хватит на один год такой работы. Если же объем рефинансирования увеличить на 1 трлн. рублей, как того требует поддержание приемлемого уровня ликвидности банковской системы, то вся эта база будет выбрана за один - два квартала. Конечно, покупка банками новых государственных и корпоративных ценных бумаг и повышение кредитных рейтингов российских эмитентов в предстоящие три года позволят пополнить эту базу. Но при складывающейся динамике вряд ли она возрастет более чем в два с половиной раза. Получается, что этот фактор даст еще год расширения рефинансирования, не более того.
Выходом могло бы стать рефинансирование под нерыночные активы — прежде всего банковские кредиты предприятиям. Еще одна возможная альтернатива — развитие беззалогового кредитования банков (например, участвующих в системе страхования вкладов в пределах установленных лимитов). Никаких убедительных указаний насчет того, как будет решаться проблема расширения залогового обеспечения рефинансирования, в Основных направлениях не содержится.
Проблема с рефинансированием может оказаться еще более острой, поскольку в своих прогнозах Банк России систематически недооценивает потенциал роста спроса экономики на деньги. Так, в 2003–2006 годах прогнозировался прирост денежной массы М2 на 27% в среднем за год, а в действительности он составил 43%. В Основных направлениях на 2007 год ожидалось, что в текущем году темп прироста денежной массы М2 составит 32–34%, в последнем документе эта цифра была скорректирована до 37–39%. В действительности при складывающихся трендах мы выходим на 46–48% прироста денежной массы за 2007 год. Как правило, отклонение факта от прогноза связано с ожидаемым Банком России резким замедлением динамики наличных денег. Однако последнего пока не происходит.
Недооценка потенциала роста денежной массы автоматически означает недооценку потребности в денежном предложении и, соответственно, рефинансировании для поддержания ликвидности банков.
Существуют и претензии по методике определения параметров денежного рынка и лимитов для коммерческих банков. Представляется избыточно жесткой методика определения текущей ликвидности банков.
Способность банка исполнять клиентские требования и другие обязательные платежи, то есть ликвидность, определяется в мире на основании моделей движения денежных потоков.
В Основных направлениях единой
государственной денежно-
Другим ограничителем для банков является норма, согласно которой банк может привлекать средства в размере уставного фонда. Было бы разумным заменить ограничитель на собственный капитал. Размер собственного капитала более точно отражает объемы рисков банков, нежели уставной капитал.
Необходимо срочно принять меры, направленные на повышение ликвидности российской банковской системы. Банкам, имеющим рейтинг не ниже странового, надо разрешить размещать на своих счетах средства Стабфонда, федерального бюджета, пенсионных фондов, фондов обязательного страхования, Банка развития. ЦБ должен озаботиться удлинением сроков по операциям рефинансирования до 3 лет.
За пять месяцев 2007 г. резервы увеличились на 98,5 млрд. долларов, или почти на треть, с 303,7 млрд. долларов на начало года (см. рис. 1).