Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:53, реферат
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.
Введение
За основу своей курсовой работы я решила взять тему «Человеческий капитал и его роль в современной экономике», тем самым решила раскрыть тему – что же есть «человеческий капитал» и какую роль играет в экономике стран.
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.
Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний. Собственно, сам человек – его интеллектуальный потенциал.
Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.
Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.
Парадокс сегодняшней
ситуации заключается в том, что
наблюдается явное
Теория человеческого капитала имеет очень старые теоретические и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных и очень актуальных направлений развития неоклассической теории. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
– изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
– рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
Методы исследования:
– обработка, анализ научных источников;
– анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Объект исследования – человеческий капитал
Предмет исследования – человеческий капитал и его роль в современной экономике
1.1 Человеческий капитал. Общие (основные) положения
Концепция человеческого капитала берёт начало в 60-х годах ХХ века. У её начала стояли известные американские учёные «чикагской школы» Г. Беккер, Т. Шульц, Дж. Минцер (получившая широкое признание работа Г. Беккера «Человеческий капитал» вышла в свет в 1962 году). Концепция данной школы исходит из той установки, что вложение в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения растущих доходов в будущем. В связи с этим такое направление инвестиций служит основой формирования нового типа капитала, воплощённого в высоком квалификационном уровне человека.
Человеческий капитал - знания,
навыки и способности человека, которые
содействуют росту его
Производительные качества и характеристики работников были признаны особой формой капитала на том основании, что их развитие требует значительных затрат времени и материальных ресурсов и что, они подобно физическому капиталу, обеспечивают своему владельцу более высокий доход.
Существование любой формы капитала предполагает целевую функцию возрастания прибыльности. В связи с этим необходим соответствующий показатель рентабельности, исчисляемый отношением доходов от данного капитала к его стоимости (так называемая норма отдачи). По мысли экономистов-неоклассиков данная величина – аналог «нормы прибыли», используемой по отношению к физическому капиталу.
Важнейшими формами
вложения в человека принято
считать затраты на
Интерес вызывает разработанный Г. Беккером вопрос об эффективности высшего образования. Степень данной результативности отражает рентабельность вложений в образование человека, которая, в свою очередь, исчисляется путём сопоставления выгод и издержек (издержки – затраты в денежной форме, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращении продукции) образования.
Выгоды, или доход, от высшего
образования в экономической
науке определяется как разность
в пожизненных заработках между
теми, кто окончил колледж, и теми,
кто этого сделать не сумел. В
составе же издержек образования
главным элементом являются «потерянные
заработки», т.е. доходы, недополученные
студентами за годы учёбы (своего рода
«альтернативные заработки») или
просто, и как плюс, расходы на
оплату учёбы. По существу, потерянные
суммы измеряют ценность человеческого
капитала. Формирование новой теории
изменило позицию многих политиков
по отношению к затратам на образование.
Инвестиции в данную форму начали
рассматриваться как источник экономического
роста, не мене важный, чем традиционные
капиталовложения. Важность данного
направления экономической
Концепция человеческого капитала оказывает влияние на теорию производственных факторов. В частности, сложилась позиция о так называемом всеобъемлющем капитале, согласно которой капиталом можно обозначить всё то, что в течение известного времени приносить доход. В связи с этим капиталом можно обозначить не только капитальные блага предприятия, но и фактор «труд». (Труд – целесообразная деятельность людей).
Так, по мнению американского экономиста Г. Джонса, теория трёх факторов производства больше соответствует ранним этапам промышленного развития. Именно тогда прослеживалось отчётливое разграничение между средствами производства и малоквалифицированным трудом. Различие между заработной платой, прибылью, рентой отражало в тот период деление общества на классы. С прогрессом техники, с возрастанием важности квалификации и научных знаний работников традиционное различие между трудом (как первичным фактором) и капиталом (как вторичным фактором) в значительной степени исчезло. Капитал в ходе эволюции принял различные формы, став многоликим.
КОНЦЕПЦИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: эволюция подходов | ||
Авторы концепций |
Производственные факторы |
Аспекты классификации |
Ж.Б. Сэй (Трактат политической |
Труд Капитал Земля |
Наличие принципиальных различий между факторами производства |
Дж.Б. Кларк (Распределение богатства, 1934 г.) |
Предпринимательские способности |
|
Г. Джоунсон Т. Шульц |
«Всеобъёмлющий» капитал (как синтезированный фактор) |
Различия между факторами со временем
исчезают. По мере изменения характера
труда, повышения роли инфраструктурных
вложений в экономическом пространстве
все факторы приобретают |
Интересные аспекты
Можно сделать следующий вывод: между человеческим и вещественным капиталом нет принципиальных позиций.
Увеличение инвестиций в человека существенно изменило и структуру заработной платы. Большая её часть становится продуктом человеческого капитала, а не труда. Следовательно, заработную плату квалифицированного работника можно рассматривать как сочетание, в первую очередь, рентного дохода от вложения в человеческий капитал и цены живого труда работника, во вторую очередь.
В связи с тем, что вложения в человеческий капитал опережают вложения в вещественный капитал, собственность на последний (как источник дохода) оттесняется, по словам американского экономиста Дж. Кендрика, на второй план.
1.2 Капитал как экономическое понятие: вариации подходов
Сложность «капитала» вызвана
в значительной мере тем, что в
ней воплощено множество
Факт многоаспектности категории «капитал» сподвиг А. Маршала рассматривать её на уровне микро- и макроэкономики. Это дало основание использовать ещё один близкий подход: находить в данном понятии широкий (общепонятный) и узкий (производственный) аспекты.
Понимание капитала с позиции более узкого подхода сопряжено с отражением данного понятия в виде определённой статьи в балансовой отчёте предприятия.
Совокупность различных структурных элементов, отражающих содержание категории «капитал» можно выразить в обобщённой форме.
КАПИТАЛ КАК КАТЕГОРИЯ: структурные составляющие | ||
Капитал в широком смысле |
Ценность, приносящая поток дохода | |
Капитал в узком (производственном) смысле |
Капитал предприятия – стоимостная оценка всего принадлежащего ему имущества | |
Капитал как фактор производства |
Физический капитал, или производственные фонды. Капитальные блага, используемые в производственном процессе (производственные здания и сооружения, станки, оборудование, инфраструктура, запасы сырья и материалы) | |
Капитал как совокупность экономических (производственных) отношений |
Портфель ценных бумаг и финансовых активов (облигаций, акций, векселя, коммерческие обязательства, депозитные счета, заёмные бумаги), приносящих своему владельцу доход виде процента и дивидендов. | |
Человеческий капитал |
Знания, навыки, способности человека | |
Рынок капитала (специфическая цена данного блага – процент) |
Составляющие элементы рынка |
Сегменты рынка |
Запас благ Поток ценностей, которые приумножают данный запас благ (инвестиций) |
Рынок капитального оборудования Рынок сдачи оборудования в аренду Рынок кредитов (необходимых для инвестирования) |
1.3 Основные положения концепции человеческого капитала
С увеличением роли научно-технического
прогресса в экономическом
Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы».В целом эта концепция лежит в русле неоклассического направления, но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов (образование, здравоохранение и т.д.), которые оставались прежде за пределами экономического анализа.
Центральная методологическая установка «чикагской школы» человеческого капитала – объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируещего поведения индивидуумов – перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция «чикагской школы» предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем.
Эти затраты, или инвестиции,
на производство человеческого капитала
являются исключительно важными
для семьи и для всего
К ожидаемой отдаче от инвестиций
в человеческий капитал относятся
более высокий уровень
К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:
1) прямые затраты, в
том числе плата за обучение
и другие расходы на
2) упущенный заработок,
являющийся элементом
3) моральный ущерб, так
как получение образования
В целом неоклассическая теория рынка труда содержит:
1) теорию спроса на труд,
которая включает в себя
2) теорию предложения труда,
которая, в общем, состоит из
моделей выбора между работой
и досугом и моделей
Человеческий капитал, –
как определяют его большинство
экономистов, – состоит из приобретенных
знаний, навыков, мотиваций и энергии,
которыми наделены человеческие существа
и которые могут использоваться
в течение определенного
Информация о работе Человеческий капитал. Общие (основные) положения