Человеческий капитал. Общие (основные) положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:53, реферат

Описание

Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Работа состоит из  1 файл

Развитие человеческого капитала2.docx

— 31.79 Кб (Скачать документ)

В течение всей жизни индивидуума  происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как  полное обесценивание фонда здоровья.) Инвестиции, связанные с охраной  здоровья, способны замедлять темп данного процесса. Поток услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к «свободному от болезней времени». Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной  подготовкой более эффективны в  производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более  здоровый образ жизни, избирают в  среднем не такие вредные и  опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.

Вместе с тем высокое  образование и хорошее состояние  здоровья могут быть независимыми следствиями  какой-либо общей для них причины. Например, чем меньше у человека так называемая «субъективная норма  предпочтения времени» (т.е. степень  его предпочтения настоящих благ будущим), тем активнее он уже сегодня  заботится о своем завтрашнем и послезавтрашнем дне.

На практике это может  выразиться в большей склонности к сбережениям, в меньшей склонности к приобретению товаров в кредит, а также в готовности больше инвестировать  в человеческий капитал – как  в форме образовательных вложений, так и в форме вложений в  «запас здоровья».

Как образование, так и  деятельность, связанная с поддержанием здоровья, предполагает несение текущих  издержек ради будущих выгод, и представляется вполне очевидным, что индивидуумы  отличаются друг от друга по степени  своей готовности совершать такие  дальновидные инвестиции.

Заключение

В заключении хочу сказать, что  я рассмотрела все вопросы, которые  ставила перед собой, рассмотрев само понятие «человеческий капитал», его роль в современной экономике  и развитие, какие расходы выделяются на рост человеческого капитала, и  что для этого делает государство. Рассмотрел, какие проблемы становятся перед развитием человеческого  капитала, и что нужно для дальнейшего  его совершенствования.

В самом общем смысле человеческий капитал – это знания, навыки и профессиональные способности  работника. Само понятие «человеческий  капитал» характеризует качество рабочей  силы, возможности работника в  трудовом процессе.

Таким образом, человеческий капитал – термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые  приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в 1960 г.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование пришлось на 50–60-е годы нынешнего столетия. Видные представители школы «человеческого капитала» – Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными. В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и оборудование.

Экономические оценки человеческого  капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и  макроэкономическом уровнях для  определения величины национального  богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере  страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение  роли и значения человеческого фактора  в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым  оценкам, в развитых странах повышение  продолжительности образования  на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5–15%

В сегодняшней российской ситуации на фоне победного шествия  Америки в политической, экономической  и военной областях все чаще высказываются  мнения о неэффективности российского  образования якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости  реформировать нашу систему образования  по образу и подобию американской.

К сожалению, сегодняшняя  российская наука, также как и  высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени  это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный  трансформационный период. Кроме  того, сложившаяся в советский  период система прикладной науки (при  весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды  ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.

Поэтому в настоящее время  в условиях относительной стабилизации макроэкономических показателей остро  стоит проблема реформирования системы  образования, науки и стимулирования инноваций.

Для реализации этих целей  в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.

Это свидетельствует о  том, что политика в сфере науки  и инноваций будет являться одним  из приоритетов.

К этому всему еще хочу сказать, что нужно прежде всего  вкладывать деньги в себя, в свое образование и самообразование. Короче говоря развивать свой человеческий капитал.

 

 


Информация о работе Человеческий капитал. Общие (основные) положения