Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа
Несмотря на обилие работ по проблеме цикличности, до сих пор нет точной единой концепции по поводу причин существования этого явления. Под цикличностью понимают форму движения национальной экономики мирового хозяйства в целом, предполагающей смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.
Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого.
Введение
1. Сущность и структура экономического цикла, его особенности
2. Виды экономических циклов. сущность государственного регулирования циклов
3. Проблема цикличности и экономические кризисы в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Рисунок 2.2 Применение фискальной политики
Примечание. Источник: [5]
В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, то есть проводится политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы [5, c.343].
В общем и целом, говоря о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно охарактеризовать ее как политику противодействия: мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период "перегрева" экономики стремится сдерживать деловую активность. К. Эклунд в своей книге "Эффективная экономика" приводит график (рис.2.3), демонстрирующий вышесказанное.
К. Эклунд рассматривает данный график с точки зрения кейнсианской модели: с помощью увеличения расходов и снижения налогов в период спада и снижения расходов и повышения налогов в период подъема предлагается смягчить безработицу в первом случае и инфляцию - во втором. Но приведенный график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии и сдерживания, а сама система (направление воздействия) остается без изменений.
Рисунок 2.3 Динамика антициклического регулирования
Примечание. Источник: [5]
Все рассмотренные выше рекомендации, касающиеся поведения государства по отношению к циклу, применялись и продолжают целенаправленно применяться на практике. И именно в реальной жизни происходит оценка данных теоретических рассуждений и рекомендаций. Правительство стремится учитывать требования экономической ситуации и пытается бороться с дестабилизирующими явлениями, добиваться устойчивого хозяйственного развития. Отсюда и объяснение тех практических шагов, которые оно предпринимает. А эффективность этих шагов может быть реально оценена только по истечение определенного периода времени.
Сегодня высока вероятность вступления Беларуси в фазу аккумулирования проблем, которые уже в ближайшей перспективе приведут к очень долгосрочному сочетанию валютного, банковского кризиса и кризиса внешней задолженности.
Удастся ли Беларуси избежать
крупномасштабного
Беларусь столкнулась с проблемами в результате повышения цен на газ и потери дохода от переработки российской нефти и газа. Данный шок условий торговли имеет широкие макроэкономические, а, следовательно, и общественно-политические последствия.
Его размеры велики, а цены на энергоносители будут продолжать расти вплоть до 2011 года, когда цена газа для Беларуси достигнет европейского уровня, что предусмотрено соглашением с Россией. Единственным выходом из создавшегося положения представляется глубокая структурная перестройка экономики, предполагающая сокращение госрасходов и проведение реформ, способствующих необходимой корректировке экономики.
При фиксированном обменном курсе энергетический шок в итоге приведет к сокращению экспортных доходов и увеличению расходов на импорт. Как следствие, произойдет ухудшение торгового баланса. С целью недопущения девальвации национальной валюты образовавшийся дефицит необходимо будет финансировать из внешних источников, так как альтернатива - балансирование текущего счета путем значительной реальной корректировки экспорта и импорта - труднодостижима в краткосрочном периоде. Однако заимствования могут служить лишь краткосрочной мерой облегчения переходного процесса и не могут заменить реальные изменения [8].
Источники финансирования кажутся достаточно очевидными: либо продажа активов, либо иностранные заимствования. Прибегнет ли Беларусь к помощи России или других схожих стран - производителей нефти - либо обратится за финансированием к Западу? Риторика белорусского правительства не дает ясной картины. Вместе с тем до сих пор все финансирование идет в основном из России.
Перспектива получения официальной помощи от Запада для финансирования дефицита торгового баланса кажется маловероятной с учетом политической ситуации в Беларуси. Однако западным странам следует взвесить свои решения, так как альтернативой является еще большее углубление зависимости Беларуси от России после продажи ей своих активов и осуществления заимствований у своего сильного соседа (что представляется более правдоподобным вариантом развития ситуации).
Запад мог бы стать более вовлеченным, пытаясь способствовать продвижению реформ в необходимом направлении посредством привлечения властей к диалогу по вопросам того, что необходимо для обеспечения долгосрочного роста и повышения уровня жизни.
Следует отметить, что сегодня высока вероятность вступления Беларуси в фазу аккумулирования проблем, которые через несколько лет могут с легкостью привести к очень долгосрочному сочетанию валютного, банковского кризиса и кризиса внешней задолженности. Данный тип внешнего финансового краха происходит со многими странами мира в результате Азиатского кризиса и кризиса Аргентины и некоторых ее соседей в Латинской Америке.
Так, например, в Таиланде выпуск сократился на 10,5% в следующем после кризиса году, а на возвращение к докризисному уровню дохода ушло 6 лет с совокупными потерями выпуска порядка 50% докризисного ВВП. Чтобы не допустить развития подобного сценария в Беларуси, необходимо начинать реформы уже сейчас. С другой стороны, кризис такого рода может иметь положительный побочный эффект в смысле большей демократизации страны (Индонезия), хотя с тем же успехом может привести и к серьезным экономическим и социальным последствиям для населения, которые будут сопровождаться еще более авторитарным руководством (Мьянма).
Большая часть выпуска концентрируется на крупных подконтрольных государству предприятиях, в которых как производство, так и занятость предопределены в соответствии с правительственными целями. Ни одна крупная компания не была приватизирована. Данный вид государственного вмешательства означает, что крупные фирмы функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений. Компании, оказавшиеся в тяжелом положении, могут быть взяты на поруки и просубсидированы различным образом, тогда как фирмы, генерирующие значительный доход, могут столкнуться с более высокими, произвольно предъявляемыми, требованиями по налогообложению.
Помимо доминирующего государственного сектора существует также частный сектор, в котором функционируют преимущественно малые и средние предприятия. Основной их деятельностью является розничная торговля и общественное питание (45% всех малых фирм) для обслуживания потребностей внутреннего рынка. Темп роста малых фирм намного отстает от темпа роста экономики. Одним из основных факторов, объясняющих медленные темпы роста и ограниченную долю в ВВП, является отсутствие стимула к росту. Если малая фирма становится относительно успешной и начинает расти, возникает высокий риск того, что государство попытается присвоить ее доходы или перевести на себя право собственности над компанией.
Индекс развития человеческого
потенциала ООН показывает крайне противоречивую
картину в области
Несмотря на быстрый рост и высокие расходы на здравоохранение в Беларуси, ситуация в данной области не внушает оптимизма. Хотя расходы на здравоохранение в процентах к ВВП сравнимы с Польшей, ожидаемая продолжительность жизни за последние десять лет сократилась на 3 года и составляет около 63 лет для мужчин и 75 для женщин.
В Беларуси серьезные проблемы с коррупцией. Вопреки официальной информации о сокращении уровня коррупции в Беларуси, индекс восприятия коррупции, рассчитываемый организацией Transpatency International, демонстрирует тенденцию к резкому снижению после включения Беларуси в список анализируемых стран в 2002 году. В сфере коррупции Беларусь занимает 151-е место из 163 стран и разделяет его с Узбекистаном, но находится ниже Таджикистана и Туркменистана и немного выше таких стран, как Гаити, Ирак, Мьянма, Судан и Демократическая республика Конго. Данную ситуацию можно назвать катастрофической. По сравнению с другими постсоветскими странами в нашей части света Беларусь сегодня находится в конце списка, хотя еще пять лет назад занимала лидирующую позицию.
Стоимость ведения бизнеса в Беларуси очень высока. Начиная с 2003 года Всемирный банк проводит классификацию стран по ряду критериев, имеющих отношение к простоте ведения бизнеса, таких как легкость открытия бизнеса, лицензирование, найм работников и уплата налогов. Среди 175 стран Беларусь занимает 129-е место по легкости ведения бизнеса. Для сравнения: Россия занимает 96-е место, Польша - 75-е, Эстония - 17-е, Литва - 18-е. Деспотизм налоговой системы и низкая защищенность инвесторов увеличивают издержки ведения бизнеса. Воплощением этого является правило "золотой акции", которое дает государству право контрольного пакета, даже если оно владеет небольшим числом акций. В 2004 году данное правило было расширено и распространяется на фирмы без государственного участия в капитале, давая правительству право вмешиваться в дела любой приватизированной компании.
Значительная часть кредитов в последнее время направляется на государственные предприятия. Учитывая, что в данном процессе высока роль директивного кредитования (которое не всегда основано на рациональных финансовых расчетах), а также увеличения привлечения банками краткосрочных ресурсов в иностранной валюте, появляются причины для беспокойства.
Юридически обменный курс прикреплен к российскому рублю, но на практике - к доллару США. Недавнее повышение заработной платы не сопровождалось соответствующим ростом производительности, что сделало Беларусь менее конкурентоспособной и начинает вредить экспортным поставкам в Россию. Высокий внутренний спрос вызвал существенный рост импорта, который привел к ухудшению состояния текущего счета (профицит в 1,6% от ВВП в 2005 году сменился дефицитом в 4% от ВВП в 2006 г.). Ограниченные резервы центрального банка в иностранной валюте и переоцененная национальная валюта создают давление к девальвации.
Предполагая, что количественные характеристики экспорта и импорта не изменятся под воздействием новых соглашений по нефти и газу, становится достаточно просто подсчитать прямые потери для торгового баланса. В 2007 году совокупный эффект нефтяного и газового шока оценивается порядка 1,7 млрд долларов, что является эквивалентом 5% от ВВП, и будет расти, достигнув к 2011 году 4,7 млрд долларов [8].
Более широкие макроэкономические последствия шока оценить сложно, так как они зависят от реакции на него как правительства, так и других экономических агентов. МВФ приходит к оценке потери на уровне 10-15% от ВВП. Притом, что данный прогноз основан на опыте подобного рода шоков во многих странах, в Беларуси существует ряд факторов, таких как фиксированный обменный курс, жесткая структура экономики и слаборазвитые институты, которые скорее всего усилят воздействие шока условий торговли на рост.
Последствия могут быть гораздо серьезнее, чем предсказывает МВФ и другие организации.
Правительство предпримет все возможные меры по недопущению резкого сокращения производства, девальвации валюты и быстрого роста инфляции. Экономический рост и стабильность цен являются ключевыми элементами социального контракта и попытки представить существующий экономический, общественный и политический уклад в качестве удачной альтернативы рыночно ориентированному прозападному демократическому обществу.
Поэтому так необходимая на данном этапе перестройка всей экономической системы вряд ли будет осуществлена. Скорее всего деятельность правительства будет сосредоточена на принятии краткосрочных мер недопущения полномасштабного кризиса платежного баланса, который бы имел серьезные последствия для национальной экономики.
Очерченная выше политическая ситуация, экономическая структура, отсутствие реформ, слабые институты и высокие издержки ведения бизнеса со всей очевидностью говорят о необходимости реформ. Список обязательных реформ является достаточно длинным, но среди основных элементов можем отметить:
усиление институтов (включая верховенство закона, демократию, систему взимания налогов и т.д.);
уменьшение роли государства в бизнесе;
более свободное установление цен и заработной платы для обеспечения эффективного распределения ресурсов и создания эффективной на международном уровне экономики;
исключение субсидий, которые не связаны с необходимыми трансформациями сельского хозяйства, промышленности и финансового сектора;
отмена управляемого финансирования предприятий банками, то есть все финансирование компаний должно осуществляться на рыночной основе и условиях, а не по распоряжению правительства;
рассмотрение альтернатив текущей монетарной политике и политике обменного курса;
увеличение эффективности
использования энергии и
продолжение развития высокого образовательного уровня населения и сосредоточение на создании новой промышленной структуры и общества, которые черпали бы конкурентные преимущества из высокого человеческого капитала, а не энергетических субсидий;
Информация о работе Цикличность экономического развития и ее особенности в Республике Беларусь