Цикличность развития рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание

Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Все системы в природе, не только рыночная экономика, развиваются в ритме цикличной динамики. Теория экономических циклов является лишь составной частью теории циклично-генетической динамики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Цикличность развития в рыночной экономике. Необходимость антициклической политики……………………………………………………5
Особенности в подходах к проблеме циклов……………………………….10
Основные направления антициклической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………….……24
Список использованных источников…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая распечатать.docx

— 58.26 Кб (Скачать документ)

     Для становления циклической формы  движения в отечественной экономике  необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые  в условиях научно-технического прогресса  и стихийного рыночного механизма  функционирования экономики приобретут колебательные движения. Экономический  цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала.

     В 2005 году сохранялась тенденция динамичного  развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 года № 437. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего  продукта за 2005 год составил в текущих  ценах 63678,9 млрд. рублей. Реальный объем  производства ВВП был на 9,2% выше, чем в 2004 году (в 2004 году прирост ВВП по отношению к 2003 году составлял 11,4%), рис.3.1. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год был предусмотрен рост ВВП на 8,5-10%. 

     

     Рисунок 3.1 - Динамика основных макроэкономических показателей

     Источник: заимствовано [11, с.752, таблица 1] 

     В определяющей мере рост объемов ВВП  в реальном секторе экономики  был обеспечен за счет увеличения выпуска продукции промышленности. В 2005 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 60,5 трлн. руб., что на 10,4% больше, чем в 2004 году (при прогнозе – 8-9,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего  продукта удельный вес добавленной  стоимости промышленности увеличился с 26,8% в 2004 году до 27,4% - в 2005 году.

     Доля  предприятий государственной формы  собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции  составила 37,5%, предприятий частной  формы собственности, имеющих в  уставном фонде долю государства, – 51,9%.

     Потребительских товаров выпущено на сумму 14трлн. рублей, что на 10,3% выше уровня 2004 года (прогноз – 9,5-11%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 14,1%, непродовольственных – на 6,9%.

     Объем продукции сельского хозяйства  в 2005 году составил 12,2 трлн. рублей и  увеличился по сравнению с 2004 годом  в сопоставимых ценах на 2,1% (при  прогнозе – -9,5%).

     Объем грузооборота предприятий транспорта за 2005 год сложился в размере 46984,8 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,6%[5].

     В декабре 2005 года прирост индекса  потребительских цен на товары и  услуги составил 1,7%, что на 1,2 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,4 процентных пункта ниже декабря 2004 года.

     Всего за 2005 год инфляция на потребительском  рынке составила 8%, или 0,6% в среднемесячном исчислении, что соответствует прогнозу на 2005 год (0,6-0,8%). В 2004 году потребительские  цены увеличивались в среднем  на 1,1% в месяц.

     Основной  вклад в рост сводного индекса  потребительских цен за 2005 год  – 4,8% прироста сводного индекса –  внесли темпы роста цен на продовольственные  товары (на 8,4%). Непродовольственные  товары подорожали на 3,2%, что привело  к увеличению сводного индекса потребительских  цен на 0,7%. Тарифы на платные услуги возросли на 11,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,5%.

     Кроме того, за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным  требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных  механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания  построенной на рыночных принципах  налоговой системы и бюджетных  расходов, обеспечивающих главным образом  функционирование государственной  системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

     Новая бюджетная классификация легла  в основу новой редакции Закона РБ "О бюджетной системе в РБ", которая внесла существенные правки в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Еще не завершенное формирование казначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному повышению эффективности управления государственными финансами. Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного процесса еще столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы [6, c.62].

     В январе-декабре 2005 года, по предварительным  данным, в консолидированный бюджет поступило 30800,9 млрд. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23413,6 млрд. рублей.Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26%. Дефицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-декабрь 2005 года 1050 млрд. рублей, или 1,6% к ВВП, профицит ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или 1% ВВП. В целом дефицит консолидированного бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП (за 2004 год - профицит - 0,9% к ВВП). [5]

     Широкое использование в дальнейшей практики бюджетно-налогового регулирования  будет придаваться трансфертам (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление коммунальных услуг и другие выплаты населению  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), которые  увеличены согласно указу А.Г.Лукашенко  к концу 2006 года на 19,5%.

     Дотации и субсидии как и раньше будут предоставляться только государственному сектору согласно бюджету на 2008 год.

     Так, например, из республиканского бюджета  за счет средств, предусмотренных на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, выделяются субсидии в сумме 48188600 тыс.рублей для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства на возмещение части расходов на приобретение автомобильного топлива в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

     В целом же бюджетно-налоговая политика на направлена на обеспечение устойчивого  экономического роста, снижение налогового бремени для налогоплательщиков и дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних  рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства  Беларуси и России.

     Современная же денежно-кредитная политика Республики Беларусь зачастую выглядит "плаванием против течения", она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева

     Так, на основе анализа основных направлений  денежно-кредитной политики можно  сделать вывод, что основным направлением денежно-кредитной политики, как  и прежде остается удержание обменного курса белорусского рубля и его покупательской способности, при безусловной попытки привязать его к российскому рублю и попытки снизить темпы инфляции.

     В целом основными целями развития экономики были и будут:

     1) рост реального ВВП и производства;

     2) снижение сальдо торгового баланса;

     3) увеличение валютной выручки;

     4) рост инвестиций.

     В 2005 году предприятиями и организациями  республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 119,8 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 12,2% больше, чем в 2004 году. Оплаченная выручка  составила 96,9% от всей выручки, или 116 трлн. рублей.

     По  итогам 2005 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась  в размере 9,9 трлн. рублей, или 15,6% от произведенного валового внутреннего  продукта (за 2004 год – 15,8%), что в  реальном выражении на 14,1% больше, чем  в 2004 году. Рентабельность реализованной  продукции осталась на том же уровне (13,5%), рентабельность продаж увеличилась  на 0,1 процентный пункт и составила 8,3%.

     В 2005 году хозяйствующими субъектами республики было получено 9,95 трлн. рублей прибыли  до налогообложения в текущих  ценах, или 15,6% ВВП (в 2004 году – 14%). По сравнению  с 2004 годом сумма прибыли до налогообложения  возросла на 29,4% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 34,9%, составив 6,4 трлн. рублей. Почти 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности.

     В 2005 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году (при  прогнозных темпах прироста 15,5-17,5%). Доля инвестиций в основной капитал в  ВВП увеличилась с 21,6% в 2004 году до 23,3% в 2005 году[5].

     На  объекты производственного назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальных  вложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения в объекты  непроизводственного назначения возросли на 20,7%. На строительство жилых домов  использовано 2,5трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в  эксплуатацию введено 3780 тыс. квадратных метров жилья – на 7,9% больше, чем  в 2004 году. Основными источниками  инвестиций являлись собственные средства организаций (47,3%), бюджетные средства (25,3%), кредиты банков (без иностранных  кредитов) (12,9%) и средства населения (7,9%). При этом доля бюджетных средств  возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом при снижении удельного  веса остальных источников инвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные  вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6млрд. рублей и занимали 2,5% в структуре  источников финансирования[5].

     Важнейшим же источником финансирования инвестиций в прогнозируемом периоде (2001-2010) будут  собственные средства предприятий  и организаций (более половины всех капиталовложений). Возрастет доля амортизационных отчислений благодаря  внедрению новых норм и методов  начисления амортизации основных фондов. Бюджетное финансирование будет направлено на решение неотложных социальных задач общегосударственного значения, а также финансирование особо важных объектов производственного назначения, связанных с экспортом продукции, решением проблем импортозамещения и основанных на внедрении новых и высоких технологий. Рост объемов привлекаемых средств будет осуществляться за счет кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг, создания системы строительных накоплений и взаимного жилищного кредитования. Согласно расчетам, общий объем инвестиций в основной капитал в 2008 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 1,6–1,7 раза (в 2000 г. по сравнению с 1995 г. он возрос в 1,3 раза). Доля инвестиций в составе ВВП составит в 2008 г. 24,5% (в 2000 г. – 19,8%) [8]. Все это даст возможность обеспечить устойчивые темпы наращивания объемов производства, повышение эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и товарах народного потребления.

     Однако  недостатком стимулирования совокупного  спроса является опасность возникновения  инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита. Таким образом, основными направлениями антициклической политики в условиях переходного периода Республики Беларусь являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизводит  ту экономическую обстановку, в которой  он развивается. Но охарактеризовать тот  или иной цикл или кризис можно  только с временного расстояния.

     Меняются  и формы проявления современных  циклов и кризисов. Это выражается: в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных  процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла; в  относительном уменьшении глубины  кризисов; в неустойчивости фаз оживления  и подъема; в изменении показателей  масштабов и глубины кризисов.

Информация о работе Цикличность развития рыночной экономики