Действие антимонопольного законодательства в интересах предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:13, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы - исследование антимонопольного законодательства, действующего в интересах предпринимателей.
Задачи контрольной работы:
1. Изучение государственного антимонопольного контроля;
2. Рассмотрение правовых основ антимонопольной деятельности;
3. Исследование деятельности Федеральной антимонопольной службы по предупреждению и пресечению незаконной деятельности предпринимателей.

Содержание

Введение 3
1. Государственный антимонопольный контроль 4
2. Правовые основы антимонопольной деятельности 8
3. Деятельность Федеральной антимонопольной службы
по предупреждению и пресечению незаконной
деятельности предпринимателей 10
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Антимонопольное законодательство в инте.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

      «КАЛИНИНГРАДСКИЙ  ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

      СЛУЖБЫ  БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

      __________________________________________________________ 
 
 

      ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     По  дисциплине: Российское предпринимательское  право  

         Тема:  «Действие   антимонопольного законодательства в  интересах  предпринимателя» 
     

     Выполнила

     Гаммель А.В.

     Учебная  группа 59 
 

      Дата  сдачи ______________

      Дата  защиты ____________

      Оценка _________________ 
 

                                                                                                 

     Калининград

     2011 г.

 

     Содержание:

Введение              3

1. Государственный антимонопольный контроль     4

2. Правовые  основы антимонопольной  деятельности     8

3. Деятельность  Федеральной антимонопольной   службы

 по  предупреждению  и пресечению  незаконной

деятельности  предпринимателей        10

Заключение           16

Список  использованной литературы       18

 

       Введение

      Актуальность  темы контрольной  работы. Многолетняя практика антимонопольного регулирования показала, что антиконкурентные действия со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не прекращаются и представляют более серьезную угрозу для рыночной среды даже по сравнению с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов.

      В обобщенном виде можно сформулировать, какая деятельность со стороны любых участников рыночных отношений квалифицируется как монополистическая - это препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; создание неравных условий конкуренции в результате принятия органами исполнительной власти или местного самоуправления нормативных правовых актов; бездействие органов исполнительной власти или местного самоуправления, в результате чего ущемляются интересы предпринимателей; соглашения органов исполнительной власти и местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию. Очевидно, что контроль за деятельностью органов федеральной и региональной власти, органов местного самоуправления стал одним из основных направлений в деятельности антимонопольных органов, и по этим вопросам в новую редакцию были внесены существенные дополнения.

      Цель  контрольной работы -  исследование антимонопольного  законодательства, действующего в интересах предпринимателей.

      Задачи  контрольной работы:

  1. Изучение  государственного антимонопольного контроля;
  1. Рассмотрение  правовых основ антимонопольной  деятельности;
  2. Исследование деятельности  Федеральной антимонопольной службы по предупреждению  и пресечению  незаконной деятельности  предпринимателей.

     1. Государственный  антимонопольный  контроль

      Антимонопольное законодательство - это основополагающие правила, закрепленные в нормах действующего российского законодательства, определяющие деятельность участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления на рынке.

      Таким образом, можно обозначить связь рассматриваемых понятий. Из самих определений следует вывод о том, что антимонопольное законодательство представляет собой составную часть общегосударственной антимонопольной политики.

      Нарушение антимонопольного законодательства РФ влечет за собой наступление ответственности.

      Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства закрепляется главой 8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"1.

      Согласно  положениям, закрепленным в ст. 37 названного ФЗ, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ст. 19.1-19.5 КоАП РФ и ст. 169-200, ст. 158-204, ст. 105-360 УК РФ)2.

      Государственный антимонопольный контроль осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в лице ее соответствующих  территориальных управлений. Он может  быть либо предварительным, когда хозяйствующий субъект должен направить в ФАС России ходатайство о даче согласия на совершение определенных действий, либо последующим, когда достаточно направить уведомление в 45-дневный срок с момента совершения определенных действий. Уведомления принимаются и рассматриваются бесплатно, за рассмотрение ходатайств взимается государственная пошлина (подп. 69 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

      В любом случае нарушение требований антимонопольного контроля служит основанием для ликвидации созданных организаций или признания недействительными совершенных сделок в судебном порядке по иску антимонопольного органа3.

      В соответствии со ст. 17 Закона о конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках антимонопольный  контроль может осуществляться за созданием и некоторыми формами реорганизации коммерческих и некоммерческих структур, а также за изменением состава участников некоммерческих организаций. Следует подчеркнуть, что среди некоммерческих организаций такому контролю подлежат только ассоциации (союзы) юридических лиц и некоммерческие партнерства, в состав которых входит не менее двух коммерческих организаций.

      Административно-правовой режим обеспечения конкуренции  в сфере предпринимательской деятельности содержит в себе некоторые признаки легализации предпринимательской деятельности. При этом по целям установления и формам реализации данный режим по своему содержанию следует отнести к режимам, направленным на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности.

      К числу субъектов, осуществляющих антимонопольное регулирование, можно отнести Федеральную антимонопольную службу. К функциям, реализуемым антимонопольным органом, нормы режима относят:

      1) государственный контроль за  соблюдением антимонопольного законодательства  федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

      2) выявление нарушений антимонопольного  законодательства, принятие мер  по прекращению нарушения антимонопольного  законодательства и привлечению  к ответственности за такие  нарушения;

      3) предупреждение монополистической  деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

      4) осуществление государственного  контроля за экономической концентрацией  в сфере использования земли,  недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами4.

      Основанием  для предварительного антимонопольного контроля за перечисленными сделками служит хотя бы одно из следующих условий5:

      а) суммарная стоимость активов сторон сделки превышает 30 млн. МРОТ (3 млрд. руб.);

      б) один из участников сделки внесен в  Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих  на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

      в) приобретателем акций или имущества  является группа лиц, контролирующая деятельность данного хозяйствующего субъекта.

      Последующий контроль проводится, если суммарная  стоимость активов участников сделки превышает 2 млн. МРОТ.

      Отдельная форма последующего контроля - уведомление  антимонопольного органа об избрании физических лиц в исполнительные органы и советы директоров хозяйствующих субъектов. Такое уведомление должно направляться в ФАС при наличии одного из следующих обстоятельств:

      а) хозяйствующие субъекты имеют суммарную  балансовую стоимость активов свыше 2 млн. МРОТ;

      б) они внесены в соответствующий Реестр ФАС России.

      В соответствии со ст. 18 Закона о конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках еще  одним необычным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций, а также некоммерческих, если они занимаются предпринимательской деятельностью.

      Помимо  этого, допускается принудительная ликвидация в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если организация  координирует предпринимательскую деятельность коммерческих структур, что ограничивает или может ограничить конкуренцию, либо если в результате создания организации был нарушен порядок государственного антимонопольного контроля6.

      Практика  антимонопольного регулирования показала, что антиконкурентные действия со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления препятствуют формированию единого экономического и правового пространства, обеспечению экономической свободы предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса.

      В обобщенном виде можно сформулировать, какая деятельность со стороны любых  участников рыночных отношений квалифицируется  как монополистическая, как препятствование  осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере7.

      2. Правовые основы  антимонопольной   деятельности

      Федеральная антимонопольная служба была образована согласно Положению правительства  от 29 июля 2004 г. В функции ведомства  входит контроль над соблюдением организациями антимонопольного законодательства, в частности закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"8. В документе даны четкие формулировки таких понятий, как "доминирующее положение", "монопольно низкая и высокая цена", "группа лиц" и другие. Помимо этого в документе дается определение такому явлению, как недобросовестная конкуренция.

      Итак, знание норм этого документа необходимо для финансовых организаций и  организаций, осуществляющих свою деятельность на товарном рынке.

      Помимо этого в законе прописаны случаи, когда вышеперечисленные организации должны согласовывать свои действия с антимонопольными органами. Так, необходимость в "одобрении" сотрудниками ФАС может потребоваться при приобретении права распоряжаться голосами, предоставленными акциями (долями в уставном капитале) финансовой организации на основании договоров купли-продажи, доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную постановлением правительства от 30 мая 2007 г. N 335. Подобная необходимость возникает и в случае приобретения активов финансовой организации, размер которых превышает предусмотренную величину. Также придется согласовывать свои действия с ФАС при приобретении в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организацией или осуществлять функции ее исполнительного органа в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает установленную величину. В законе прописана и необходимость предварительного согласования при создании и реорганизации финансовой организации.

Информация о работе Действие антимонопольного законодательства в интересах предпринимателя