Демографическая ситуация в Самарской области: анализ и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении демографической ситуа-ции Самарского региона и поиске путей ее стабилизации на региональном, макро- и микроуровнях.
В соответствии с поставленной целью был определен круг задач, которые последовательно решались в процессе проводимого исследования. Этими задачами стали:
обоснование необходимости изучения демографической ситуации в регионе;
рассмотрение демографической ситуации и ее составляющих в эко-номике региона;
формирование информационной базы для изучения демографи-ческой ситуации

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..…..3
1. Необходимость изучения демографической ситуации в регионе…….........6
Демографическая ситуация и ее составляющие в экономике региона……………………………………………………………................6
Информационная база для изучения демографической ситуации…………………………….………………………..……...……...15
Методы анализа и прогноза демографической ситуации в регионе………………………………………………………………………19
2. Анализ демографической ситуации в Самарской области…………..……..23
2.1. Депопуляция численности населения Самарской области и изменения в половозрастной структуре……………………….….…...….23
2.2. Кризис продолжительности жизни…………………………..……….33
2.3. Трансформация семейных устоев в Самарской области и ее последствия……………………………………………………………...….36
3. Пути стабилизации демографической ситуации в регионе…………..……40
3.1. Основные направления стабилизации демографической ситуации
на макроуровне.………………………………...…………………………..40
3.2. Основные направления стабилизации демографической ситуации в регионе…………………………………………………………..…..…........48
3.3. Перспективы стабилизации демографической ситуации в муниципальных образованиях Самарской области………………...……50
Заключение……………………………………………………………………...55
Библиографический список…………………………………………………..61

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - копия.doc

— 1.47 Мб (Скачать документ)

Таблица 6

Динамика ожидаемой продолжительности жизни в Самарской области за 1989, 2002 и 2010 гг. (лет)28

 

Средняя ожидаемая  продолжительность жизни в Самарской  области, лет

1989 г.

2002 г.

2010 г.

Всего населения

63,4

65,5

68,7

Мужчин

57,0

59,1

62,6

Женщин

69,8

72,6

74,8


 

Проанализировав данные таблицы, получаем, что, так же как и в Япо-нии, здесь наблюдается положительная динамика, но при их сопоставлении явно бросается в глаза значительная разница между показателями, представ-ленными в таблицах 4 и 5, которая более наглядно представлена на рис. 6 (с.36).

Построим линии  тренда для средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Японии и Самарской области, используя фактические данные за 1989, 2002 и 2010 гг., для определения примерной величины этого показателя в будущем.

Как видим, даже через 30 лет ожидаемая продолжительность  жизни в Самарской области не станет даже приблизительно равной ее величине в Японии. В 2040 г. она будет равна 87 и 76 годам в Японии и Самарской области соответственно.

Рис. 6. Прогнозирование ожидаемой продолжительности жизни в Японии и Самарской области до 2040 г.

Таким образом, проанализировав среднюю продолжительность предстоящей жизни в Самарской области в динамике и сравнив её с Японией, можно говорить о существовании кризиса продолжительности жизни, как в России, так и в Самарской области в частности. Мы имеем ту продолжительность жизни, которая адекватна нашему уровню жизни. Иными словами, какова цена человека, таково и здоровье.

 

2.3. Трансформация семейных устоев в Самарской области и ее последствия

 

Каждая семья  представляет собой малую социально-психологическую  группу, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных  отношений между супругами, родителями и детьми. Её социальная активность, структура, нравственно-психологическая атмосфера зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует. Среди этих обстоятельств — уровень образования и культура членов семьи, материальное положение, традиции и ценности, которых они придержи-ваются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устрем-лениях, место жительства, социальная принадлежность семьи, нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к консолидации и сплочению. Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специ-фику семейных отношений.

Любое нарушение  связи между поколениями расшатывает  семейные устои, которые повсеместно — и в богатых, и в бедных странах. Нет такого класса общества и такой страны, в которых бы не происходили изменения в структуре семьи - постоянно растёт число разводов и появляется все больше матерей-одиночек. По статистике, каждый четвертый ребенок в Самарской области рождается вне браке.

В таблице 7 приведены  данные о численности детей, родившихся живыми, по брачному состоянию матери.

Таблица 7

Численность детей, родившихся живыми, по брачному состоянию матери в Самарской области в 1989-2008 гг. (чел.)

Годы

Родившиеся  живыми - всего

В том  числе

В зарегист-рированном браке

Доля родившихся в зарегист-рированном браке (в %)

Вне зарегист-рированного брака

Доля родив-шихся вне зарегистриро-ванного брака (в %)

1989

2160559

1868834

86,50

291725

13,50

2002

1396967

985506

70,55

411461

29,45

2008

1713947

1253529

73,14

460418

26,86


 

Исходя из данных таблицы 7, видим, что за последние  два десятилетия значительно  снизилась рождаемость (почти на 20%), а также выросла доля детей, рожденных вне брака (около 13%).

Подробнее структура  детей, родившихся живыми, по брачному состоянию матери представлена на рис. 7.

Рис. 7. Структура  детей, родившихся живыми, по брачному состоянию матери в Самарской области в 1989-2008 гг.

Таким образом, число детей, родившихся вне брака, с 1989 по 2008 г. увеличилось практически вдвое. Это негативно влияет на семейную структуру области и ведет к увеличению числа матерей-одиночек.

Рис. 8. Динамика общих коэффициентов брачности и разводимости в Самарской области за 1989, 2002 и 2010 гг. (в ‰)

На 100 браков в 2010 г. пришлось 56 разводов, то есть более половины пар, зарегистрировавших свой брак, расторгают его. Это, прежде всего, с неэффективной жилищной политикой государства и слишком простой процедурой расторжения брака.

На рис. 8 продемонстрировано некоторое улучшение ситуации по ре-гиону, особенно после 2002 г., в котором коэффициент разводимости практически сравнялся с коэффициентом брачности. Теперь уже ситуация не столь критична и абсолютная разница между ними равна 3,7‰. Таким образом, в 2010 г. на 1000 человек в Самарской области приходилось 9 заключенных браков и 5 разводов.

Увеличение  продолжительности жизни (хоть и  незначительное) как и снижение рождаемости трансформирует семейно-родственную структуру области. Горизонтальные семейные связи преобразуются в вертикальные, что имеет ряд последствий. Для пожилых членов семьи это сужает веер родст-венной поддержки. Для средних поколений возникновение 4-х этажного род-ства означает увеличение нагрузки по уходу и опеке своих пожилых родите-лей. Раньше, при 3-х поколенных родственных связях, 30-40-летние содер-жали свои семьи, а также помогали стареющим родителям. Теперь 50–60-летние и помогают своим детям и внукам, что было и раньше, и ухаживают за своими престарелым родителями, чего раньше не было.

Итак, в Самарской области произошла серьезная трансформация семейных устоев, вызванная снижением рождаемости и ростом числа детей, рожденных вне брака, также имеется тенденция к уменьшению числа браков и увеличению разводов. Всё это может стать причинами потери демогра-фического потенциала, постарения населения, деформации его половозрастной структуры и ряда других негативных характеристик.

 

 

 

 

3. Пути стабилизации демографической ситуации в регионе

3.1. Основные направления стабилизации демографической ситуации на макроуровне

 

Указом Президента Российской Федерации №1351 от 9 октября 2007 была утверждена Концепция демографической политики Российской Федера-ции на период до 2025 года, где определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народона-селения на период до 2025 года.

Целями демографической политики РФ на период до 2025 года явля-ются:

  1. стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек;
  2. повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжитель-ности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет29.

Рис. 9. Прогнозная численность населения в 2013-2031 гг. в РФ30

Чтобы понять насколько обоснована первая цели Концепции демогра-фической политики рассмотрим прогнозную численность населения России на период до 2031 г. согласно трём вариантам прогноза: низкому, среднему и высокому на рис. 9.

В соответствии со средним прогнозом численность  населения госу-дарства должна снизиться к 2025 г. (на 1460,9 тыс. чел. по сравнению с 2013 г.) и составить 140643,3 тыс. чел. Причем численность населения по сред-нему варианту прогноза на 6218,7 тыс. чел. ниже, чем по высокому и на 8865,3 тыс. чел. выше, чем по низкому.

Далее следует  рассмотреть прогноз ожидаемой  продолжительности жизни населения  России и сопоставить их с целевыми установками.

Рис. 10. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении населения РФ в 2013-2013 гг. (лет)

Как видим из данных рис. 10, вторая цель более достижима, т.к. в 2015 году по среднему варианту прогнозу ожидаемая продолжительность жизни составляет 70, 9 лет (это больше запланированного на тот же год на 0,9 лет). Однако к 2025 году данный показатель не сможет подняться до отметки в 75 лет, даже если ориентироваться на высокий вариант прогноза.

Таким образом, получается, что Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в целом ориентируется лишь на высокие, т.е. оптимистичные варианты прогноза.

Основными задачами демографической  политики по достижению поставленных целей РФ на период до 2025 года являются:

  • сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
  • сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продол-жительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;
  • повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  • привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографичес-кого и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Основными направлениями стабилизации демографической ситуации на макроуровне является решение следующих задач:

- по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

  • сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы;
  • улучшение материально-технического обеспечения учреждений здраво-охранения, оказывающих помощь больным, страдающим сердечно-сосу-дистыми заболеваниями;
  • сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • сокращение уровня смертности от самоубийств;
  • сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний;
  • сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
  • внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
  • повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.

- по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укрепле-нию репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

  • повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям;
  • обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда;
  • проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступ-ности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям;
  • развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего пита-ния школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования.

- по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня со-циально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотива-ции для ведения здорового образа жизни включает в себя:

  • формирование у различных групп населения мотивации для ведения здорового образа жизни;
  • разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции;
  • создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
  • обес<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; text-d

Информация о работе Демографическая ситуация в Самарской области: анализ и перспективы