Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:20, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать закономерности и причины изменения количественных и качественных показателей сельского населения в Российской Федерации и выявить меры, необходимые для стабилизации и улучшения демографической ситуации в сельской местности.
Основным методом нашего исследования будет анализ статистики демографических характеристик сельского населения и нормативно-правовых актов, регулирующих проведение демографической политики в Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Анализ демографической ситуации в сельской местности 5
1.1. Динамика численности сельского населения 5
1.2. Возрастно-половая структура сельского населения 13
1.3. Миграция сельского населения 18
1.4. Трудовые ресурсы села 21
Глава 2. Пути стабилизации и улучшения демографической ситуации в сельской местности 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
1.4
Трудовые ресурсы села
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
Комплекс накопившихся с 90-х годов производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе составляет 119,9 тыс. человек. Наиболее ощутим он в регионах, где функционируют современные интегрированные формы агробизнеса - агрофирмы, агрокомбинаты, агрохолдинги.
Практически во всех отраслях средний возраст людей превысил 55 лет и продолжает возрастать. Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2004 году среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 53 процента работников, а высшее - 13,6 процента.
Среднегодовая численность работников занятых в сельском хозяйстве в 2007 году, составляла 10 % от общей численности занятых во всех отраслях экономики (в 1999 году - 13.3%).
Наибольшее сокращение трудовых ресурсов села произошло в Центральном (на 19,9%), Приволжском (на 18,9%) и Северо-Западном (на 16,3%) федеральных округах.
Численность мужчин, занятых в сельскохозяйственном производстве, в 2006 по сравнению с 1999 годом сократилась с 5643 тыс., до 4507 тыс. человек (на 20,1%). а женщин - с 2852 тыс. до 2701 тыс. - человек (на 5,3%). Это привело к увеличению доли женщин в общей численности занятых в сельском хозяйстве с 33,7% с 1999 до 37,5% в 2006 году.
В 2006 году 87,9% занятых в сельском хозяйстве работали в частном секторе, из них 40,3% - на частных предприятиях, 35,8% занимались индивидуальным трудом и работали по найму у отдельных граждан, 11,8% - в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В организациях государственной и муниципальной форм собственности было занято 8,8% работников сельского хозяйства. За 2000-2006 годы численность занятых в частном секторе сократилась с 7321,6 тыс., до 6333,4 тыс. человек, в организациях государственной и муниципальной форм собственности - с 806,3 тыс. до 631,4 тыс. человек. Численность работников в организациях с иностранным участием увеличилась с 20,6 тыс. до 31,7 тыс. человек.
По данным выборочного обследования Федеральной службы государственной статистики по проблемам занятости, проведенного в ноябре 2005 году, численность занятых в неформальном секторе сельского хозяйства в 2005 году составляла 3751 тыс. человек. В 2005 году в общей численности занятых в неформальном секторе около трети занимались в хозяйствах населения производством для реализации продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства на условиях первичной занятости или дополнительной трудовой деятельности. Среди лиц, имеющих в неформальном секторе основную или единственную работу, сельскохозяйственной деятельностью были заняты 18%, среди имеющих дополнительную работу - 78°/о. В структуре занятости несельскохозяйственной деятельностью в неформальном секторе среди сельского населения существенную долю занимали торговля и промышленность. В силу влияния сезонных факторов в весенние и летние месяцы численность занятых в неформальном секторе сельскохозяйственной деятельностью в 1,7 раза выше, чем в межсезонный период.
В критической зоне (с показателями уровня безработицы свыше 10%) находятся 48% регионов, в 10 регионах уровень общей безработицы выше 20%. За чертой бедности по денежным доходам живут 29,5 млн. сельчан (75,6%), по располагаемым ресурсам - 23,8 млн. (61,1%). Располагаемые ресурсы 8,7 млн. сельских жителей (22,4%) в 2 и более раз ниже прожиточного минимума. Доля бедного населения на селе в 1,3 раза больше, чем в городе.
На 1 июля 2006 года 45 % занятых в сельском и лесном хозяйстве имели среднее (полное) общее образование (на конец ноября 2000 года - 34,2%), 17,6% - среднее профессиональное (16%), 7,4% - высшее профессиональное (6,6%), и только 6,8 % не имели общего образования (9%). По уровню высшего и среднего профессионального образования сельское население значительно отставало от городского.
Для трудовых ресурсов сельского хозяйства характерна несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, наличие безработицы. Около 166 тыс., из них 81 тыс. женщин, квалифицированных работников сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыболовства и рыбоводства числились в 2005 году безработными. Более 40% безработных имели среднее (полное) общее образование. Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 процента до 56 процентов.8
Среди контингента, имеющего начальное общее или не имеющего даже этого образования, безработица практически отсутствовала. Неблагоприятные условия труда и жизнеобеспечения сельчан разрушительно действуют на трудовые ресурсы и ухудшают качество жизни на сельских территориях Российской Федерации. 9
Все это ведет к росту социального иждивенчества сельского населения и спаду трудовой активности, отторжению рыночных реформ и неприятию нарождающегося нового общественного строя, что подтверждается их устойчивой поддержкой в выборных кампаниях оппозиционных сил.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
По прогнозным оценкам Росстата, после 2010 г. численность трудоспособного сельского населения начнет сокращаться, и нехватка трудовых ресурсов может стать не локальным, а повсеместным явлением. В прогнозном периоде доля трудоспособных сельчан в общей численности населения возрастет с 57,5% в 2004 г. до 61 % в 2010 г. Затем она снизится до 58,4%. К 2010 г. значительно сократится число сельчан в возрасте моложе трудоспособного — с 20,5 до 18%, а в последующее пятилетие — несколько увеличится.
По оценкам, общая численность сельского населения в России будет ежегодно уменьшаться примерно на 205 тыс. человек. В зависимости от варианта прогноза на 1 января 2016 г. она составит: 34,2 млн., 35,9 млн. и 37,4 млн. человек. По среднему варианту по сравнению с 2004 г. сельское население сократится на 2,5 млн. человек, или на 6,4%.
По
предварительным оценкам, в 2005— 2015
гг. при условии некоторого восстановления
объемов сельскохозяйственного производства дефицит
кадров только в аграрном секторе может
достичь 1,2—1,5 млн. человек.10
Глава
2. Пути стабилизации
и улучшения демографической
ситуации в сельской
местности
Масштабы
нынешнего социального
Сельское хозяйство, как ни одна другая отрасль российской экономики, нуждается в государственной поддержке, в инвестициях, в продуманной политике. Несмотря на видимое благополучие экономической ситуации в России, выражаемое в показателях экономического роста, увеличения золото-валютных резервов, укрепления национальной валюты, повышения реальных доходов населения и соответствующего этому потребительского бума в стране, одновременно усиливается и острейшее социальное неблагополучие в обществе, которое может принять угрожающий характер и стать «катализатором» прогрессирующей деградации государства.
Социальные проблемы имеют более острый характер для сельских жителей. Более того, здесь существует ряд специфических особенностей, формирующих для населения «ловушку» или, как говорят на Западе, создают ситуацию «захлопывания» . В сельской местности более высокий уровень смертности населения, низкий уровень рождаемости, высокая доля пожилых людей, особенно женщин. Здесь высокая доля детей, рождаемых вне брака, в неблагополучных семьях. Высокая безработица в селах порождает социальное неблагополучие, которое также возникает в связи с более низким уровнем заработной платы в сравнении с занятым городским населением. Сельскохозяйственный труд в нашей стране обесценен и стоит в 2.5 раза меньше, чем в целом по стране. Миграция молодежи из села приняла угрожающий характер. Эти и другие факторы формируют резервации социально неблагополучного, неработающего населения
Стабилизация и улучшение демографической ситуации невозможны без преодоления глубокого системного кризиса, в котором находятся аграрный сектор и вся сельская экономика, и проведения на селе активной демографической политики. Ее приоритетными направлениями являются укрепление здоровья и снижение смертности населения в трудоспособном возрасте, а также поддержание жизнеспособности детей. Что касается другого направления — повышения рождаемости, то мировой опыт показывает, что кардинально изменить репродуктивные установки, имеющие тенденцию к снижению, достаточно сложно. Однако необходимо создать условия для реализации естественной (не демографированной социально-экономическими условиями) ориентации сельских семей на обзаведение детьми. Это можно обеспечить через комплексную систему мер — дополнительные поощрительные выплаты за рождение первого, второго, третьего и т.д. ребенка, детские пособия малообеспеченным семьям, предоставление декретных отпусков и отпусков по уходу за детьми, восстановление трудового стажа женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, лечение бесплодия (в стране около 7 млн. бесплодных брачных пар), которое менее доступно жителям села, усиление охраны материнства и детства, целевое кредитование молодых семей на строительство (приобретение) жилья, другие потребительские или производственные цели, развитие сети детских дошкольных учреждений, системы детского питания, повышение общественного статуса матери, восстановление правительственных наград многодетным матерям.
Правительством Российской
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;
создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
создание
условий для улучшения
повышение престижности проживания в сельской местности.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
стимулирование
привлечения и закрепления для
работы в социальной сфере и других
секторах сельской экономики выпускников
высших учебных и средних
улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности;
повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
повышение
образовательного уровня учащихся сельских
школ, приведение качества образования
в соответствие с современными требованиями,
обеспечивающими
активизация культурной деятельности на селе;
развитие
и расширение информационно-
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;
расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Основными целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Темпы развития инфраструктуры в сельской местности с 1992 по 2007 год отражены в таблице 7.
Таблица 7
Развитие инфраструктуры в сельской местности с 1992 по 2007 год