Денежно-кредитная политика Центрального Банка России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание

Изучая собранный материал по теме «Денежно-кредитная политика Центрального Банка России в современных условиях», автор настоящей работы был поражен той разницей, которая имеется между теорией по данной теме (учебники, задачники) и практикой современной российской денежно-кредитной политики, оцениваемой прежде всего по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год, статистическим и аналитическим материалам ЦБ РФ.

Содержание

Введение 3
1. Денежно-кредитная политика и центральные банки государств 5
2. Изменение нормы обязательных резервов 8
3. Операции на открытом рынке 10
4. Изменение учетной ставки. Учетная политика 14
5. Иные инструменты денежно-кредитной политики 18
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Ден-кр_политикаРФ.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

     В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России.

     Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов и различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным вкладам они ниже, чем по вкладам до востребования). Чем выше центральный банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (r) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы (М). Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

     В мире наблюдается большой разброс  норм резервирования. В последние несколько лет они составляли: в Великобритании – 0,45 %, Японии – от 0,125 до 2,5 %, Швейцарии – 2,5 %, Германии – от 4,15 до 12,1 %, Франции – от 3 до 5,5 %, Италии – 25 %.1

     В России 1 июня 1991 г. норма резервирования была установлена в размере 2%, но уже в следующем году всего  за 4 месяца она увеличилась до 20%. В последующие годы норма и  порядок резервирования неоднократно менялись (Приложение 2).

     Действующий норматив резервирования (был установлен 1 января 2000 г.) составляет 7% для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, и 10% для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, и для средств в иностранной валюте.

     По  мнению многих ученых, для политики Центрального Банка РФ по регулированию норм обязательных резервов были характерны резкие и зачастую неоправданные перепады. Между тем, изменение нормы обязательных резервов является сильнодействующим  «экономическим лекарством» и применять его следует крайне осторожно.2 Даже небольшие колебания норм резервирования вызывают значительные изменения в объеме кредитных операций.  Для стран с развитой банковской системой характерно применение резервных требований как инструмента долгосрочного регулирования денежно-кредитной политики, нормы резервирования пересматриваются редко (не чаще чем через несколько лет).

3. Операции на открытом рынке

     Термином  «операции на открытом рынке» обозначают куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом1). Данный термин был заимствован из практики функционирования центрального банка США – Федеральной резервной системы, для которой операции на открытом рынке выступают самым важным инструментом денежно-кредитной политики2. Механизм этого инструмента состоит в следующем.

     При  спаде экономики центральный  банк заинтересован в росте денежной массы в обращении, поэтому он старается увеличить денежные средства коммерческих банков. Для этой цели он путем установления определенной доходности старается выкупить у коммерческих банков ценные бумаги. Коммерческие банки, продав часть своих активов в виде государственных ценных бумаг, получают возможность расширить кредитование реального сектора, что приводит к увеличению предложения кредитов (кредитная экспансия) и снижает цену кредита (так называемая политика «дешевых» денег). Объем денежный массы при этом расширяется благодаря эффекту мультипликации.

     При угрозе инфляции центральный банк, наоборот, проводит продажу государственных  ценных бумаг, уменьшая таким образом  свободные денежные средства коммерческих банков и снижая предложения кредитов (политика «дорогих» денег).

     Среди операций центрального банка на открытом рынке различают операции в форме  соглашения об обратном выкупе (РЕПО), которые заключаются в продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством последующего их выкупа через определенный срок по новому более высокому курсу.

     Для России проведение Центральным Банком операций с ценными бумагами является новым и мало используемым инструментом денежно-кредитного регулирования. Указанное объясняется как неразвитостью фондового рынка России, так и другими факторами.

     Так, ограниченность использование операций на открытом в 2002 году Банк России объяснил негибкостью действующей нормативно-правовой базы, а также незначительным объемом облигаций с рыночными характеристиками в портфеле Банка России.

     Вообще  наибольшую долю среди государственных ценных бумаг в РФ имеют облигации федеральных займов (ОФЗ), выпускаемые Минфином России в пределах, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с размером государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного на финансовый год законом о федеральном бюджете.

     Закон о Центральном Банке РФ предоставляет  Банку России право осуществлять эмиссию собственных облигаций (ОБР). На основании этого ЦБ РФ было утверждено Положение от 28.08.98 № 53-П «Об обращении  выпусков облигаций Банка России». Однако своим правом Центральный Банк пользовался не часто. В 2002-2003 г.г. операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводились.

     Между тем, многие ученые считают операции Центрального Банка по купле-продаже  собственных облигаций (ОБР) наиболее гибким инструментом денежно-кредитного регулирования. Приобретая  ОБР с определенным сроком обращения, коммерческий банк может в случае острой потребности в ликвидности продать облигации на рынке, не теряя при этом дохода от владения облигациями (в отличие от досрочного отзыва денежных средств с депозита, о котором будет рассказано далее). Таким образом, ОБР дает Банку России возможности изымать из обращения избыточную ликвидность на фиксированный срок (срок обращения облигации), а коммерческим банкам предоставляет возможность на ежедневной основе регулировать собственную ликвидность за счет операций на вторичном рынке.1

     Банк  России отказ от выпуска собственных  облигаций объясняет существующими ограничениями в законодательстве РФ: «имеющийся опыт эмиссии облигаций Банка России (ОБР) продемонстрировал невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России решения и проведением операций». 2

           До законодательного устранения указанных ограничений  Банк России сосредоточил свои усилия на создании рынка для нового инструмента - операций модифицированного РЕПО с облигациями, находящимися в портфеле Банка России.

     Операции  по размещению на рынке облигаций  на условиях биржевого модифицированного  РЕПО (далее – БМР) во многом аналогичны операциям первичного размещения выпусков ГКО-ОФЗ или ОБР. Первичное размещение происходит посредством аукциона, проводимого по американской системе, то есть участник аукциона самостоятельно устанавливает цену, выраженную в процентах, от номинала, по которой он готов приобрести облигации. До наступления даты обратного выкупа облигаций Банком России они имеют свободное обращение на рынке аналогично другим выпускам государственных ценных бумаг. Выкуп облигаций производится Банком России на основании безотзывной публичной оферты. В дату обратного выкупа Банк России удовлетворяет все заявки дилеров на продажу по цене, объявленной в оферте.

     В 2002 году аукционы по размещению двух выпусков ОФЗ на условиях модифицированного  РЕПО сроком 40 и 65 дней состоялись 6 февраля. Общий объем размещения облигаций на аукционе составил 416 млн. рублей, средневзвешенная доходность - 13,81 и 14,17% годовых соответственно. В период действия оферты было размещено облигаций еще на 583 млн. рублей по ставкам, устанавливавшимся в соответствии со ставками по депозитным операциям Банка России с аналогичными сроками. После обратного выкупа указанных выпусков проведение дальнейших операций модифицированного РЕПО было временно приостановлено.

           Создание рынка  модифицированного РЕПО стало составной  частью деятельности Банка России по подготовке условий для активизации  рыночных операций, которые в дальнейшем должны позволить Банку России более гибко реагировать на колебания банковской ликвидности.1

4. Изменение учетной ставки. Учетная политика

     Учетная ставка (или ставка рефинансирования) представляет собой ставку, по которой  центральный банк предоставляет кредиты коммерческим.

     Если  учетная ставка повышается, то объем  заимствований у центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. Получая дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по кредитам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается.

     Снижение  учетной ставки действует в обратном направлении.

     Очевидно, что выдавая кредит коммерческому банку, центральный банк увеличивает его денежные резервы. Поскольку  при этом поддерживать обязательные резервы с полученной суммы не требуется, мультипликационный эффект увеличения денежной массы происходит в степени во много раз большей, чем при получении банком иного кредита (межбанковского).

     Таким образом, выдача центральным банком ссуд может очень значительно повлиять на объем денежной массы в обороте.

     Однако, следует отметить, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у центрального, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учетной ставки во многих странах рассматривается скорее как индикатор политики центрального банка, нежели эффективный инструмент денежно-кредитного регулирования.

     В России на протяжении 1991-2000 г.г. Центральный  Банк неоднократно изменял ставку рефинансирования в зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке: с 01.01.09 по 15.10.93 ставка постепенно была повышена с 20 до 210 процентов, в 1994-1998 г.г. ее размер колебался от 21 до 210 процентов, наконец, с 24.07.98 устойчиво снижался и в настоящее время составляет 16 процентов (Приложение 3).

     Как уже было сказано, само по себе изменение  учетной ставки не является действенным методом денежно-кредитного регулирования. Говоря о реальных, используемых в настоящее время инструментах денежно-кредитной политики, в том числе Центральным Банком РФ, следует иметь в виду различные формы  рефинансирования центральным банком коммерческих банков. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Оно является одним из важнейших инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе и осуществляется на рыночных условиях путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардных кредитов, переучета  векселей.

     Законодательной основой рефинансирования является ст.ст.46-47 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации…»,  согласно которым Банк России имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами.  Обеспечением кредитов Банка России могут выступать золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках; иностранная валюта; векселя, номинированные в российской или иностранной валюте; государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров ЦБ РФ.

     Наиболее  известными являются такие виды кредитов, как внутридневной кредит (в течение операционного дня), кредит «овернайт» (один рабочий день), ломбардный кредит.

     Ломбардный  кредит предоставляется банкам в валюте РФ под залог государственных ценных бумаг в порядке, установленном Положением ЦБ РФ от 13.03.96 № 36, и на основании договора. Вначале ломбардные кредиты предоставлялись Банком России на срок до 30 календарных дней как путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной ставки, так и путем проведения аукционов. В последующем  их предоставление происходило лишь по результатам аукционов, сроки кредитов менялись на основании телеграмм ЦБ РФ.

           Ломбардные кредитные  аукционы Центрального банка РФ проводятся как процентные конкурсы заявок банков на получение ломбардного кредита, осуществляемые по американскому или голландскому способам.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального Банка России в современных условиях