Денежно-кредитная политика Центрального Банка России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание

Изучая собранный материал по теме «Денежно-кредитная политика Центрального Банка России в современных условиях», автор настоящей работы был поражен той разницей, которая имеется между теорией по данной теме (учебники, задачники) и практикой современной российской денежно-кредитной политики, оцениваемой прежде всего по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год, статистическим и аналитическим материалам ЦБ РФ.

Содержание

Введение 3
1. Денежно-кредитная политика и центральные банки государств 5
2. Изменение нормы обязательных резервов 8
3. Операции на открытом рынке 10
4. Изменение учетной ставки. Учетная политика 14
5. Иные инструменты денежно-кредитной политики 18
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Ден-кр_политикаРФ.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

           Заявки, принятые к  аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная  с максимальной.

           Исчерпание объема кредита, выставляемого на аукцион, является основанием для пропорционального сокращения суммы каждой заявки банка, в которой указана ставка, принятая Банком России в качестве ставки отсечения, в списке удовлетворенных заявок.

           При американском способе  проведения аукциона заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках, которые эквивалентны или превышают устанавливаемую Банком России ставку отсечения.

     При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (по устанавливаемой Банком России ставке отсечения).

     Переучет  векселей представляет собой способ рефинансирования путем использования такого распространенного кредитного и расчетного инструмента, как вексель.

     Участниками операций по переучету векселей являются Банк России в лице операционного  подразделения по переучету векселей (ОППВ), Учетный банк (коммерческий банк, получивший статус Учетного банка1) и российская организация-экспортер.

     Учет  векселя представляет собой финансирование Учетным банком организации-экспортера под выдачу последней простого векселя на имя Учетного банка. Переучет векселя – это покупка Банком России векселя организации-экспортера у Учетного банка по установленной ставке переучета.

     Согласно  пункту 4 Положения ЦБ РФ от 30.12.98 № 65-П  «О проведении Банком России переучетных операций» к переучету принимаются простые векселя, соответствующие требованиям Женевской Конвенции 1930 г. № 358 и составленные на установленном стандартном бланке1, со сроком «на определенный день», векселедателями по которым выступают организации-экспортеры, включенные в список, утверждаемый Банком России. При этом срок платежа по векселю не должен превышать 6 месяцев с даты составления векселя и 1 месяца с даты последнего платежа по экспортному контракту.

     Механизм  действия переучетной политики заключается  в следующем.

     При необходимости увеличения денежной массы в экономике (кредитной экспансии) центральный банк устанавливает для банков благоприятные условия переучета векселей (например, снижает учетную ставку). Продавая векселя центральному банку, банки получают денежные средства, которые могут быть направлены для предоставления предприятиям кредитов. К тому же банки при таких условиях стремятся приобрести переучитываемые центральным банком векселя. Все это способствует увеличению инвестиций и росту ВВП. В условиях «перегрева» экономики центральный банк изменяет условия переучета векселей в противоположную сторону, и коммерческим банкам становится выгоднее выкупить у него векселя. Это уменьшает денежную массу коммерческих банков, повышает ставку процента и уменьшает инвестиции.

     Операции  по переучету векселей призваны способствовать кредитование коммерческими банками предприятий реального сектора экономики и таким образом развитие производства. В России они пока стимулируют лишь кредитование экспортных отраслей промышленности, а также приток в РФ иностранной валюты. В связи с этим необходимо расширение перечня организаций, которые могут выступать векселедателями в переучетных операциях, за счет включения в него финансово-устойчивых и платежеспособных производственных предприятий.

5. Иные инструменты  денежно-кредитной  политики

     В предыдущих главах были рассмотрены  классические инструменты денежно-кредитной  политики, получившие широкое применение в странах  с развитой рыночной экономикой и фондовым рынком.

     На  первое место они поставлены и Законом о Центральном Банке РФ. Тем не менее, наиболее интенсивно используемыми в настоящее время инструментами денежно-кредитной политики остаются депозитные операции и валютные интервенции Банка России.1

     Депозитные  операции представляют собой привлечение денежных средств коммерческих банков на счета в Банке России по фиксированным процентным ставкам на различные сроки. При избытке в обороте денежной массы Центральный Банк РФ устанавливает высокие процентные ставки по депозитам, заинтересовывая таким образом  банки к  размещению свободных денежных средств в депозиты. Избыточная денежная масса из оборота изымается. И наоборот.

     В 2002 году процентные ставки по депозитам  изменялись как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Так, относительно высокий уровень банковской ликвидности, сформировавшийся на рубеже 2001 - 2002 годов, вызвал необходимость повысить с 9 января 2002 года процентные ставки по депозитам, привлекаемым Банком России, на 0,5 - 1 процентный пункт в зависимости от сроков привлечения. В дальнейшем процентные ставки по привлекаемым депозитам снижались. В настоящее время уровень процентных ставок по депозитным операциям находится в диапазоне 3 - 12% годовых в зависимости от сроков привлечения средств.2

     Что касается валютных интервенций, то под ними понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

     Интенсивное использование Банком России валютных интервенций в целях денежно-кредитного регулирования обусловлено высокой степенью зависимости российской экономики от положения на мировых товарных и финансовых рынках (главным образом, цен на нефть).

     Тем не менее, Центральный Банк признает недостаточность использования в современных условиях лишь этих инструментов и в связи  с этим необходимость развивать все типы денежно-кредитного регулирования, включая нормы обязательного резервирования, операции постоянного действия, проводимые на фиксированных условиях (окна постоянного доступа), операции на открытом рынке. По срочности воздействия на ликвидность банковской системы инструменты, которыми располагает Банк России, можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные.

           В целях краткосрочного влияния на ликвидность банков Центральным Банком РФ применяются инструменты со сроками преимущественно от 1 до 7 дней: депозитные операции, операции прямого и обратного РЕПО и валютного свопа, ломбардные кредиты, а также внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».

     В качестве среднесрочных инструментов (от 2 недель до 3 месяцев) могут выступать депозитные операции, операции обратного РЕПО и валютного свопа (в целях стерилизации ликвидности); ломбардные кредиты, операции прямого РЕПО (в целях предоставления ликвидности).

     Срок  использования долгосрочных инструментов - более 3 месяцев. К этим операциям относятся продажа или покупка иностранной валюты, повышение или снижение резервных требований, прямая покупка или продажа государственных ценных бумаг.

           Выбор набора инструментов зависит от конкретной макроэкономической ситуации.

     Так, при избытке ликвидности Банк России активизирует депозитные аукционы как с точки зрения предложения  достаточно высоких ставок, так и  по частоте проведения аукционов. При  этом канал предоставления ликвидности (рефинансирования) практически закрывается, так как ставка по однодневным кредитам не может быть ниже достаточно высокой ставки на аукционе по привлечению депозитов. Стерилизующий эффект этих операций может быть усилен прямой продажей Банком России государственных ценных бумаг из собственного портфеля, а в особо сложной ситуации - изменением норм обязательных резервов.

     При противоположной ситуации, когда  на рынке наблюдается дефицит  ликвидности, Банк России снижает объемы привлечения денежных средств на депозитном аукционе, что позволяет увеличить свободные средства банковской системы и снизить чрезмерно высокие ставки межбанковского рынка. Для усиления эффективности мер денежно-кредитной политики Банк России может прибегнуть к прямой покупке государственных ценных бумаг на вторичном рынке, а также к изменению норм обязательных резервов. 1

     Как уже было сказано, некоторые экономисты считают такую политику в условиях переходного экономического периода  неэффективной. Для достижения экономического роста, восстановления и развития промышленного и сельского хозяйства необходимо прежде всего создание условий, при которых банки и другие потенциальные инвесторы будут заинтересованы финансировать реальную экономику. «Средства достижения этой цели, однако, для Центрального банка должны быть адекватными переходному периоду: не общее послабление для всех кредитных институтов путем насыщение всех и каждого дешевой ликвидностью, а селективная, выборочная политика обеспечения льготными ресурсами только тех из них, которые кредитуют реальную экономику, и прежде всего ее производственную часть. Такая политика… будет способствовать деловому оживлению в стране, она незаметно втянет, интегрирует определенную часть коммерческих банков в реальную экономическую жизнь и тем самым будет формировать предпосылки для перехода к современной денежно-кредитной политике, по типу проводимой, например, в Западной Европе… Селективную денежную политику следует дополнить политикой создания государственных банков для кредитования экономики… Эти банки сыграли весьма положительную роль в восстановлении и модернизации послевоенной Европы. Многие из них действуют до сих пор, обеспечивая кредитование тех объектов, введение в строй которых необходимо для общества в целом, но которые в то же время не представляют интереса для частного банковского бизнеса либо в силу высоких рисков, либо в силу недостаточной прибыльности».1

Заключение

     Итак, денежно-кредитная политика – это  деятельность органов государственной власти и управления, направленная на регулирование отношений, связанных с кредитованием и денежным обращением, целью которой является экономический рост государства, полная занятость ресурсов в экономике страны, стабильность цен, устойчивость национальной валюты.

     Для достижения этих целей центральные  банки государств используют различные инструменты. Наиболее известными из них являются операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и ставки рефинансирования. В российском законодательстве также предусмотрено их применение, однако должного воздействия на экономику страны эти инструменты не оказывают. В первую очередь это объясняется неразвитостью инвестиционного и фондового рынка в России. Даже при том, что в последние годы кредитные вложения российских банков в нефинансовый сектор возрастали, их уровень остается еще очень незначительным: 13-15 % от величины ВВП, что почти в четыре раза меньше общемировой нормы. Столь же незначительным остается влияние и фондового рынка, ибо суммарная рыночная стоимость обращающихся на рынке акций предприятий не превышает 20 % от ВВП, а это в 3-5 раз меньше, чем в странах Западной Европы.1

     Таким образом, главной целью денежно-кредитной  политики в России на современном  этапе должно быть создание благоприятных  условий для инвестирования, прежде всего, в реальный сектор экономики.

     4 декабря 2003 года в Вестнике  банка России были опубликованы  Основные направления  единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год. В качестве основной цели государственного денежно-кредитного регулирования, как и прежде, называется ограничение прироста потребительских цен (в пределах 8-10%), для достижения чего Банк России будет использовать уже известные инструменты: депозитные аукционы по привлечению средств кредитных организаций (на срок от двух недель до трех месяцев), аукционы биржевого модифицированного РЕПО по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа (на срок от 28 дней до шести месяцев), прямые продажи Банком России государственных облигаций из своего портфеля без обязательства обратного выкупа, проведение ломбардных кредитных аукционов, кредиты «овернайт» и внутридневные. В 2004 году Банк России предусмотрел выпуск собственных облигаций на срок до одного года.

     Такая политика, по мнению Банка России, будет  способствовать в конечном итоге стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.

     Использование специальных инструментов, непосредственно  направленных на создание условий, при которых банки стремились бы финансировать именно производственный сектор экономики, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год не предусматривают.

     При таких обстоятельствах ожидать  скорого улучшения ситуации в  экономике России не приходится.

Список  использованных источников и литературы

 

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.//Российская газета.25.12.93.
  2. Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 (ред. от 30.06.2003) «О банках и банковской деятельности».
  3. Федеральный закон от 10.07.02 № 86-ФЗ (ред. от 10.01.03) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
  4. Основные  направления  единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год //Вестник Банка России.2002.68.
  5. Основные  направления  единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год //Вестник Банка России.2003.66
  6. Положение Центрального Банка Российской Федерации от 30.03.96 № 36 «О порядке предоставления  Банком  России ломбардного кредита банкам».
  7. Положение Центрального Банка Российской Федерации от 30.03.96 № 37 «Об  обязательных  резервах кредитных организаций,    депонируемых   в Центральном   Банке   Российской Федерации».
  8. Положение Центрального Банка Российской Федерации от 08.06.98 N 32-П «О  порядке  осуществления  расчетов  по  операциям  с финансовыми активами на ОРЦБ».
  9. Положение Центрального Банка Российской Федерации от 28.08.98 № 53-П «Об обращении выпусков облигаций Банка России».
  10. Положения Центрального Банка Российской Федерации от 30.12.98 № 65-П «О проведении Банком России переучетных операций».

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального Банка России в современных условиях