Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
1. определение понятия денежно-кредитной политики;
2. ознакомление с методами регулирования денежно-кредитной сферы;
3. рассмотрение современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации;
4. рассмотрение проблем в регулировании денежно-кредитной политики в России и нахождение путей их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………………...4
2. Цели денежно-кредитной политики:……………………………………5
- первичные;
- стратегические;
- промежуточные.
3. Методы денежно-кредитной политики………………………………….7
4. Инструменты денежно-кредитной политики:………………………….9
- рефинансирование коммерческих банков;
- изменение норматива обязательных резервов;
- процентная политика центрального банка;
- операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке;
- управление наличной денежной массой, эмиссия денег;
- валютное регулирование.
5.Проблемы регулирования денежно-кредитной политики в России…….21
Выводы………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

денежно-кредитная политика государства. цели и инструменты.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

   Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

   Мы  видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

   Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

   Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

   Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

   Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

   Центральный банк  проводит  политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть  ссуды  мелким  банкам  для   удовлетворения   их   сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении  и  нуждающимся  в помощи для приведения в порядок своего баланса .

   Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС  выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.

   Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы  коммерческого банка, причем для  ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.

   Если  ФРС уменьшает учетную ставку,  то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у  ФРС. В  этом случае можно  ожидать увеличения денежной массы.  Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

   Изменив учетную ставку, можно лишь  ожидать соответствующих действий банков.  Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству.  В своей дисконтной политике центральный банк  может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать  роль учетной ставки:  изменяя ее,  центральный банк имеет большую силу для того,  чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И  все  же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций. 

   Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований

   Обязательные  резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банка обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.

   Механизм  действия данного инструменты денежно-кредитной  политики заключается в следующем:

   - если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточности резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

   - при уменьшении нормы обязательных  резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег.

   Норма резервирования увеличивается         Количество ссужаемых денег уменьшается         Предприятия берут меньше кредитов         Денежная масса в обращении уменьшается
 
   Норма резервирования уменьшается         Количество ссужаемых денег увеличивается         Предприятия берут больше кредитов         Денежная масса в обращении увеличивается
 
 

   Этот  инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже изначальное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.

   Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное предложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

   Увеличение  денежной базы приводит частично к  росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объемов денежной массы на величину большую, чем денежная база.

   В России система обязательных резервов введена в 1990г. (а последний ее вариант – в 1995г.). норма резервов в настоящее время составляет 15-20% (в зависимости от видов вкладов). К сожалению, система излишне жесткая, потому что не подкреплена другими эффективно действующими кредитными регуляторами и поэтому явственно обнаруживает свою нерыночную природу. Одну из основных задач российская система резервирования, увы, не выполняет: стабильность в работе коммерческих банков она не прибавила и, скорее, рассчитана лишь на страхование всей банковской системы в целом. 

   Процентная  политика центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке.

   Процентная  политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

   Ставка  рефинансирования – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово  устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

   Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

   Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

   Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

   Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

   Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

   Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих ориентиром при проведении кредитных операций.

   Вместе  с тем именно при проведении этого  инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к расширению денежного предложения однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается – мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать кратко-срочные и долгосрочные периоды. В кратко-срочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном – сдерживающей.

   Наряду  с пересмотром ставки рефинансирования изменялись проценты за использование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и средствам банков, привлеченным в депозиты в Банк России.

   При осуществлении ломбардной политики в рамках политики рефинансирования центральный банк устанавливает условия, при которых коммерческие банки получают ссуду под залог депонированных в банке ценных бумаг в деньгах центрального банка по ломбардной процентной ставке, которая может ежедневно меняться.

   Депозитные  операции центрального банка позволяют  коммерческим банкам получать доход  от так называемых свободных, или  избыточных, резервов, а центральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства