Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:49, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
1. определение понятия денежно-кредитной политики;
2. ознакомление с методами регулирования денежно-кредитной сферы;
3. рассмотрение современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации;
4. рассмотрение проблем в регулировании денежно-кредитной политики в России и нахождение путей их решения.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………………...4
2. Цели денежно-кредитной политики:……………………………………5
- первичные;
- стратегические;
- промежуточные.
3. Методы денежно-кредитной политики………………………………….7
4. Инструменты денежно-кредитной политики:………………………….9
- рефинансирование коммерческих банков;
- изменение норматива обязательных резервов;
- процентная политика центрального банка;
- операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке;
- управление наличной денежной массой, эмиссия денег;
- валютное регулирование.
5.Проблемы регулирования денежно-кредитной политики в России…….21
Выводы………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………………..31
Банк
России с помощью указанных операций
регулирует не только кратко-срочную
ликвидность банков, но и ликвидность
в среднесрочном периоде. Банк России
будет и в дальнейшем использовать депозитные
операции как инструмент оперативного
изъятия излишней ликвидности банковской
системы для повышения сбалансированного
спроса и предложения в различных секторах
финансового рынка.
Операции
с государственными
ценными бумагами
на открытом рынке.
операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Схема осуществления этих операций следующая:
1.
Предположим, что на денежном
рынке наблюдается излишек
2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банка и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним подает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население и банк начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного предложения. При этом процентная ставка падает.
И снова можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредитной политики в связи с тем, что открытый рынок – это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижении денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.
Несмотря на временное прекращение функционирования рынка государственных ценных бумаг (ГКО – ОФЗ), Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики такой инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как операции на открытом рынке. В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности Банк России в сентябре 1998 года разработал приложение о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними, в том числе Банк России предоставил банкам возможность использования указанных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также проведение с ними сделок РЕПО. В настоящее время опыт эмиссии ОБР продемонстрировал пока еще слабое влияние этого инструмента на банковскую ликвидность.
Рассмотренные
инструменты политики используются
центральным банком обычно в комплексе
в соответствии с целью денежно-кредитной
политики. Оптимальная комбинация инструментов
денежно-кредитной политики зависит от
стадии развития и структуры финансовых
рынков, роли центрального банка в экономике
страны. Например, политика учетных ставок
(ставок рефинансирования), занимая второе
место по значению после политики центрального
банка на открытом рынке, проводится обычно
в сочетании с операциями центрального
банка на открытом рынке. Так, при продаже
государственных ценных бумаг на открытом
рынке в целях уменьшения денежного предложения
центральный банк устанавливает высокую
учетную ставку (выше доходности ценных
бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими
банками государственных ценных бумаг,
поскольку им становится невыгодно восполнять
резервы займами у центрального банка,
и повышает эффективность операций на
открытом рынке. И наоборот, при покупке
центральным банком государственных ценных
бумаг на открытом рынке он резко понижает
учетную ставку (ниже доходности ценных
бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам
выгодно занимать резервы у центрального
банка и направлять имеющиеся средства
на покупку более доходных государственных
ценных бумаг. Расширительная политика
центрального банка становится более
эффективной.
Управление
наличной денежной массой,
эмиссия денег
Управление
наличной массой представляет собой
регулирование обращения наличных
денег, эмиссию, организацию их обращения
и изъятия из обращения, осуществляемые
центральным банком.
Валютное
регулирование
Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной политики стало применятся центральными банками с 30-х годов ХХ века как реакция на «бегство капиталов» в условиях рыночного кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потокам и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуация и др. Реальный в конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в тоже время найти компромисс между интересами национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завышении курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией.
Необходимо отметить, что в соответствии с федеральным законом «О Банке России» цели банка заключаются в следующем:
Но Фетисов Г.Г. отмечал, что Центральный банк РФ реально преследует лишь первую цель. Он проанализировал проект центробанковского отчета-2003, направленного в Государственную Думу. В нем отмечалось, что основные цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России в 2003 году определялись задачей последовательного снижения уровня инфляции и поддержание стабильности государственной валюты. Между тем ясно, что развитие и укрепление банковской системы, не менее важны, особенно в преддверии вступления России в ВТО и в условиях резкой либерализации валютного регулирования. Сведение целей монетарной политики к обеспечению устойчивости рубля заведомо сужает спектр тех проблем развития денежно-кредитной системы и экономике в целом, которые подлежат решению методами монетарного регулирования.2 Наряду с достижением так называемого антиинфляционного эффекта был практически подавлен кредитный потенциал российских банков, в том числе Банка России, в формировании условий социально-экономического развития страны. Сложилась парадоксальная ситуация, когда денежно-кредитная политика реализуется по всему комплексу собственного инструментария в режиме независимости от состояния спада или подъема экономики. Национальные интересы в области денежного обращения на региональном уровне и проблемы отношений, возникающие на фоне глубоких социально-экономических различий регионов, не находят должного отражения в реализации денежно-кредитной политики.34
В обобщенном виде (и при исключении крайних и политизированных суждений) критические оценки монетарной политики, проводимой Центральным банком и Правительством России (при поддержке Федерального Собрания) сводятся к следующим положениям:
В
отчетах ЦБ РФ и в основных направлениях
денежно-кредитной политики, ежегодно
рассматриваемых при подготовке
и утверждении бюджетных
Неизменность
ограничения курса денежно-
Издержки подобной политики высоки, и преодоление противоречий возможно двумя способами: