Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа
Экономическая безопасность - фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Как отмечают специалисты Института США и Канады РАН, в самом общем виде экономически эффективное государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.
Введение 3
Глава 1. Денежно-кредитная система в обеспечении экономической безопасности. 5
§ 1.1 Основные мероприятия по обеспечению безопасности в кредитно-денежной системе. 6
§ 1.2 Кредитно-денежное регулирование в экономической безопасности. Методы и инструменты. 7
§ 1.3 Государственные мероприятия по обеспечению экономической безопасности в кредитно-денежной системе. 11
Глава 2. Риски, угрозы, инструменты денежно-кредитной системы в экономической безопасности. 15
§ 2.1 Цели и принципы денежно-кредитной системы. 18
§ 2.2 Политика валютного курса в сложившейся системе формирования и проведения единой государственной денежно-кредитной политики. 20
§ 2.3 Политика монетизации экономики. 21
§ 2.4 Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики, эффективность их использования. 23
§ 2.5 Операции на открытом рынке, т.е. покупка или продажа ГЦБ банками. 25
§ 2.6 Особенности противодействия угрозам экономической безопасности государства способами денежно-кредитного регулирования в условиях открытой экономики 27
Заключение 32
Приложения 34
Список использованной литературы 41
В многочисленных правительственных положениях и документах, регулирующих операционную деятельность банков, большое внимание уделяется регулированию риска и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
Теоретические подходы к кредитно-денежной политике.
Центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определённом уровне денежной массы (жёсткая монетарная политика) или ставки кредитования (гибкая монетарная политика).
Выбор вариантов
кредитно-денежной политики зависит
от причин изменения спроса на деньги.
Если рост спроса на деньги связан с
инфляционными процессами, уместной
будет жёсткая политика поддержания
денежной массы. Если необходимо изолировать
динамику реальных переменных от неожиданных
изменений скорости обращения денег,
то предпочтительнее окажется политика
поддержания процентной ставки, связанной
непосредственно с
Основными
приёмами кредитно-денежного
Принципиальное
отличие техники кредитно-
Государственные
органы стран с рыночной экономикой
в последнее время всё чаще
используют «политику развития конкуренции»
в банковской сфере, т.е. стимулируют
конкуренцию, расчищают для неё
место, включая и меры, направленные
против антиконкурентного
Заемные средства – эта та часть денежных средств фирмы, которая поступают фирме в виде ссуды, выдаваемых на определенный срок, за плату в виде ссудного процента.
Без заемных средств, предприятия должны были бы находиться полностью на самофинансировании, что резко ограничивало бы возможности их развития.
Развитие интеграционных процессов повышает зависимость экономики страны и особенно состояния национальной денежно-кредитной системы от конъюнктуры мирового рынка и экспортно-сырьевой направленности российской экономики. В этих условиях трудно переоценить значимость формирования и реализации единой государственной денежно-кредитной политики в преодолении нарастающей внешней зависимости экономики страны и угроз национальным интересам в денежно-кредитной сфере. Согласно Конституции РФ (ст. 114) формирование и проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики возложено на Правительство РФ. Ежегодная подготовка и реализация «Основных направлений единой государственной Денежно-кредитной политики» составляет объект деятельности ЦБ РФ. Соответственно цели и инструменты денежно-кредитной политики с начала 1990-х гг. до настоящего времени формируются в пределах компетенции ЦБ РФ. Они носят преимущественно монетарный характер- обеспечение «устойчивого снижения инфляции и поддержания ее на низком уровне» с использованием в основном инструментария денежной политики, часто в ущерб повышению кредитного потенциала российской экономики.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» он обладает мощным потенциалом воздействия на состояние денежной сферы, может применять различные инструменты и методы денежно-кредитной политики. При этом средства кредитной политики ЦБ РФ для поощрения активности российских банков к кредитованию экономики практически бездействуют. В настоящее время используются преимущественно рыночные инструменты: процентные ставки по операциям ЦБ РФ, нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ (резервные требования), валютные интервенции, рефинансирование кредитных организаций, операции на открытом рынке. С 1995 г. ЦБ РФ прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики. С 2001 г. федеральный бюджет РФ составляется с профицитом, обеспечивая рост государственных финансовых резервов, ограничивая одновременно финансовые ресурсы развития экономики (спрос) и обеспечивая рост денежных ресурсов (обязательств) ЦБ РФ.
Существенные различия в законодательном обеспечении бюджетной и денежно- кредитной политики (первая принимает форму Федерального закона на предстоящий год, тогда как денежно-кредитная политика остается прерогативой ЦБ РФ) порождают обособленность их целей и инструментов бюджетной и денежно-кредитной политики от выработки и реализации социально- экономической политики России. Содержательный характер основных направлений денежно-кредитной политики определяется выбором цели, методов и инструментов достижения цели и одновременно их адекватностью национальным интересам в денежно-кредитной сфере и российской экономики в целом.
На законодательном уровне на ЦБ РФ согласно Конституции РФ возложена ответственность за поддержание устойчивости рубля (ст. 75)1, а согласно п. 6 ст. 114 Конституции РФ на Правительство РФ - разрабатывать и обеспечивать исполнение федерального бюджета, а также проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики. Разночтение касается не только функций и ответственности ЦБ РФ и Правительства РФ, но и объектов их управления и регулирования. Главная цель единой государственной денежно-кредитной политики, к примеру, сформулированной на 2004 г., - «устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне». С начала 1990-х гг. государственная денежно-кредитная политика носит преимущественно односторонний, монетарный характер - подавление инфляции ограничением предложения денег; кредитная же политика, по существу, не получает содержательной основы независимо от изменения общеэкономической ситуации - периода спада или подъема. Неизменно антиинфляционная направленность денежно-кредитной политики, проявляемая в ограничениях предложения денег - денежной массы в обращении, содержит угрозы национальным интересам в части блокирования роста кредитных ресурсов - банковских активов и в целом финансовых ресурсов подъема экономики. Кроме того, ограничение предложения денег снижает активность спроса на рынках (товарном, финансовом и кредитном), сужает занятость и потенциал экономического роста. Задачи укрепления национальной денежной единицы, стабилизации ее покупательной способности, поставленные в Федеральном законе о Центральном банке РФ, в действительности носят мифический, отстраненный от реальных обстоятельств характер. Стабильность цен в качестве объекта денежно- кредитной политики одновременно является производной от многих переменных величин развития экономики, включая государственную и корпоративную политику цен на энергоресурсы (внутренних цен и их соотношения с внешними ценами). Стабилизация цен как реакция на денежные ограничения платежеспособного спроса - рестрикционное воздействие инструментария монетарной политики подавляет эмиссионный потенциал ЦБ РФ и блокирует кредитование национальной экономики. Кроме того, ежегодное опережение принятия Федерального закона о бюджете относительно одобрения Госдумой РФ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики свидетельствует о подчиненности ее ориентиров заданным параметрам и общей стратегии бюджета на предстоящее время. Монетарный курс денежно-кредитной политики, влияя на ограничение ресурсов банков и кредитования бизнеса и экономики, на фоне низких процентных ставок западных банков инициирует рост внешних источников заимствования. Под влиянием подвижности международных финансовых ресурсов средства иностранных инвесторов получают свободу движения - ввода в страну и вывода из нее. Меры валютного регулирования допускают широкий диапазон трансграничных операций с расчетами между российскими компаниями Конституция Российской Федерации за пределами страны.
Инициируемый отток средств не только снижает уровень финансовой базы (кредитного потенциала) российской экономики, но и определяет перспективу неустойчивости денежной системы и ограничения экономического роста.
Это
одно из ключевых направлений, практически
определяющее динамику инфляции. При этом
исходной является сложившаяся ситуация
реальной тотальной долларизации национальной
денежно-кредитной сферы, а базовыми элементами
формирования политики валютного курса
- стратегия импорта и экспорта, политика
погашения внешнего долга и сбалансированность
бюджета страны, а также уровень денежной
базы. В сложившейся ситуации существенное
влияние политики валютного курса на формирование
рублевой денежной массы, ее структуры
по каналам национальной экономики отражает
высокую степень зависимости денежно-кредитной
политики от сложившейся экспортной ориентации
экономики и ее финансовой сферы. Учитывая,
что инструменты денежной власти согласно
действующей законодательной базе составляют
основу регулирования рублевых денежных
потоков, а не иностранной валюты, реальность
доминирования политики валютного курса
в регулировании границ внутреннего рынка
(спроса и предложения) определяет снижение
продуктивности инструментария денежно-кредитной
политики в обеспечении кредитного потенциала
экономического роста. При этом важно
иметь в виду, что ЦБ РФ владеет инструментами
регулирования рынка национальной валюты
в исходно ограниченном пространстве
ее функционирования - внутреннего валютного
рынка
Насыщение денежного оборота необходимой
массой денежных средств сталкивается
с разнонаправленными тенденциями: ростом
денежной массы и инфляции, причем высокие
темпы роста денежной массы не оказывают
ожидаемого влияния на рост инфляции,
что свидетельствует о повышенном спросе
денежного оборота на рублевую массу (влиянии
немонетарных факторов на инфляцию). Кроме
того, проводимый курс денежно-кредитной
политики оказывает влияние на развитие
ряда опасных для национальной экономики
тенденций.
Основные направления единой государственной
денежно- кредитной политики: сохранение
высоких рисков банковского кредитования
предприятий реального сектора; рост напряженности
на внутреннем валютном рынке и риски,
связанные с высоким уровнем долларизации
банковских активов и сбережений; ориентация
на ограничительную политику ЦБ РФ относительно
рефинансирования коммерческих банков
и кредитования реального сектора (рост
чистых иностранных активов российских
банков и использование инструментов
стерилизации роста денежной массы). Сдерживание
инвестиционного спроса порождает и проблемы
излишней денежной массы и стерилизации
рублевой эмиссии. На это направлена политика
подавления активной, перераспределительной
функции бюджетной системы - сужение бюджетного
финансирования до предела, определенного
«нормой» профицита федерального бюджета.
Сохраняется заведомо конъюнктурный (временный)
характер масштабного накопления валютных
резервов, эффект которого резко снизится
в момент снижения размеров обслуживания
государственного долга и с ростом спроса
на валюту в связи с неуклонным расширением
импорта (вступление в ВТО и другие подобные
акции, не считая укрепления валютного
курса рубля). Увеличение валютных резервов
при коэффициенте достаточности международных
резервов, равном 7-8 мес, в то время как
международно признанным считается 3 мес,
оценивается как фактор владения ЦБ РФ
ситуацией на валютном рынке. Такое значительное
увеличение золотовалютных резервов направлено
на преодоление возможных резких изменений
валютного курса рубля.
Экономика в ситуации дефицита денег и
неуправляемости сферы финансовых отношений
порождает синдром гипертрофии «ценности»
денег и спекулятивных операций. В этих
условиях преимущество получают экономические
субъекты, действующие на финансовых рынках,
относительно структур производственной
сферы, соответственно инициируется тенденция
дезинтеграции финансово-банковской и
производственной сфер.
ЦБ РФ располагает системой инструментов,
позволяющих не только обеспечить согласно
основным направлениям денежно- кредитной
политики «сбалансированное и относительно
устойчивое состояние денежно-кредитной
сферы при различных сценариях экономического
развития», но и прежде всего в отличие
от проводимого курса денежно-кредитной
политики активизировать рост финансового
и кредитного потенциала развития экономики.
В этой связи рассмотрим основные инструменты
регулирования денежно-кредитной сферы.
Изменение нормативов обязательных резервов.
Мировая практика денежно- кредитной
политики показывает, что понижение резервной
нормы увеличивает кредитные возможности
банков, следовательно, происходит мультипликационное
расширение предложения денег. Увеличение
нормы обязательных резервов приводит
к сокращению резервов банков и к мультипликационному
уменьшению денежного предложения. Изменение
учетной ставки и процентная политика.
Наряду с обязательными резервами и операциями
на открытом рынке размер учетной ставки
в практике развитых стран - один из главных
инструментов денежно- кредитной и прежде
всего процентной политики центрального
банка. В ряде стран коммерческие банки
непосредственно обращаются к заимствованиям
у центрального банка как кредитору в
последней инстанции. Уменьшение учетной
ставки поощряет коммерческие банки к
приобретению дополнительных резервов
путем заимствования у центрального банка,
т.е. происходит увеличение предложения
денег. Увеличение учетной ставки делает
займы у центрального банка и других кредиторов
невыгодными. Обычно политика учетных
ставок проводится в сочетании с деятельностью
центрального банка на открытом рынке.
Например, скупая государственные бумаги
на открытом рынке, центральный банк делает
учетную ставку ниже доходности ценных
бумаг. В такой ситуации коммерческим
банкам выгодно занимать резервы у центрального
банка и направлять средства на покупку
ценных бумаг на открытом рынке (ситуация,
характерная для развитых рынков и активной
позиции денежно-кредитной политики).
Эффективность денежно-кредитной политики в этой области рынка связана с реальностью состояния банковского сектора. Банковский сектор России до и после кризисного периода в основе остается малоэффективным с позиции реализации активной денежно-кредитной политики. Доминирующие в кредитной системе страны банки - Сбербанк РФ и Внешторгбанк РФ, совокупный уставный капитал которых составляет более 40% суммы аналогичных показателей остальной части банковского сектора (1300 кредитных организаций), функционируют, скорее, не в русле денежно-кредитной политики, а в соответствии с собственной кредитной политикой. При этом 57% уставного капитала Сбербанка и 99,9% уставного капитала Внешторгбанка принадлежат государству в лице ЦБ РФ^ В действительности в условиях малоэффективной экономики и соответственно отсутствия значимых финансовых потоков, проходящих через сеть коммерческих банков, передача денег через финансовые рынки в реальный сектор практически блокируется. С начала 1990-х гг. такие инструменты денежно-кредитной политики, как ставка рефинансирования и нормативы отчислений в Фонд обязательных резервов коммерческих банков, были задействованы преимущественно в режиме ограничения роста денежной массы и соответственно кредитного потенциала развития экономики. Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ и норматива отчислений в Фонд обязательных резервов коммерческих банков отражает наряду с резкими колебаниями величины этих инструментов неизменно более высокий ее уровень относительно уровня, обеспечивающего стимулирующую функцию каждого из этих инструментов. Синтезирующий характер постановки цели денежно-кредитной политики в сочетании со сложной региональной структурой России определяют необходимость структурирования самой цели и выработки реальных ориентиров по регионам в части: а) обеспечения уровня социально-экономического развития
Информация о работе Денежно-кредитная система в экономической безопасности страны