Денежно-кредитная система в экономической безопасности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание

Экономическая безопасность - фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Как отмечают специалисты Института США и Канады РАН, в самом общем виде экономически эффективное государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Денежно-кредитная система в обеспечении экономической безопасности. 5
§ 1.1 Основные мероприятия по обеспечению безопасности в кредитно-денежной системе. 6
§ 1.2 Кредитно-денежное регулирование в экономической безопасности. Методы и инструменты. 7
§ 1.3 Государственные мероприятия по обеспечению экономической безопасности в кредитно-денежной системе. 11
Глава 2. Риски, угрозы, инструменты денежно-кредитной системы в экономической безопасности. 15
§ 2.1 Цели и принципы денежно-кредитной системы. 18
§ 2.2 Политика валютного курса в сложившейся системе формирования и проведения единой государственной денежно-кредитной политики. 20
§ 2.3 Политика монетизации экономики. 21
§ 2.4 Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики, эффективность их использования. 23
§ 2.5 Операции на открытом рынке, т.е. покупка или продажа ГЦБ банками. 25
§ 2.6 Особенности противодействия угрозам экономической безопасности государства способами денежно-кредитного регулирования в условиях открытой экономики 27
Заключение 32
Приложения 34
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

безопасность.docx

— 291.99 Кб (Скачать документ)

В многочисленных правительственных положениях и  документах, регулирующих операционную деятельность банков, большое внимание уделяется регулированию риска  и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения  должников, а через соотношение  выданных кредитов и суммы собственных  средств банка.

Теоретические подходы к кредитно-денежной политике.

Центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определённом уровне денежной массы (жёсткая монетарная политика) или ставки кредитования (гибкая монетарная политика).

Выбор вариантов  кредитно-денежной политики зависит  от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса на деньги связан с  инфляционными процессами, уместной будет жёсткая политика поддержания  денежной массы. Если необходимо изолировать  динамику реальных переменных от неожиданных  изменений скорости обращения денег, то предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной  непосредственно с инвестиционной активностью. Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку.

Основными приёмами кредитно-денежного регулирования  в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями являются:

  • Изменение официальной учётной ставки центрального банка;
  • Ужесточение или ослабление прямого ограничения объёма банковских ссуд в зависимости от размеров: совокупного спроса (AD); занятости; уровня валютного курса; масштабов инфляции;
  • Использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

Принципиальное  отличие техники кредитно-денежного  контроля на основе монетаристского  подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение  которых обуславливает изменение  направления кредитно-денежной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира кредитно-денежной политики во многом определяет и главные  объекты, и саму технику кредитно-денежного  контроля. Такими показателями могут  быть как совокупная денежная масса, так и её отдельные агрегаты.

Государственные органы стран с рыночной экономикой в последнее время всё чаще используют «политику развития конкуренции» в банковской сфере, т.е. стимулируют  конкуренцию, расчищают для неё  место, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находятся  и предпринимаемые в последние  годы во многих странах действия по либерализации внутренних и международных  финансовых рынков, отмене контроля над  процентными ставками и ряда ограничений  для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков на местные рынки часто рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности последних.

Заемные средства – эта та часть денежных средств  фирмы, которая поступают фирме  в виде ссуды, выдаваемых на определенный срок, за плату в виде ссудного процента.

Без заемных  средств, предприятия должны были бы находиться полностью на самофинансировании, что резко ограничивало бы возможности  их развития.

Глава 2. Риски, угрозы, инструменты денежно-кредитной системы в экономической безопасности.

       Развитие  интеграционных процессов повышает зависимость экономики страны и особенно состояния национальной денежно-кредитной системы от конъюнктуры мирового рынка и экспортно-сырьевой направленности российской экономики. В этих условиях трудно переоценить значимость формирования и реализации единой государственной денежно-кредитной политики в преодолении нарастающей внешней зависимости экономики страны и угроз национальным интересам в денежно-кредитной сфере. Согласно Конституции РФ (ст. 114) формирование и проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики возложено на Правительство РФ. Ежегодная подготовка и реализация «Основных направлений единой государственной Денежно-кредитной политики» составляет объект деятельности ЦБ РФ. Соответственно цели и инструменты денежно-кредитной политики с начала 1990-х гг. до настоящего времени формируются в пределах компетенции ЦБ РФ. Они носят преимущественно монетарный характер- обеспечение «устойчивого снижения инфляции и поддержания ее на низком уровне» с использованием в основном инструментария денежной политики, часто в ущерб повышению кредитного потенциала российской экономики.

       В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» он обладает мощным потенциалом воздействия на состояние денежной сферы, может применять различные инструменты и методы денежно-кредитной политики. При этом средства кредитной политики ЦБ РФ для поощрения активности российских банков к кредитованию экономики практически бездействуют. В настоящее время используются преимущественно рыночные инструменты: процентные ставки по операциям ЦБ РФ, нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ (резервные требования), валютные интервенции, рефинансирование кредитных организаций, операции на открытом рынке. С 1995 г. ЦБ РФ прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики. С 2001 г. федеральный бюджет РФ составляется с профицитом, обеспечивая рост государственных финансовых резервов, ограничивая одновременно финансовые ресурсы развития экономики (спрос) и обеспечивая рост денежных ресурсов (обязательств) ЦБ РФ.

                        Существенные различия в законодательном обеспечении бюджетной и денежно- кредитной политики (первая принимает форму Федерального закона на предстоящий год, тогда как денежно-кредитная политика остается прерогативой ЦБ РФ) порождают обособленность их целей и инструментов бюджетной и денежно-кредитной политики от выработки и реализации социально- экономической политики России. Содержательный характер основных направлений денежно-кредитной политики определяется выбором цели, методов и инструментов достижения цели и одновременно их адекватностью национальным интересам в денежно-кредитной сфере и российской экономики в целом.

§ 2.1 Цели и принципы денежно-кредитной системы.

 

         На законодательном уровне на ЦБ РФ согласно Конституции РФ возложена ответственность за поддержание устойчивости рубля (ст. 75)1, а согласно п. 6 ст. 114 Конституции РФ на Правительство РФ - разрабатывать и обеспечивать исполнение федерального бюджета, а также проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики. Разночтение касается не только функций и ответственности ЦБ РФ и Правительства РФ, но и объектов их управления и регулирования. Главная цель единой государственной денежно-кредитной политики, к примеру, сформулированной на 2004 г., - «устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне». С начала 1990-х гг. государственная денежно-кредитная политика носит преимущественно односторонний, монетарный характер - подавление инфляции ограничением предложения денег; кредитная же политика, по существу, не получает содержательной основы независимо от изменения общеэкономической ситуации - периода спада или подъема. Неизменно антиинфляционная направленность денежно-кредитной политики, проявляемая в ограничениях предложения денег - денежной массы в обращении, содержит угрозы национальным интересам в части блокирования роста кредитных ресурсов - банковских активов и в целом финансовых ресурсов подъема экономики. Кроме того, ограничение предложения денег снижает активность спроса на рынках (товарном, финансовом и кредитном), сужает занятость и потенциал экономического роста. Задачи укрепления национальной денежной единицы, стабилизации ее покупательной способности, поставленные в Федеральном законе о Центральном банке РФ, в действительности носят мифический, отстраненный от реальных обстоятельств характер. Стабильность цен в качестве объекта денежно- кредитной политики одновременно является производной от многих переменных величин развития экономики, включая государственную и корпоративную политику цен на энергоресурсы (внутренних цен и их соотношения с внешними ценами). Стабилизация цен как реакция на денежные ограничения платежеспособного спроса - рестрикционное воздействие инструментария монетарной политики подавляет эмиссионный потенциал ЦБ РФ и блокирует кредитование национальной экономики. Кроме того, ежегодное опережение принятия Федерального закона о бюджете относительно одобрения Госдумой РФ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики свидетельствует о подчиненности ее ориентиров заданным параметрам и общей стратегии бюджета на предстоящее время. Монетарный курс денежно-кредитной политики, влияя на ограничение ресурсов банков и кредитования бизнеса и экономики, на фоне низких процентных ставок западных банков инициирует рост внешних источников заимствования. Под влиянием подвижности международных финансовых ресурсов средства иностранных инвесторов получают свободу движения - ввода в страну и вывода из нее. Меры валютного регулирования допускают широкий диапазон трансграничных операций с расчетами между российскими компаниями Конституция Российской Федерации за пределами страны.

        Инициируемый отток средств не только снижает уровень финансовой базы (кредитного потенциала) российской экономики, но и определяет перспективу неустойчивости денежной системы и ограничения экономического роста.

§ 2.2 Политика валютного курса в сложившейся системе формирования и проведения единой государственной денежно-кредитной политики.

 

       Это одно из ключевых направлений, практически определяющее динамику инфляции. При этом исходной является сложившаяся ситуация реальной тотальной долларизации национальной денежно-кредитной сферы, а базовыми элементами формирования политики валютного курса - стратегия импорта и экспорта, политика погашения внешнего долга и сбалансированность бюджета страны, а также уровень денежной базы. В сложившейся ситуации существенное влияние политики валютного курса на формирование рублевой денежной массы, ее структуры по каналам национальной экономики отражает высокую степень зависимости денежно-кредитной политики от сложившейся экспортной ориентации экономики и ее финансовой сферы. Учитывая, что инструменты денежной власти согласно действующей законодательной базе составляют основу регулирования рублевых денежных потоков, а не иностранной валюты, реальность доминирования политики валютного курса в регулировании границ внутреннего рынка (спроса и предложения) определяет снижение продуктивности инструментария денежно-кредитной политики в обеспечении кредитного потенциала экономического роста. При этом важно иметь в виду, что ЦБ РФ владеет инструментами регулирования рынка национальной валюты в исходно ограниченном пространстве ее функционирования - внутреннего валютного рынка 
 

§ 2.3 Политика монетизации экономики.

 

         Насыщение денежного оборота необходимой массой денежных средств сталкивается с разнонаправленными тенденциями: ростом денежной массы и инфляции, причем высокие темпы роста денежной массы не оказывают ожидаемого влияния на рост инфляции, что свидетельствует о повышенном спросе денежного оборота на рублевую массу (влиянии немонетарных факторов на инфляцию). Кроме того, проводимый курс денежно-кредитной политики оказывает влияние на развитие ряда опасных для национальной экономики тенденций.                                    Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики:   сохранение высоких рисков банковского кредитования предприятий реального сектора; рост напряженности на внутреннем валютном рынке и риски, связанные с высоким уровнем долларизации банковских активов и сбережений; ориентация на ограничительную политику ЦБ РФ относительно рефинансирования коммерческих банков и кредитования реального сектора (рост чистых иностранных активов российских банков и использование инструментов стерилизации роста денежной массы). Сдерживание инвестиционного спроса порождает и проблемы излишней денежной массы и стерилизации рублевой эмиссии. На это направлена политика подавления активной, перераспределительной функции бюджетной системы - сужение бюджетного финансирования до предела, определенного «нормой» профицита федерального бюджета. Сохраняется заведомо конъюнктурный (временный) характер масштабного накопления валютных резервов, эффект которого резко снизится в момент снижения размеров обслуживания государственного долга и с ростом спроса на валюту в связи с неуклонным расширением импорта (вступление в ВТО и другие подобные акции, не считая укрепления валютного курса рубля). Увеличение валютных резервов при коэффициенте достаточности международных резервов, равном 7-8 мес, в то время как международно признанным считается 3 мес, оценивается как фактор владения ЦБ РФ ситуацией на валютном рынке. Такое значительное увеличение золотовалютных резервов направлено на преодоление возможных резких изменений валютного курса рубля.              Экономика в ситуации дефицита денег и неуправляемости сферы финансовых отношений порождает синдром гипертрофии «ценности» денег и спекулятивных операций. В этих условиях преимущество получают экономические субъекты, действующие на финансовых рынках, относительно структур производственной сферы, соответственно инициируется тенденция дезинтеграции финансово-банковской и производственной сфер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2.4  Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики, эффективность их использования.

 

         ЦБ РФ располагает системой инструментов, позволяющих не только обеспечить согласно основным направлениям денежно- кредитной политики «сбалансированное и относительно устойчивое состояние денежно-кредитной сферы при различных сценариях экономического развития», но и прежде всего в отличие от проводимого курса денежно-кредитной политики активизировать рост финансового и кредитного потенциала развития экономики. В этой связи рассмотрим основные инструменты регулирования денежно-кредитной сферы.          Изменение нормативов обязательных резервов. Мировая практика денежно- кредитной политики показывает, что понижение резервной нормы увеличивает кредитные возможности банков, следовательно, происходит мультипликационное расширение предложения денег. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к сокращению резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Изменение учетной ставки и процентная политика. Наряду с обязательными резервами и операциями на открытом рынке размер учетной ставки в практике развитых стран - один из главных инструментов денежно- кредитной и прежде всего процентной политики центрального банка. В ряде стран коммерческие банки непосредственно обращаются к заимствованиям у центрального банка как кредитору в последней инстанции. Уменьшение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у центрального банка, т.е. происходит увеличение предложения денег. Увеличение учетной ставки делает займы у центрального банка и других кредиторов невыгодными. Обычно политика учетных ставок проводится в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. Например, скупая государственные бумаги на открытом рынке, центральный банк делает учетную ставку ниже доходности ценных бумаг. В такой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять средства на покупку ценных бумаг на открытом рынке (ситуация, характерная для развитых рынков и активной позиции денежно-кредитной политики). 
 
 
 
 
 
 

§ 2.5  Операции на открытом рынке, т.е. покупка или продажа ГЦБ банками.

         Эффективность денежно-кредитной политики в этой области рынка связана с реальностью состояния банковского сектора. Банковский сектор России до и после кризисного периода в основе остается малоэффективным с позиции реализации активной денежно-кредитной политики. Доминирующие в кредитной системе страны банки - Сбербанк РФ и Внешторгбанк РФ, совокупный уставный капитал которых составляет более 40% суммы аналогичных показателей остальной части банковского сектора (1300 кредитных организаций), функционируют, скорее, не в русле денежно-кредитной политики, а в соответствии с собственной кредитной политикой. При этом 57% уставного капитала Сбербанка и 99,9% уставного капитала Внешторгбанка принадлежат государству в лице ЦБ РФ^ В действительности в условиях малоэффективной экономики и соответственно отсутствия значимых финансовых потоков, проходящих через сеть коммерческих банков, передача денег через финансовые рынки в реальный сектор практически блокируется. С начала 1990-х гг. такие инструменты денежно-кредитной политики, как ставка рефинансирования и нормативы отчислений в Фонд обязательных резервов коммерческих банков, были задействованы преимущественно в режиме ограничения роста денежной массы и соответственно кредитного потенциала развития экономики. Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ и норматива отчислений в Фонд обязательных резервов коммерческих банков отражает наряду с резкими колебаниями величины этих инструментов неизменно более высокий ее уровень относительно уровня, обеспечивающего стимулирующую функцию каждого из этих инструментов. Синтезирующий характер постановки цели денежно-кредитной политики в сочетании со сложной региональной структурой России определяют необходимость структурирования самой цели и выработки реальных ориентиров по регионам в части: а) обеспечения уровня социально-экономического развития

Информация о работе Денежно-кредитная система в экономической безопасности страны