Денежно-кредитная система в экономической безопасности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание

Экономическая безопасность - фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Как отмечают специалисты Института США и Канады РАН, в самом общем виде экономически эффективное государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Денежно-кредитная система в обеспечении экономической безопасности. 5
§ 1.1 Основные мероприятия по обеспечению безопасности в кредитно-денежной системе. 6
§ 1.2 Кредитно-денежное регулирование в экономической безопасности. Методы и инструменты. 7
§ 1.3 Государственные мероприятия по обеспечению экономической безопасности в кредитно-денежной системе. 11
Глава 2. Риски, угрозы, инструменты денежно-кредитной системы в экономической безопасности. 15
§ 2.1 Цели и принципы денежно-кредитной системы. 18
§ 2.2 Политика валютного курса в сложившейся системе формирования и проведения единой государственной денежно-кредитной политики. 20
§ 2.3 Политика монетизации экономики. 21
§ 2.4 Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики, эффективность их использования. 23
§ 2.5 Операции на открытом рынке, т.е. покупка или продажа ГЦБ банками. 25
§ 2.6 Особенности противодействия угрозам экономической безопасности государства способами денежно-кредитного регулирования в условиях открытой экономики 27
Заключение 32
Приложения 34
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

безопасность.docx

— 291.99 Кб (Скачать документ)

региона в  соответствии с приоритетами федеральной  экономической политики и особенностями региона; б) использования современного арсенала средств и методов регулирования денежно-кредитных потоков с учетом региональных особенностей. 

§ 2.6 Особенности противодействия угрозам экономической безопасности государства способами денежно-кредитного регулирования в условиях открытой экономики

Таблица 2.

С позиции  обеспечения экономической безопасности государства нетрадиционный подход к классификации способов денежно-кредитного регулирования связан с усилением  значимости взаимосвязи денежно-кредитного регулирования с бюджетным регулированием, а также с другими способами  экономического регулирования. Самодостаточность  способов денежно-кредитного регулирования  со стороны только центрального банка уже себя исчерпала. Необходимо синтезированное воздействие разных видов экономической власти для формирования эффективной системы обеспечения экономической безопасности государства.

Для выработки  стратегии и тактики обеспечения  экономической безопасности способами  денежно-кредитного регулирования  необходимо выявить возможность  противодействия угрозам финансового  характера, акцентируя внимание на угрозах  денежно-кредитного характера (таблица 3).

Таблица 3. Механизм потенциального действия денежно-кредитных регуляторов уровня экономической безопасности государства

Установление  денежно-кредитных регуляторов должно осуществляться, прежде всего, по отношению  к угрозам денежно-кредитного характера. Но следует учитывать возможность их использования для устранения угроз в других сферах. В результате использования денежно-кредитных регуляторов возможно развитие по двум сценариям: желательному и нежелательному. Реализация желательного сценария предполагает устранение или снижение степени значимости угрозы, в результате чего обеспечивается необходимый уровень экономической безопасности. Нежелательный сценарий предполагает возникновение новой угрозы или повышение степени их значимости. Наиболее опасной для экономики государства с открытой экономикой является финансовая блокада, осуществляемая со стороны другого государства с целью экономического давления .

       При выборе приоритетного воздействия  на уровень экономической безопасности через способы денежно-кредитного регулирования необходимо учитывать  их сильные и слабые стороны. К  сильным сторонам относится возможность  эффективной борьбы с инфляцией  и бюджетным дефицитом, достижения более мягкого и быстрого результата (по сравнению с бюджетными методами), меньшего социально-политического  резонанса (в случае «непопулярных  мер») .К слабым сторонам относится  невозможность прямого воздействия  на обеспечение занятости, экономический  рост и на социальную сферу.

       Формирование  системы монетарного воздействия  прямо зависит от степени открытости экономики. Закрытый характер экономики  упрощает использование денежно-кредитного регулирования в силу отсутствия некоторых видов угроз наднационального характера. Заметим, что замкнутость  экономической системы Л. Вальрас  рассматривал как одно из условий  рыночного равновесия. Открытый характер экономики предполагает необходимость  более глубокого постоянного контроля внешних угроз. Отсутствие экспортно-импортных операций значительно сужает круг угроз денежно-кредитного характера. Большинство современных государств реализуют модель открытой экономики, подпадая тем самым под влияние роста интеграции и глобализации.

       Характер  угроз, наличие которых требует  применения денежно-кредитного регулирования, зависит от особенностей развития экономики  страны. Но для всех современных  государств наиболее важным направлением денежно-кредитного регулирования  является инфляция. Эффективность монетарной политики государства с открытой экономикой зависит от степени влияния  данного государства на мировые  экономические процессы. В этой связи  национальная экономика может рассматриваться  как «великая» или «малая. На уровень  экономической безопасности стран  с открытой экономикой оказывают  влияние такие ценностные параметры, как: мировые цены экспортные и импортные  товары и услуги, процентные ставки по международным кредитам, валютный курс. В «малой» экономике цена товара, выступающего объектом международной  торговли примерно должна равняться  мировой цене с учетом национального  обменного курса. Это правило  получило название «правило единой цены». Нарушение этого правила приводит к неравновесному состоянию.

        Таким образом, применение способов денежно-кредитного регулирования для обеспечения  экономической безопасности государства  требует учета множества факторов и специфики развития экономики  страны. Неизбежность воздействия глобального  экономического роста на монетарную политику большинства государств обусловливает  необходимость разработки концепции  обеспечения денежно-кредитной безопасности государства в условиях открытой экономики. 

       Таблица 7. .

Заключение

 

         Ориентация денежно-кредитной политики  исключительно на макроэкономические факторы, например объемы денежной массы, в условиях нестабильной экономики не дает адекватного представления о происходящих экономических процессах. Преобладают административный подход, гиперболизация способности государства обеспечивать устойчивость национальной валюты и сбалансированность спроса и предложения как на денежном, так и на товарном рынках путем изменения объемов денежной массы через эмиссию и курсовую политику. Это проявляется в игнорировании сложнейшего механизма взаимодействия макро- и микроэкономики. Практически не принимается во внимание тот факт, что хотя регулирование параметров денежного рынка происходит на макроэкономическом уровне, денежная система России в целом складывается из региональных сегментов, каждый из которых  обладает собственными возможностями саморегулирования на основе коррекции соотношений между денежной массой и спросом на деньги в масштабах регионального хозяйства.

         Денежно-кредитная политика формируется  практически независимо от структурно-отраслевой и экономической политики в целом, что противоречит необходимости обеспечения сопряженности основных их направлений и ориентиров; создаются условия для воспроизводства кризисных ситуаций во всех сферах и секторах российской экономики и финансового рынка.

Законодательные установления согласно направлениям единой государственной денежно-кредитной политики ЦБ РФ на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, а не на обеспечение условий развития экономики (в рамках использования всего спектра ее инструментов) исходно определили ограниченность курса денежно-кредитной политики рамками регулирования валютного курса рубля и создания валютных резервов – резервов финансирования экономик других государств (вместо обеспечения рубля ростом национального достояния).

         Остаются непреодолимыми угрозы  экономической безопасности в  банковской сфере страны, являющейся проводником денежно-кредитной политики и базовым институтом денежно-кредитного регулирования. Курс на рестрикционную денежно-кредитную политику фактически привел в действие механизм «порочного крута»: банки ограничены в возможности кредитовать производство, в то же время положение хозяйствующих субъектов становится все более сложным, что приводит к росту невозвращенных кредитов, ухудшению общей ликвидности - снижению кредитного потенциала российских банков. С учетом того что денежно-кредитная политика занимает одно из ключевых направлений в формировании, распределении и перераспределении национального дохода, в организации планирования и регулирования денежного оборота, в обеспечении стабильности и надежности банковского сектора, преодоление с ее стороны угроз экономической безопасности страны – одно из ключевых направлений государственной стратегии экономической безопасности. 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Таблица 1. Ставка рефинансирования 1992-2011гг.

Период  действия %
26 декабря 2011 г. 8
3 мая 2011 г. – 25 декабря 2011 г. 8,25
28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г. 8
1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г. 7,75
28 декабря  2009 г. – 23 февраля 2010 г. 8,75
1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г. 13
19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г. 10
23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г. 11
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г. 12
15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г. 13
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г. 16
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г. 21
4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г. 25
10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г. 55
24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г. 60
11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г. 28
2 декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г. 48
1 декабря 1995 г. – 9 февраля 1996 г. 160
17 ноября 1994 г. – 5 января 1995 г. 180
15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г. 210
1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г. 20

 

 
 
 
 
 

Таблица 2. Нормативы  обязательных резервов кредитных организаций 


  По обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами  в валюте Российской Федерации По обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами  в иностранной валюте По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации По обязательствам перед физическими лицами в иностранной  валюте По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации По иным обязательствам кредитных организаций в иностранной  валюте
1 ноября 2009 г. – 31 января 2011 г. 2,5
1 февраля  2011 г. – 28 февраля 2011 г. 3,5 3,0 3,0
1 марта  2011 г. – 31 марта 2011 г. 4,5 3,5 3,5
1 апреля 2011 г. – 5,5 4,0 4,0

 
 
 
Таблица 3. Данные по интервенциям Банка России на внутреннем валютном рынке
Отчетный  период Объёмы  операций с долларами США, всего  за период, млн. долл. США Объёмы  операций с евро, всего за период, млн. евро
Покупка Продажа Покупка Продажа
Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые
март 2010 14 483,51 3 064,99 0,00 0,00 442,91 173,81 0,00 0,00
апрель 2010 11 336,70 4 172,65 0,00 0,00 411,84 169,65 0,00 0,00
май 2010 4 317,16 3 445,46 0,00 0,00 1 063,96 698,76 0,00 0,00
июнь 2010 1 660,64 1 660,64 0,00 0,00 416,99 416,99 0,00 0,00
июль 2010 464,27 464,27 0,00 0,00 29,30 29,30 0,00 0,00
август 2010 1 078,35 1 078,35 0,00 0,00 135,64 135,64 0,00 0,00
сентябрь 2010 0,00 0,00 1 172,47 1 172,47 0,00 0,00 207,67 207,67
октябрь 2010 0,00 0,00 3 230,28 2 119,40 0,00 0,00 437,55 280,67
ноябрь 2010 0,00 0,00 4 759,77 2 635,63 0,00 0,00 626,85 376,58
декабрь 2010 0,00 0,00 720,32 720,32 0,00 0,00 167,49 167,49
январь 2011 645,67 645,67 0,00 0,00 124,20 124,20 0,00 0,00
февраль 2011 3 481,82 2 146,00 0,00 0,00 796,42 405,73 0,00 0,00
март 2011 4 491,48 3 434,62 0,00 0,00 636,36 439,38 0,00 0,00
апрель 2011 3 284,71 3 002,67 0,00 0,00 260,86 239,90 0,00 0,00
май 2011 3 915,98 3 267,58 0,00 0,00 433,95 334,94 0,00 0,00
июнь 2011 3 230,70 2 799,78 0,00 0,00 541,49 497,21 0,00 0,00
июль 2011 3 706,60 2 855,52 0,00 0,00 1 003,80 899,52 0,00 0,00
август 2011 961,64 767,39 700,88 297,01 167,32 163,31 7,55 7,55
сентябрь 2011 0,00 0,00 6 765,68 2 017,40 0,00 0,00 590,91 275,34
октябрь 2011 0,00 0,00 4 372,64 2 550,50 0,00 0,00 500,48 331,89
ноябрь 2011 0,00 0,00 1 386,70 1 386,70 0,00 0,00 130,64 130,64
декабрь 2011 0,00 0,00 1 773,14 1 773,14 0,00 0,00 191,70 191,70
январь 2012 427,72 427,72 635,26 635,26 24,27 24,27 42,50 42,50
февраль 2012 2 595,61 2 445,61 0,00 0,00 147,19 147,19 0,00 0,00
март 2012 3 927,76 3 423,97 0,00 0,00 262,47 217,77 0,00 0,00

 
 
 
 
 

Таблица 4. Денежно-кредитное  регулирование в экономической  безопасности государства. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5. Способы  денежно-кредитного регулирования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 6.Инструменты кредитно-денежной политики. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 

1. Сенчагов В.О. О сущности и основах стратегии экономической

безопасности  России // Вопросы экономики. – 1995.

2.Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

3.Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994

4. Статистика ЦБ РФ [Электронный ресурс]. URL:   http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=idkp_br

5. Кредитно-денежная система государства  [Электронный ресурс]. URL:  http://finashka.com/gosy/finmen/926 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий

Валютная интервенция — значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты.

Долларизация экономики — феномен международного денежного рынка, при котором иностранная валюта (чаще всего это доллар США) широко применяется для операций внутри страны или отдельных отраслей её экономики, вплоть до полного вытеснения национальной валюты.

Рестрикционная политика — политика сокращения совокупного спроса населения за счет уменьшения государственных расходов на закупки товаров и услуг, в том числе по импорту, при одновременном увеличении налоговых ставок и таможенных пошлин.

Ставка рефинансирования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям

Информация о работе Денежно-кредитная система в экономической безопасности страны