Денежный рынок, механизм, методы и инструменты его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие денежного рынка, а также механизм, методы и инструменты его регулирования.

Задачи работы:

- охарактеризовать эволюция денег, денежное обращение и охарактеризовать его влияние на денежно-кредитный механизм;

- рассмотреть модель равновесия денежного рынка, проанализировав при этом спрос и предложение на денежном рынке;

- выявить особенности, проблемы и перспективы функционирования денежного рынка в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Деньги – история возникновения. Деньги – вид финансовых активов. Основные денежные агрегаты 5
2 Спрос на деньги. Монетаристская, кейнсианская, современная теория спроса на деньги 10
3 Предложение денег 15
4 Равновесие на денежном рынке. Особенности его достижения в современных условиях 18
5 Регулирование денежного рынка в Республике Беларусь на современном этапе 21
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа состоит из  1 файл

Денежный рынок - тема 9 как был.doc

— 466.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, нарушение равновесия на денежном рынке приводят к колебаниям процентной ставки. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населения на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег.

     Равновесие  на денежном рынке устанавливается  в процессе взаимодействия спроса на деньги и предложения денег и  характеризуется таким состоянием рынка, при котором объем спроса на деньги равен объему предложения  денег. Равновесие на денежном рынке означает равенство количества денег, которое экономические агенты хотят иметь в портфеле своих активов, количеству денег, предлагаемому банковской системой в условиях проведения данной денежно-кредитной политики. 
 
 
 

 

5 Регулирование денежного рынка в Республике Беларусь на современном этапе

     Экономическое развитие страны в 2008 г. протекало в  сложных условиях. Наибольшие трудности  в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки. По оперативным данным, валютная выручка в декабре прошлого года снизилась почти в полтора раза по сравнению с июлем 2008 г.[12,c.3].

     Спрос на иностранную валюту начиная с  середины 2008 г. существенно превышал предложение. Национальному банку пришлось затратить значительную часть золотовалютных резервов для поддержания на прогнозном уровне курса национальной валюты, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и всех секторов экономики.

     Несмотря  на неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2008 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли.

     Объем валового внутреннего продукта в 2008 г. составил 128,8 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%.

     Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%.

     Реальные  денежные доходы населения в январе — ноябре 2008 г. по сравнению с  тем же периодом предыдущего года увеличились на 12,3%.

     Инвестиции  в основной капитал в 2008 г. в сравнении с уровнем предыдущего года возросли на 23,1%.

     Свой  вклад в социально-экономическое  развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка.

     Курсовая  политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля (рисунок 5.1).

     Рисунок 5.1 – Динамика обменного курса белорусского рубля

     Обменный  курс белорусского рубля к доллару  США за 2008 г. снизился на 2,3%. На конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону.

     Стабильность  национальной валюты к доллару США  сохранялась на протяжении четырех последних лет (на 1 января 2005 г. — 2170, на конец 2008 г. — 2200 белорусских рублей за 1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования. До августа 2008 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран — основных торговых партнеров Национальный банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в рамках утвержденных параметров[12,c.4].

     Однако  с августа 2008 г. на мировых рынках стал значительно укрепляться курс доллара США к евро и российскому рублю, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам стран — основных торговых партнеров. Это было нежелательно прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения условий для внешних заимствований.

     Исходя  из этого, а также для сохранения доверия к проводимой курсовой политике Национальный банк обеспечил постепенное  снижение курса белорусского рубля  с выходом курса на верхнюю границу установленного коридора — 2200 белорусских рублей за 1 доллар США.

     В 2008 г. курс белорусского рубля относительно евро и российского рубля изменялся  с учетом динамики курса данных валют относительно доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля — на 12,2%.

     Под влиянием кризисных процессов в  мировой экономике, которые привели к уменьшению поступления в республику валютной выручки и росту валютных интервенций Национального банка, начиная с августа 2008 г. произошло снижение золотовалютных резервов. Международные резервные активы снизились на 1,33 млрд. долл. США, или на 26,6%, и составили на начало 2009 г. 3,66 млрд. долл. США.

     Банки принимали активное участие в  функционировании внутреннего валютного рынка, обеспечивая его ликвидность и движение валютных ресурсов между различными сегментами валютного рынка. Тем самым они способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы.

     В конце 2008 г. в условиях нарастания мирового финансового кризиса были предприняты  некоторые меры административного  характера в области валютного законодательства. В частности, в целях недопущения в Республике Беларусь негативных явлений, связанных с оттоком капитала из страны, были ограничены авансовые платежи по импорту резидентов в адрес нерезидентов. По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке эти ограничения смягчаются: так, с 15 января 2009 г. Национальный банк разрешил экспортерам, являющимся одновременно импортерами, закупающими на условиях авансовых платежей сырье (материалы, комплектующие, технологическое оборудование и т.п.) для обеспечения производства пользующейся спросом экспортно-ориентированной продукции, проводить авансовые платежи за счет имеющейся на их счетах выручки в иностранной валюте. В стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары[7,c.37].

     Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, была направлена на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.

     Требования  банков к экономике на 1 января 2009 г. составили 47,1 трлн. руб.

     За 2008 г. требования банков к экономике  увеличились на 16,6 трлн. руб., или на 54,5%, в том числе:

     - в рублях — рост на 13,3 трлн., или на 70,9%;

     - в иностранной валюте в рублевом  эквиваленте — рост на 3,3 трлн. руб., или на 28,4%

     В соответствии с Основными направлениями  денежно-кредитной политики на 2008 год  прирост требований банков к экономике должен был составить 36—41%. Фактически достигнутый результат, как уже было упомянуто, — 54,5%, или в 1,33 раза выше верхней границы прогнозного коридора.

     В 2008 г. темп наращивания кредитования опережал темп роста ВВП. Так, прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в реальном выражении за истекший год относительно 2007 г. составил 24,5% при увеличении реального ВВП на 10%, то есть темп наращивания кредитования превышал темп роста ВВП почти в 2,5 раза.

     Задолженность по долгосрочным кредитам на начало 2009 г. достигла 32,6 трлн. руб. Ее прирост за истекший год составил 10,7 трлн. руб., или 48,6%.

     Доля  долгосрочных кредитов в кредитных  вложениях банков на 1 января 2009 г. составила 72,8%.

     Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год выдача инвестиционных кредитов оценивалась в объеме 5,2—5,7 трлн. руб.

     Фактически  за указанный год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2008 г. № 178.

     Банки активно участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам  хозяйствования в ходе реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. На цели, определенные в государственных программах, в 2008 г., по оперативным данным, банки выдали кредиты на сумму 11 трлн. руб., что на 4,9 трлн. руб., или в 1,8 раза, больше по сравнению с предыдущим годом[12,c.6].

     Расширяется льготное кредитование банками жилищного строительства. К 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по льготным кредитам на строительство и приобретение жилья составила почти 4,7 трлн. руб., что в 1,5 раза больше, чем на начало прошлого года.

     Наряду  с льготным кредитованием населения  банковская система активно осуществляет выдачу кредитов физическим лицам на строительство и приобретение жилья на общих основаниях. По состоянию на 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по кредитам на строительство и приобретение жилья, выданным на общих основаниях, достигла 2 трлн. руб., что в 1,6 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.

     Задолженность физических лиц по кредитам на строительство жилья на общих основаниях составляет 30,3% от общей суммы задолженности по кредитам физических лиц на финансирование недвижимости (6,7 трлн. руб.). Указанный показатель имеет тенденцию к росту.

     Высокую активность проявляют банки в  сфере потребительского кредитования. На 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам достигла 5,76 трлн. руб., что в 1,66 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.

     Работа  банков с государственными ценными  бумагами поддерживалась на высоком уровне. Требования банков к Правительству Республики Беларусь, выраженные в ценных бумагах, за 2008 г. увеличились на 1,8 трлн. руб. по балансовой стоимости, или на 73,3%, и к началу 2009 г. достигли почти 4,4 трлн. руб.

     Рассматривая  кредитование в настоящих условиях, следует отметить проявившиеся в последние месяцы 2008 г. признаки снижения качества активов банков. За ноябрь — декабрь 2008 г. объем проблемных активов вырос на 125 млрд. руб.

     Требуется пристальное внимание банков к этой проблеме, особенно учитывая происходившее в 2007—2008 гг. снижение объема сформированных банками специальных резервов по отношению к активам, подверженным кредитному риску (с 1,5% на 1 января 2007 г. до 1,2% на 1 января 2008 г. и 1% на 1 января 2009 г.). Банки должны со всей ответственностью подходить к классификации активов для создания специальных резервов и формировать эти резервы в полном объеме.

     Складывающаяся  экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки  процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года — до 14%. Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка (рисунок 5.2) [12,c.7].

Рисунок 5.2 – Среднемесячное значение ставки рефинансирования Национального банка в 2007 – 2008 гг.

     Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).

     Средняя процентная ставка по новым кредитам банков2 в национальной валюте в  декабре 2008 г. составила 17,5% годовых, что на 4,4 процентного пункта выше уровня декабря 2007 г. (13,1%).

     Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам банков в СКВ в декабре 2008 г. Составляла 13,4% годовых, увеличившись на 2,4 процентного пункта относительно декабря 2007 г. (11%).

     Достижение  целей денежно-кредитной политики в значительной степени обеспечено за счет эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2008 г. характеризуется следующими показателями. Проведено 57,8 млн. платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма — на 50,5%. В 2008 г. среднедневной оборот составил 3,0 трлн. руб. (227,6 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в истекшем году, увеличение объемов совершаемых банками операций на валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских ресурсов.

Информация о работе Денежный рынок, механизм, методы и инструменты его регулирования