Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:43, курсовая работа
Целью работы является изучение денег и их роль в информационной экономике.
Для реализации поставленной цели необходимо: узнать историю происхождения денег; рассмотреть виды денег; исследовать функции денег; проанализировать роль денег в информационной экономике, с помощью истории информационной экономики, дадим определение информационной экономики и рассмотрим предпосылки развития платежных систем в информационной экономике.
Введение………………………………………………………………………………..2
1.История происхождения денег……………………………………………………...4
2.Виды денег…………………………………………………………………………....6
3.Функции денег………………………………………………………………………..9
3.1. Деньги, как мера стоимости……………………………………………………9
3.2. Деньги, как средство обращения……………………………………………...10
3.3. Деньги, как средство накопления……………………………………………..11
3.4.Деньги, как средство платежа………………………………………………….11
4. Роль денег в информационной экономике………………………………………..13
4.1.История информационной экономике ………………………………………..13
4.2. Понятие информационной экономике………………………………………..16
4.3.Предпосылки развития платежных систем в информационной экономике...18
Заключение……………………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………………25
Номинальная цена – это то количество денег, которое требуется для оплаты
данного блага по сложившейся на данный момент рыночной цене. Реальная цена –
это количество денег, которое потребовалось для оплаты того же блага по ценам
базового периода.
Таким образом, в период быстрой инфляции растет номинальная цена, а деньги
обесцениваются и перестают выполнять функцию меры стоимости, но продолжают
служить средством обмена. В условиях гиперинфляции, такой, какая была в
Израиле в 70-х годах или в Боливии в 80-х, роль меры стоимости начинает
играть устойчивая иностранная валюта, например доллар США, по отношению к
которой определяется курс национальной валюты. В то время как национальная
валюта обесценивается, стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте,
остается постоянной.
3.2.Деньги, как средство обращения
Деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обращения деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. Отличие товарного обращения от непосредственного обмена товара на товар отличается тем, что оно обслуживается деньгами в качестве средства обращения, благодаря чему преодолеваются индивидуальные, временные и пространственные границы, характерные для прямого товарного обмена.
Замена бартера денежным обращением, во-первых, отделяет акт продажи от акта
покупки. То есть, в нашем случае, деньги дают возможность продавцу посуды
сначала продать свой товар, а затем уже купить на вырученные деньги рыбу. Во-
вторых, деньги дают возможность
осуществить несравненно
выступают всеобщим эквивалентом стоимости, и именно поэтому обладают всеобщей покупательной способностью, а, следовательно, служат универсальным средством обмена.
Использование денег как средства обращения приводит к снижению издержек
обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем
бартер. Снижая издержки обращения, он также стимулирует развитие
специализации и торговли и, таким образом, способствует общему росту
благосостоянию общества.
Кроме того, к деньгам как средству обращения относятся кредиты, выдаваемые под вклады в коммерческих банках, называемые бессрочными депозитами, или вкладами до востребования. Такие чеки широко используются в качестве средства обращения в США и Европе. Они могут быть незамедлительно обращены в бумажные и металлические деньги по первому требованию владельца.
3.3. Деньги, как средство накопления
Деньги, обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Получая деньги в оплату за свою продукцию, экономический субъект создает некий "запас чистой ценности". Этот запас может быть краткосрочным, а может быть и долгосрочным.
Поскольку деньги являются наиболее ликвидным, т.е. который проще всего истратить, товаром, они являются очень удобной формой хранения богатства.
По мере развития товарного производства значение функции денег как средства накопления и сбережения возрастало. Без накоплений и сбережений становилось невозможным осуществлять воспроизводство. Стремление к получению наибольшей прибыли заставляет предпринимателей не хранить деньги как мертвое сокровище, а пускать их в оборот.
Деньги в функции средства накопления стихийно регулируют денежное обращение.
Так, при уменьшении производства товаров и сокращение товарооборота часть
денег уходит из обращения и превращается в сокровища. Когда же производство
расширяется и товарооборот растет, эти деньги вновь вступает в обращение.
Таким образом, денежное накопление – жизненно необходимая для рыночной
экономики функция денег, потому что без этого невозможен экономический рост.
Но для реализации этой функции, деньги должны сохранять исходный уровень
покупательной способности в течение длительного периода. Только при этом
условии деньги смогут устойчиво представлять долю общественного богатства,
соответствующую размеру накопленных денежных знаков. Иными словами,
накапливаемые деньги – это временное изъятие из процесса обращения средств
обращения.
3.4.Деньги, как средство платежа
Эта функция возникла в связи
с развитием кредитных
Ускорению платежей, сокращению издержек
обращения и повышению
Следовательно, деньги и функции средства платежа имеют свою специфическую форму движения, отличную от формы движения денег как средства обращения.
В условиях развитого товарного хозяйства деньги в функции средства платежа объединяют многих товаропроизводителей, в связи с чем разрыв одного звена в цепи платежей ведет к развитию кризисных явлений и массовому банкротству товаровладельцев. Чтобы смягчить эти негативные явления, вводится система предуведомленных платежей, которая основана на автоматическом зачислении на счет клиента заработной платы, пенсий и других денежных выплат, списание средств для оплаты коммунальных расходов, квартирной платы и различных взносов.
4. Роль денег в информационной экономике
4.1. История информационной экономике
В мире активное обсуждение теоретических вопросов развития информационного общества проходило в конце 1970-х- начале 1980-х годов, когда возникла теория информационного общества, основные положения которой сводятся к следующему2: - на смену самовозрастанию капитала идет самовозрастание информации, совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных отношений, в которых главное не права собственности, а права пользователя;
-возрастание скорости и эффективности обработки информации вместе с понижением стоимости этих процессов имеет далеко идущие социально-экономические последствия;
-информационно-
С середины 1990-х годов в то время, как материальное производство в стране падало, информационное производство росло и продолжает расти. Сформировался и успешно функционирует основанный на современных технологиях коммерческий информационный сектор экономики, производящий современные продукты и услуги. Бизнес информационных технологий стал одним из самых процветающих, заняв пустовавшую на российском рынке нишу. Производство коммерческих консультативных услуг, услуг по созданию различных информационных ресурсов, рекламной продукции, аудио-, видео- развлечений пользуется большим спросом. Производство интеллектуальных продуктов всегда было сильной стороной России, однако слабая прагматическая ориентация населения, нежелание и неумение использовать имеющиеся знания сдерживало их развитие. Но здесь помог переход к рынку. Совпадение во времени информационно-коммуникационной революции и переход страны к рыночному развитию оказались благоприятными с точки зрения развития информационного общества.
Для того, чтобы оценить насколько экономика страны принадлежит к информационному типу, специалистами США был разработан так называемый индекс информационной экономики.3
При анализе индекса глобальной информационной экономики рассматривались такие категории и входящие в них показатели : Рабочие места, требующие высокой квалификации. Рабочие места, требующие высокой квалификации и большого объема знаний, служат двигателем новой экономики. Такие должности связаны с информационными технологиями и требуют инженерных знаний. При этом увеличивается спрос на высококвалифицированных руководящих работников. Кроме того, в связи с ростом требований к квалификации рабочей силы, возрастает необходимость в повышении уровня образования. В состав этой категории входят следующие показатели:
Квалифицированные инженерные работники. Количество инженеров на рынке труда каждой страны.
Наличие ИТ-специалистов. Количество квалифицированных работников в области информационных технологий на рынке труда каждой страны.
Наличие руководящих работников. Количество компетентных руководителей на рынке труда каждой страны.
Трансформация в информационную экономику. Индустриальная экономика была основана на том, что участники операций были непосредственно связаны друг с другом и что операции осуществлялись с реальными товарами и соответствующими бумажными документами. В условиях новой экономики операции осуществляются в электронном виде, что приводит к созданию ранее невозможных виртуальных взаимоотношений и среды, способствующей внедрению нововведений. В состав данной категории входят такие показатели: Доступ к Интернету. Электронная коммерция. Вложения в телекоммуникации.
Развитие новой экономики
обеспечивается несколькими новыми
факторами наряду с теми, которые
действуют в индустриальной экономике.
В "старой экономике" первостепенную
важность имели материальные факторы,
например, трудовые, денежные и природные
ресурсы. Хотя они и сохранили
свое значение в условиях новой экономики,
следует также учитывать и
такие, ранее не существовавшие возможности,
как ускорение внедрения
Индекс глобальной информационной экономики представляет собой важный инструмент для определения динамики и устойчивости экономики, а также технологических возможностей и потенциала каждой страны. Большинство стран центральной Европы значительно снизили свой рейтинг, особенно это коснулось России, Польши и Венгрии. Многие из этих стран показали заметный экономический рост в конце 90-х, начале 21 века, однако в них не наблюдается существенных вложений в новую экономику.
4.2 Понятие информационной экономике
Информационная экономика, получая научную информацию из многих источников, использует ее для оказания влияния на сопредельные области и отрасли экономического знания. Данные связи показаны на схеме 1 .
Схема 1. Связи информационной
экономики с сопредельными
Таким образом, информационная экономика в качестве области знания может быть охарактеризована как метаэкономика по отношению к отраслевым экономикам (изучающим экономические аспекты материальной базы информационных технологий, их эффективного применения, создания научных знаний и средств их передачи). Эта область знания специфически проявляет себя в исследовании информации как ресурса, в обобщенном рассмотрении информационных отношений, объединяя отдельные их аспекты в единый объект, функционирующий в системе рынка и государственного регулирования. Ее главная для нас роль — в изучении: закономерных тенденций развития информационно-электронной сферы, ее функций в деле становления и развития в России информационного технологического уклада; условий и факторов эффективного выполнения этих функций.
Особенностью информационной экономики является направленность на массовость и глобальный характер хозяйственного взаимодействия, а также распределения созданных благ среди потребителей в глобальном масштабе. В отличие от традиционных методов хозяйствования общепринятой экономики, основанных на менеджменте и рыночной модели ведения бизнеса (на основе схемы ―спрос – предложение), информационная экономика базируется на менеджменте, инновационном предпринимательстве, информационном инжиниринге и автоформализации экономических процессов.
Развитие информационной
экономики обусловлено