Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:43, курсовая работа
Целью работы является изучение денег и их роль в информационной экономике.
Для реализации поставленной цели необходимо: узнать историю происхождения денег; рассмотреть виды денег; исследовать функции денег; проанализировать роль денег в информационной экономике, с помощью истории информационной экономики, дадим определение информационной экономики и рассмотрим предпосылки развития платежных систем в информационной экономике.
Введение………………………………………………………………………………..2
1.История происхождения денег……………………………………………………...4
2.Виды денег…………………………………………………………………………....6
3.Функции денег………………………………………………………………………..9
3.1. Деньги, как мера стоимости……………………………………………………9
3.2. Деньги, как средство обращения……………………………………………...10
3.3. Деньги, как средство накопления……………………………………………..11
3.4.Деньги, как средство платежа………………………………………………….11
4. Роль денег в информационной экономике………………………………………..13
4.1.История информационной экономике ………………………………………..13
4.2. Понятие информационной экономике………………………………………..16
4.3.Предпосылки развития платежных систем в информационной экономике...18
Заключение……………………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………………………25
Когда денежная экономика становится инновационной, капитал начинает функционировать в денежно-информационной форме, которая лишь временно принимает вещественную форму и затем вновь обращается в информационно-денежную. Используемая в этих случаях информация представляет собой знания и понимается трояким образом: как профессиональные знания предпринимателя и работника, как технологические знания специалиста и как предположения всех заинтересованных субъектов относительно будущего положения дел.
Услуги труда в такой экономике опираются не просто на профессиональные навыки, но на индивидуализированные знания и способности. Рынок труда предлагает уже не безличную "производственную услугу", а личность, обладающую в требуемом профессиональном диапазоне относительно редкими, а иногда даже уникальными качествами. Квалификация, профессионализм, знания и способность к творчеству становятся основной характеристикой персонифицированных услуг труда, перестающих быть безликой «рабочей силой».
Информационная экономика,
решая свою главную задачу
— выработки рекомендаций по
эффективному применению
4.3.Предпосылки развития платежных систем в информационной экономике
В настоящее время не выработано однозначного ответа на вопрос о будущем денег в информационной экономике, поскольку существует множество направлений их возможных трансформаций как средства осуществления расчетов. Так, еще несколько лет назад, большинство аналитиков склонно было прогнозировать бурное развитие сетевых цифровых наличных и многообещающие перспективы электронной коммерции. Однако сегодня можно констатировать, что темпы роста электронного бизнеса оказались не такими высокими, как предполагалось. В США в 2001 году доля электронной коммерции в общем объеме национальной розничной торговли составила всего лишь 1,2%, а в Великобритании объем розничных он-лайн покупок был в 2002 году, примерно 4%. Это происходит потому, что развитие интернет-коммерции пошло по пути образования взаимно несовместимых стандартов, что не может привести к массовости. Поскольку интернет не разрабатывался специально для ведения электронной коммерции, ему свойственна масса ограничений, главным из которых является несовершенство способов оплаты товаров и услуг. В то же самое время, никто не мог предположить, что сотовая связь за несколько лет соединит между собой невидимой сетью миллиард людей по всему миру. Мобильные сети постепенно превращаются в один из основных каналов получения информационных услуг. Исследователи все еще продолжают прогнозировать последствия дальнейшего расширения глобальной инфраструктуры мобильной связи, однако ни у кого из них не возникает сомнения в образовании нового бизнес-пространства, называемого мобильной электронной коммерцией. Однако пока не существует единого подхода к вопросу о том, каким образом будет осуществляться обмен в условиях сотовых сетей и что может быть использовано в качестве денег для мобильной коммерции и информационной экономики. Именно поэтому определение требований, предъявляемых к мобильным платежам, предложение сценариев их использования и разработка полноценной концепции мобильных денег, представляются в настоящее время особенно важным и заслуживают подробного рассмотрения.
Переход от эпохи бумажных
денег к электронным является объективной
необходимостью создания информационной
экономики. Изменение форм денег влечет
за собой необходимость использования
и новых средств платежа. В информационной
экономике изменения в сфере обмена влекут
за собой изменения и в платежных системах.
И для нее характерно как новое информационное
производство, так и новые платежные инструменты,
которые в свою очередь требуют соответствующей
системы платежей. Развитие научно-технического
прогресса и процессы информатизации
за последние годы повлекли за собой существенные
изменения и в платежных системах: техническом
обеспечении, технологическом совершенствовании
и применении новых платежных инструментов.
Кроме того, потребность в новом виде платежных
систем диктуется и развитием электронной
коммерции в компьютерной сети Интернет.
В период эволюции денег происходит удешевление
процесса обмена и уменьшение затраченного
на него времени с одновременным усилением
безопасности трансакций. Следовательно,
необходимо уточнить понятие “платежная
система”, применимое к информационной
экономике. Организационно-экономические
отношения определяются как совокупность
средств и методов, применяемых для перевода
денег, включая линии связи, программное
обеспечение, способствующее реализации
данных задач. Под институционально-
В России информационная экономика только формируется. В данном периоде можно выделить следующие этапы: электронизацию, компьютеризацию и интернетизацию.
Первый этап - электронизация (1990-1997) - характеризуется внедрением электронных технологий в банковский сектор, а также появлением сети Интернет. Банковская реформа способствовала развитию негосударственных платежных систем и конкуренции. Изменения социально-экономического уклада нашей страны совпали с развитием технологических новаций в западных системах, однако в 1990-е гг. в условиях падения производства инвестиций, а также передела рынков и собственности внедрение новых технологий отошло на второй план. Этим можно объяснить сегодняшнее отставание российских платежных систем от западных аналогов. Этап электронизации платежной системы характеризовался ростом частных платежных систем, отсутствием правовой системы, операционными рисками, слабой технологической системой.
Следующий этап - компьютеризация платежной системы (1998-2004). Несмотря на кризисные явления, данный этап характеризовался дальнейшей автоматизацией расчетных операций и активным внедрением электронных технологий как в межбанковских расчетах, так и в розничных платежах. Улучшение экономики страны способствовало восстановлению банковского сектора и увеличению объемов платежей. Данный этап характеризуется быстрым развитием информационных технологий, которые стали толчком развития технологий платежных систем. Конечно, большинство технологий были заимствованы за рубежом (пластиковые карты, электронная межбанковская почта, расчеты в реальном времени и т.п.), однако благодаря этому была достигнута полная автоматизация расчетных банковских процедур, более комфортными и простыми стали пользовательские интерфейсы платежных систем, стало реальностью проведение платежей через Интернет.
Стремительное развитие Интернета
и проникновение его в регионы
способствовали развитию электронной
коммерции, охватившей практически
все сегменты рынка - от оплаты коммунальных
услуг до приобретения недвижимости,
привели к бурному развитию электронных
платежных систем. Появляются платежные
системы, которые оказывают услуги
по осуществлению электронных
Следующий этап - интернетизация (с 2005 г.по сегодняшний день) - представляет новейшую историю в развитии платежных систем в информационной экономике. Дальнейший рост компьютеризации населения охватывает все большие территории Интернетом, способствует быстрому распространению интернет-коммерции, а также более быстрому и доступному способу оплаты товаров и услуг. Следует отметить, что если на этапе электронизации (в 1990-х гг.) основная задача банков состояла в переходе к автоматизации бухгалтерии и других операционно-учетных подразделений, то уже на втором этапе компьютеризации эти задачи уже были решены. Третий этап характеризуется автоматизацией управления отношений с клиентами. Вполне закономерно, что системы управления взаимодействием с клиентами определяют развитие рынка платежных систем в условиях конкуренции. Таким образом, процессы компьютеризации и интернетизации общества вызвали изменения и в денежной системе, которые можно охарактеризовать как попытку появления новой разновидности денег - электронных денег, что привело к развитию электронных платежных систем. Электронные платежные системы, являясь техническим инструментом, способствуют сокращению объемов оборота наличных денежных средств в экономике. Кроме того, эффективное использование электронных платежных систем гарантирует минимальные временные затраты и экономию живого труда, тем самым способствуя сокращению издержек.
Заключение
Деньги являются частью нашей повседневной жизни и нельзя найти даже самой примитивной цивилизации, где они не использовались бы.
С учетом вышеизложенного можно дать следующее определение денег - это особый товар или иной общепризнанный материальный носитель, являющийся единственным всеобщим эквивалентом в процессе обмена товаров на рынке. Денежные средства появились как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений, в связи с общественным разделением труда.
Основные исторические этапы развития денег:
1.Появление денег с выполнением их функций случайными товарами,
2.Закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента,
3.Переход к бумажным или кредитным деньгам,
4.Постепенное вытеснение наличных денег из оборота, появление иных платежей (электронных).
Большинство экономистов выводят сущность денег, из выполняемых ими функций. Основные функции денег: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления (сбережения).
По видам деньги делится на: наличные и безналичные. Наличные делятся на металлические и бумажные. Кредитные деньги – разновидность бумажных. Основные кредитные деньги это: вексель, банкнота, чек и электронные деньги, кредитные карточки.
Сегодня на практике товары идеально приравниваются не к золоту, а к кредитно-бумажным деньгам, связь которых с золотом разорвана, поскольку прекращен их свободный размен на драгоценный металл.
Информационная экономика вызвала изменения и в денежной системе, которые можно охарактеризовать как попытку появления новой разновидности денег - электронных денег, что привело к развитию электронных платежных систем. Электронные платежные системы, являясь техническим инструментом, способствуют сокращению объемов оборота наличных денежных средств в экономике. Кроме того, эффективное использование электронных платежных систем гарантирует минимальные временные затраты и экономию живого труда, тем самым способствуя сокращению издержек.
Также мы рассмотрели историю информационного общества. Нами был представлен индекс информационной экономики, который состоит из ряда показателей. Можно сказать, что несмотря на то, что Россия признается страной, готовой к переходу к информационной экономики, существует ряд проблем, без решения которых этот переход невозможно будет осуществить. К числу таких проблем можно отнести: отсутствие высококвалифицированных кадров, малая инновационная активность, утечка человеческого капитала за рубеж, отсутствие полной компьютеризации населения, ограниченный доступ к мировым информационным сетям, отсутствие стратегии развития т.д. На решение этих проблем направлены сегодняшние действия российского правительства, которое проводит активную политику в области привлечения инвестиций в высокотехнологичные отрасли.
Список использованной литературы
1 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, Изд.ИНФРА-М, М- 1999
2 Вершинская О.Н., Ершова Т.В. Информационное общество в России как проблема социально-политического выбора и общественной инициативы // Мир России: социалогия, этнология. Том ХII, №1, 2003 (М.: Высшая школа экономики), с.101