Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:37, реферат
Целью исследовательского проекта является изучение процесса реформирования экономики на Украине, исследование политики догоняющего развития экономики. Поэтому прежде всего необходимо изучить вопрос об оценке того состояния, в котором находится сегодня экономика Украины.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им.
А. М. Горького
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
Мировой Экономики
Эссе
на тему: ДОГОНЯЮЩЕЕ
РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ
Выполнил:
Баранов
Е.А., 404 гр.
Екатеринбург
2011 год
Современное состояние Украины
Современное
социально-экономическое
Измотанная кризисом экономика Украины начала подниматься со дна, а смена власти многим добавила оптимизма. После прихода смены президента Украина вернула доверие международных кредиторов, разрешила вопрос с Россией, от энергоресурсов которой зависит промышленность.
Сегодня экономика Украины — 40 я экономика мира по размеру ВВП по ППС. ВВП на душу населения 6700 долларов США. Рост ВВП в 2010 году составил 4,3% (76 место в мире).
Сейчас,
Украина находится в некоем переходном
состоянии, в движении от централизованного
хозяйства к рыночной экономике, как и
большинство стран постсоветского пространства.
До развитой рыночной системы еще предстоит
пройти долгий путь.
Переход к экономике догоняющего развития
Советская экономика к началу 70-х годов оказалась на пороге кризиса. Страны Запада под воздействием энергетического кризиса, разразившегося в 70-е годы, осуществили переход к новым технологиям, приток же "нефтедолларов" в СССР не был направлен на разрешение назревших противоречий. Огромные валютные средства от экспорта нефти использовались, прежде всего не для модернизации производства, а шли в основном на текущие цели.
Экономика, продолжая оставаться ориентированной на первоочередное развитие средств производства, добывающих отраслей и военно-промышленного комплекса, не обеспечивала потребительский рынок необходимым количеством товаров и услуг. Растущий дефицит все больше покрывался за счет импорта. Спад мировых цен на энергоносители в начале 80-х годов сократил приток "нефтедолларов", а следовательно, уменьшился объем импорта потребительских товаров, что привело к возрастанию товарного дефицита и росту цен
Наиболее
наглядно это нашло отражение
в замедлении темпов роста общественного
производства. Среднегодовые темпы
роста промышленного
Кризисные явления в советской экономике свидетельствовали об исчерпании экстенсивных источников роста и необходимости перехода на интенсивный путь развития. Требовалась кардинальная смена приоритетов в развитии народного хозяйства.
В
1987 году был провозглашен курс на проведение
радикальной экономической
Однако начавшийся демонтаж командно-административной системы управления и внедрение экономических регуляторов воздействия на производственный процесс в условиях сохранения механизма централизованного установления цен вели экономику не к рынку, а к усилению кризисных явлений.
К концу 80-х годов ситуация настолько осложнилась, что страна вынуждена была перейти к нормированному распределению продуктов: были введены талоны на ряд товаров первой необходимости, усилилась натурализация отношений между экономическими агентами. Впервые за весь послевоенный период в 1990 году произошел спад производства. Нарушались хозяйственные связи между предприятиями и регионами. Росло стремление к децентрализации, к расширению хозяйственной самостоятельности республик и экономических регионов, назревали тенденции к распаду СССР.
Все более пробивала себе дорогу идея о необходимости многообразия форм собственности, их полном равноправии, в том числе и частной собственности. В 1989-1990 гг. в стране начался активный процесс выработки новой концепции радикальной реформы, которая включала бы преобразование отношений собственности, реформирование централизованной плановой экономики в социально ориентированную рыночную экономику.
В конце XX век Украина изменила свои направления будущего социально-экономического развития, встала на путь радикальных социально-экономических и политических преобразований с учетом опыта и достижений развитых стран мира. Тем не менее, вследствие отсутствия на Украине национальной трансформационной модели и неудачного заимствования чужих моделей экономического развития, в частности модели экономических реформ, которые известны как "вашингтонский консенсус", к сожалению, переход в новое качество приобрел разрушительный характер.
Наиболее ощутимых потерь украинская экономика испытала в 1990-1994 гг. За это время объемы ВВП уменьшились на 45,6%, промышленное производства - на 40,4%, сельского хозяйства - на 32,5%. Лишь в 1994 г. падение ВВП составляло 22,9%, промышленного производства - 27,3%, в том числе непродовольственных товаров - 37,5%, сельскохозяйственного - 16,5%.
Мировая экономическая история не знает подобных масштабов падения экономики в мирное время. Нужно было пять лет напряженной работы, чтобы постепенно, шаг за шагом, вывести украинскую экономику из катастрофы, в которой она оказалась.
Контуры прекращения дальнейшего спада и экономическая стабилизации в Украине очертились лишь в 2000 г. Так, в 2000 г. ВВП по информации президентского доклада возрос на 6%, повышение объемов промышленного производства составляло 12,9%, сельского хозяйства - 9,2%. А такие области, как пищевая, легкая, деревообрабатывающая, которые непосредственно работают для удовлетворения потребностей потребителей, добились 30-35% увеличения продукции.
Исходя из концептуальных положений и основных задач экономической политики, наиболее конкретно и обоснованно правительством Украины были определены основные стратегические задачи экономического и социального развития.
Во-первых, разработка и осуществление такого комплекса мероприятий, который даст, с одной стороны, увеличение ВВП 2001 г не менее чем на 4%, а с другой - создать необходимые предпосылки в 2002-2004 гг. для среднегодовых темпов прироста ВВП на уровне 6-7%. Осуществить эту основную стратегическую задачу намечено в два этапа: первый (2000-2001 гг.) - обеспечить увеличение ВВП в 2000 г. на 1-2%, в 2001 г. на 4%; второй (2002-2004 гг.) - обеспечить увеличение ВВП в среднем за год на 6-7%.
Во-вторых, увеличение интеллектуального потенциала нации и научно-технологические инновации, применение которых существенно изменяет объемы, структуру и качество производства, рыночного спроса и потребления.
В-третьих, осуществление активной аграрной политики, направленной на быстрое преодоление кризисных явлений, обеспечение работы предприятий АПК в рыночных условиях хозяйствования, утверждение Украины в перспективе как государства с высокоэффективным сельским хозяйством на базе широкого использования современных биотехнологий.
В-четвертых, глубокая перестройка социальной сферы. В успешном решении этой стратегической задачи в особенности важным приоритетом на , является осуществление политики доходов и реформирование системы оплаты труда, устранение существующего до сих пор искусственного занижения стоимости рабочей силы, а также очень низкого уровня социальных доходов населения.
С целью решения сложных проблем социальной политики были поставлены задачи обеспечить в 2000-2004 гг. возрастание реальных доходов населения в 1,3-1,4 раза, его продуктивную занятость и создание 1 млн. новых рабочих мест, постепенное повышение минимального уровня трудовых пенсий к границе прожиточного минимума. Для этого предусмотрено осуществлять адресную поддержку незащищенных слоев населения, реформировать пенсионную систему, ускорить развитие жилищного строительства и обеспечения жильем различных слоев населения, улучшить деятельность системы здравоохранения и демографическую ситуацию.
В-пятых, энергетическое обеспечение народного хозяйства и энергосбережение является одним из наиболее энергоемких в Европе. Украина импортирует свыше 41% общего объема потребления топливно-энергетических ресурсов. Вместе с тем эффективность использования этих ресурсов пока что очень низкая, приблизительно в 6 раз меньше, чем в других странах с таким же уровнем доходов и еще низшая по сравнению с странами с развитой экономикой.
В-шестых,
усовершенствование развития внешнеэкономической
сферы народного хозяйства. Внешнеэкономическая
деятельность является одной из самых
важных приоритетных составляющих стратегии
экономического подъема. Она выполняет
особую роль в обеспечении интеграции
экономики Украины в структуру мирового
экономического хозяйства, международного
разделения труда, в ускорении вхождения
экономических, правовых и других украинских
структур в систему международных стандартов,
в частности, стандартов СОТ и ЕС, участия
страны в деятельности международных
экономических, научно-технических и других
учреждений и организаций.
Динамический анализ результатов
Одним из основных признаков догоняющего развития служит резкий рост ВВП. Проанализируем динамику ВВП Украины.
Таблица 1
|