Догоняющее развитие Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:37, реферат

Описание

Целью исследовательского проекта является изучение процесса реформирования экономики на Украине, исследование политики догоняющего развития экономики. Поэтому прежде всего необходимо изучить вопрос об оценке того состояния, в котором находится сегодня экономика Украины.

Работа состоит из  1 файл

Украина Баранов Е.А..docx

— 122.00 Кб (Скачать документ)
млн. грн. грн. процентов к предыдущему  году
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Как видно из таблицы 1 ВВП Украины,  начиная с1996 года постоянно повышался. Только в 2009 году произошел спад из-за кризиса. Таким образом можно сказать, что с точки зрения ВВП Украине удалось встать на путь догоняющего развития. Была выполнена первая задача- увеличение объемов ВВП в 2001 году, более чем на 4%. Такие темпы, будут оказывать содействие выполнению неотложных задач социальной сферы, достижению необходимых сдвигов в повышении уровня жизни населения.

     Теперь  обратимся к компонентам ВВП Украины. Как мы знаем признаком догоняющего развития служит высокая доля инвестиций в ВВП. Обратимся к графику на котором отражена динамика доли инвестиций в ВВП Украины.

     Таблица 2

     

Из графика  видно, что доля инвестиций в страну начиная с 2004 года неуклонно растет. Произошел рост с 20% до 30%. Таким образом доля инвестиций за 4 года увеличилась на 10%, что также свидетельствует об политике догоняющего развития которую проводит Украина.  

Структурные сдвиги в экономике  Украины

 
 

      Украина концентрируется на поставках на международные рынки товаров и услуг (пищевые продукты, руды, металлы, прежде всего черные, транспортные услуги), являющиеся относительно малодинамичными и имеющими тенденцию к уменьшению их доли в глобальной продаже товаров и услуг.

        Отраслевая структура ВВП выглядит  следующим образом:

  • сельское хозяйство: 9,8%
  • промышленность: 32,3%
  • Услуги: 57,9%

Для сравнения  сектор услуг развитых стран составляет 80% от ВВП.

Вместе с тем это рынки, где господствует жесткая ценовая конкуренция и где ценовые преимущества могут очень быстро переходить к другим странам, особенно при применении к какой-либо стране ограничительных, дискриминационных торгово-экономических мер. В то же время чрезвычайно мизерные поставки на высокодинамичные рынки, определяющие перспективы мировой экономики.

 Крайне важно в этой связи направление развития — значительное повышение уровня развития высоких технологий и включение в глобальный высокотехнологичный обмен.

    Отрицательные тенденции, отмечавшиеся в развитии макроструктуры украинской экономики во время перехода к рыночной системе, были обусловлены целым рядом факторов. Среди них проблемы, связанные с неразвитостью институциональной среды рыночной экономики и политической демократии, слабостью институтов гражданского общества.

    Переход к рыночной системе в Украине сопровождается значительными спонтанными сдвигами в отраслевой структуре экономики. Выразительнее всего они проявились в снижении доли отраслей, производящих товары, — с 70,1% в 1990 году до 53,4% в 2000-м и росте доли отраслей, предоставляющих услуги, — с 29,5 до 47,8%. В общем этот процесс перераспределения долей секторов производства товаров и услуг в пользу последних соответствует мировым тенденциям и имеет положительную направленность.

    Огромные  искажения в институциональных основах экономического развития и структуре доходов основных секторов стали благоприятной средой для усиления отрицательных тенденций в развитии отраслевой структуры экономики. Особую обеспокоенность вызывало углубление деформаций в структуре промышленности, ускоренное развитие ее низкотехнологических (за исключением машиностроения) отраслей с применением преимущественно старых технологий путем повышения уровня использования имеющихся мощностей. Так, за период 1990—2000 гг. в структуре производства промышленной продукции возросла доля черной металлургии — с 11,0 до 27,4%, электроэнергетики — с 3,2 до 12,2%, топливной промышленности — с 5,7 до 10,1%. Вместе с тем снизилась доля пищевой промышленности — с 18,6 до 17,4%, легкой промышленности — с 10,8 до 1,6%, а машиностроения и металлообработки — с 30,5 до 13,2%. Однако ситуация в Украине начала улучшаться уже с 2004 года

Таблица 3

Отраслевая структура ВВП Украины, %  

  2004 
год
2005 
год
2006  
год
Сельское  хозяйство 10,79 9,18 7,56
Добывающая  промышленность 3,62 4,06 3,86
Обрабатывающая  промышленность 18,58 19,67 17,9
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 3,59 3,43 3,73
Промышленность, всего 25,79 27,16 25,49
Строительство 4,19 3,7 4,38
Торговля 11,89 12,69 13,05
Транспорт и связь 12,37 10,74 11,09
Образование 4,7 4,7 4,98
Здравоохранение 3,17 3,16 3,26
Услуги, всего 32,13 31,29 32,38
Другие  виды экономической деятельности 19,3 18,3 19,63
Оплата  услуг финпосредников -1,52 -1,67 -2,42
Производство  и услуги, в целом 90,4 88 87,05
Чистый  налог на продукты 9,6 12 12,95
 

    Структура ВВП демонстрирует увеличение доли сектора услуг, что делает украинскую экономику более похожей на экономики развитых стран. Формально доля сектора услуг невелика, к ней нужно добавить так называемые 'другие виды экономической деятельности', объединяющие остальные услуги, и строительство. Таким образом, на сегодняшний день структурное развитие Украины не соответствует принципам догоняющего развития. Это может быть связано с особенностями перехода Украины к рыночной экономике.  Однако, в последнее время наметились тенденции к улучшению данной ситуации и в 2010 году доля услуг составляет уже порядка 57,9%

       Роль государства в условиях экономического реформирования 

     Как известно, в постсоциалистических странах формируется та или иная разновидность современной смешанной модели рыночной экономики. Поскольку это так, то будет весьма значимой роль государства в регулировании национальной экономики. И с этой точки зрения интерес к мировой практике государственного регулирования представляется отнюдь не праздным. Рыночное реформирование осуществляется в этих странах по инициативе сверху и отнюдь не при всеобщей поддержке снизу.

     Важнейшим объектом регулирующей деятельности государства  выступает социальная сфера. Это регулирование уровней и динамики доходов различных слоев населения в целях предотвращения чрезмерной дифференциации этих доходов, поддержки социально уязвимых слоев.

       Значимость экономической роли государства в переходной экономике, тем более в бывшей социалистической, едва ли подлежит сомнению.

     В постсоциалистических странах перед государством стоит беспрецедентная по своей сложности задача, обусловленная особенностями становления в ней рыночной экономики на экономическом пространстве, высвобождаемом плановой административно-командной экономикой.

     Уникальность  перехода от плановой экономики к  рыночной чрезвычайно усложняет выполнение государством традиционных для современной рыночной экономики функций, коль скоро речь идет о сознательном целенаправленном формировании макроэкономической модели рыночного типа.

     Взаимоотношения государства и широких слоев  населения в переходный период — проблема чрезвычайно сложная. Деятельность государства воспринимается отнюдь не однозначно и далеко не всегда положительно. Причин тому множество, в том числе и объективных.

     Экономическая деятельность государства в переходной экономике направлена на формирование товарно-денежных отношений в рамках того или иного типа современной модели рыночной экономики. Такое движение вполне соответствует естественно-историческому процессу развития общества. С этой точки зрения реформаторская деятельность государства, реализующаяся в его экономических функциях, носит прогрессивный характер и в этом смысле вполне соответствует интересам всех слоев населения.

     Экономическая деятельность государства в переходной экономике формируется в условиях резкого сокращения государственного сектора. Институциональные преобразования образуют тот фон, на котором протекает  деятельность государства как субъекта рыночной экономики. Роль государства  при этом не снижается, а преобразуется. Преобразование административно-командной  плановой экономики в рыночную реализуется посредством выполнения весьма разнообразных функций, среди которых и те, что давно уже стали традиционными для развитых стран. Но в переходной экономике и эти функции пронизаны реформаторской направленностью.

     В переходной экономике новая роль государства находится в процессе становления, государство приступает к выполнению своих функций в  чрезвычайно сложных условиях, усугубленных в ряде стран глубоким экономическим кризисом, крайней скудостью государственных финансов, существенно ограничивающих возможности воздействия государства на экономическую жизнь общества.

    Экономика Украины относительно поздно преодолела последствия кризиса, начавшегося  в конце 80-х годов ХХ века. Рост ВВП был зафиксирован лишь к концу 1990-х годов. За это время украинским властям удалось в целом обуздать инфляцию, завершить приватизацию и  переориентировать собственную  промышленность с внутреннего на внешние рынки. Если в 1993 году доля экспорта в структуре ВВП составляла всего 26%, то в 2003-м уже 57,6%.

    Одновременно  Украина смогла стабилизировать  свою финансовую систему: к 2004 году она  имела благоприятный платежный  баланс (положительное сальдо торговли в 2003 году составило 59,4 млн. долларов) и  допустимое соотношение внешнего долга  к ВВП (около 35-40% при критичности  показателя 60%). Эти факторы, а также  начавшийся с 2001 года экономический  бум, содействовали резкому притоку  прямых иностранных инвестиций (1,4 млрд. долларов в 2003 году, 0,7 млрд. долларов в 2002г.).

    Однако 2005 год ознаменовался для экономики  Украины снижением темпов роста  ВВП (2,6% против 12,1% в 2004 году). Во многом такие результаты стали следствием ошибок правительства Ю. Тимошенко (в первую очередь, политики реприватизации), но фактически рост экономики стал замедляться задолго до смены власти. Реприватизационная политика в первой половине 2005 года и упразднение налоговых льгот для свободных экономических зон и некоторых секторов отобразились на инвестиционной динамике. В частности, по итогам года валовое накопление капитала сократилось на 4%. Однако эффект от упразднения льгот, несмотря на плохие статистические показатели по инвестициям, оказался позитивным: были восстановлены равные условия для экономических агентов и разрушены разного рода теневые схемы.

    В 2006 и 2007 годах темпы роста экономики  оставались на уровне 7,3%. А расширение потребительского кредитования увеличило  темпы роста потребления – с 14,4% в 2006 году до 17,0% в 2007. Продолжился и рост инвестиционной активности: валовое накопление капитала в 2007 году возросло на 21,9% (16,8% в 2006 году). Потребительский бум в экономике в основном сказался на росте импорта, а вот увеличение инвестиций и рост внешнего спроса на продукцию машиностроения привел к оживлению в национальной промышленности.

    2008 год ознаменовался мировым финансово-экономическим  кризисом. Рост ВВП замедлился. Даже несмотря на продолжающийся потребительский бум сохранилась тенденция к снижению роста экономики в целом. Главными факторами снижения темпов роста ВВП стали увеличение импорта товаров при замедлении роста инвестиций, а также торможение роста экспорта.

    Заключение

     Сегодня экономика Украины является переходной экономикой. Распад СССР и экономический кризис вынудил Украину проводить радикальные экономические реформы. Однако начавшийся демонтаж командно-административной системы управления и внедрение экономических регуляторов воздействия на производственный процесс в условиях сохранения механизма централизованного установления цен вели экономику не к рынку, а к усилению кризисных явлений. Контуры прекращения дальнейшего спада и экономическая стабилизации в Украине очертились лишь в 2000 г..

     Переход к политике догоняющего развития произошел в начале 2000-х годов. Произошел резкий рост ВВП, произошли  структурные сдвиги в отраслях, произошел  рост доли инвестиций в ВВП, институциональная перестройка. Однако данным процессам мешали кризис и развал СССР.

     В постсоциалистических странах формируется та или иная разновидность современной смешанной модели рыночной экономики. Поскольку это так, то будет весьма значимой роль государства в регулировании национальной экономики.

     Экономика Украины относительно поздно преодолела последствия кризиса, начавшегося  в конце 80-х годов ХХ века. Рост ВВП был зафиксирован лишь к концу 1990-х годов. За это время украинским властям удалось в целом обуздать инфляцию, завершить приватизацию и  переориентировать собственную  промышленность с внутреннего на внешние рынки.

     Однако 2005 год ознаменовался для экономики  Украины снижением темпов роста  ВВП (2,6% против 12,1% в 2004 году). Во многом такие результаты стали следствием ошибок правительства Ю. Тимошенко (в первую очередь, политики реприватизации), но фактически рост экономики стал замедляться задолго до смены власти.

Информация о работе Догоняющее развитие Украины