Доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание

Последние исследования показывают, что существует взаимосвязь между такими показателями, как уровень бедности, рост безработицы, неравенство доходов и т.д. и темпом падения ожидаемой продолжительности жизни и государство должно регулировать эти показатели для процветания своего народа и избежания различных кризисов. В связи с Мировым кризисом, который продолжается до сих пор, в Республики Беларусь доходы населения растут очень медленно, по сравнению с ростом цен и других расходов населения, что ухудшает социально-экономическую обстановку в нашей стране и сегодня тема повышения доходов населения как никогда актуальна.

Содержание

Введение
1_Доходы населения: понятие, виды и источники формирования
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность
3_Государственное перераспределение доходов. Система социальной защиты
4 Доходы населения Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  2 файла

Доходы населения.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Рисунок 1 - Кривая Лоренца

                                  Примечание - Источник: [7, с. 427]

 

Индекс Джини показывает, какую долю площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини, равный нулю про­центов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об «абсолютном неравенстве». По­скольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни абсо­лютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше ста процентов, и чем больше его значение, тем выше нера­венство в распределении доходов в стране.

Более простым способом определения неравенства в доходах населе­ния является определение соотношения в доходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, например, между «верхней» и «ниж­ней» квинтильными группами населения или домохозяйств.


2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность

 

 

Чрезмерное неравенство в доходах может угрожать политической стабиль­ности в стране. Когда большое число людей не удовлетворено своим положени­ем в обществе, труднодостижимы политические компромиссы между богатыми и бедными. Политическая нестабильность наносит огромный ущерб перспективам экономического развития страны, увеличивая риск инвестирования в экономику страны, отпугивая потенциальных инвесторов. [10, с. 253]

Высокий уровень неравенства в доходах ограничивает возможности применения важнейших рыночных методов регулирования экономики, таких, как повышение цен или обложение налогами и штрафами. Например, суще­ственное повышение коммунальных платежей могло бы стать решающим способом повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства, однако в условиях острого неравенства доходов такие меры могут привести к неприемлемым лишениям среди беднейших слоев населения.

Чрезмерное неравенство в доходах может также отрицательно сказы­ваться на моральных нормах поведения участников экономических процессов, препятствовать возникновению отношений доверия и приверженности выпол­нению принятых на себя обязательств. В результате существенно затрудняется всякая деловая активность.

С другой стороны, из опыта СССР известно, что слишком равномерное распределение доходов отрицательно влияет на эффективность экономики. Минимальные различия в доходах (при искусственно выравненных уровнях оплаты труда разной сложности) не создают достаточных материальных сти­мулов к активному участию людей в экономической деятельности, к добросо­вестному труду.

Чрезмерное неравенство в доходах отрицательно влияет также на каче­ство жизни людей, обусловливает относительно большую долю бедняков в со­ставе населения страны.

Бедность - это обусловленное низким уровнем дохода недопустимое лишение необходимых материальных благ.

Представление о величине дохода, ниже которого начинается бедность, в разных странах очень различно. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности, или порога бедности.

В целях проведения международных сравнений используется так назы­ваемая международная черта бедности по доходам, которая Мировым бан­ком установлена на уровне реального дохода чуть больше одного доллара на человека в день. С помощью этого условного инструмента было подсчитано, что из 6 миллиардов человек, живших на Земле в конце XX века, почти по­ловина жили менее чем на 2 доллара в день, в том числе около одной пятой части - менее чем на 1 доллар в день.

Относительная бедность - отсутствие достаточного дохода по сравне­нию с другими членами общества, например, по сравнению со средним уров­нем дохода по стране или с тем уровнем благосостояния, которое семья, груп­па, гражданин имели в прошлом.

Субъективная бедность - оценка человеком своего благосостояния с точки зрения того, насколько имеющийся доход позволяет ему и его семье жить достойно.

Признаками бедности считаются низкое качество питания и жилищных условий. «Бедность по доходу» в большинстве случаев сопровождается также низкими показателями состояния здоровья и образования, так называемой «бедностью человеческого потенциала». Таким образом, бедность - это край­няя степень ограничения возможностей человека вести достойный, принятый в данном обществе и желательный для человека образ жизни.

Следовательно, бедность следует рассматривать в двух измерениях: с точки зрения доходов (бедность как производная недостаточных доходов) и с точки зрения возможностей (бедность как производная недостаточных воз­можностей).

В мировой практике известно несколько методов определения бедности:

1) нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального по­требительского набора, например, минимальной потребительской корзины); [2, с. 127]

2) статистический, когда в качестве бедных рассматривается какая-то часть (например, первые 10-15 %) населения в общем ряду распределения его по размерам получаемых душевых доходов;

3) стратификационный, когда к бедным относятся люди априорно огра­жденные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);

4) эвристический, определяющий, исходя из оценок общественного мне­ния или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни:

5) экономический, определяющий категорию бедных исходя из возмож­ностей государства в поддержании их материальной обеспеченности.

Для целей социальной политики (помимо официального национального порога бедности) нередко устанавливается еще и критерий нуждаемости, под которым понимается тот минимальный уровень доходов, который дает право на получение в той или иной форме государственной поддержки (пособий, льгот, помощи в натуральной форме и т.д.).

Официальный порог бедности и критерий нуждаемости, как правило, не совпадают. Критерий нуждаемости должен быть гибким показателем и ре­гулярно пересматриваться, как с целью не допустить снижения мотивации труда, так и исходя из реальных финансовых возможностей страны. В поли­тическом смысле ужесточение критерия нуждаемости - одна из самых непо­пулярных мер.


3 Государственное перераспределение доходов. Система социальной защиты

 

 

Один из "провалов" рынка проявляется в том, что рынок не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную за­щиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства госу­дарства в сферу распределения доходов и формирования соответствую­щей системы социального обеспечения нуждающихся. [7, с. 434]

Распределение доходов в обществе осуще­ствляется на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение доходов — результат их перераспределения, которое, в свою очередь, осуществляется государством. Средства, поступающие от государства в распоряжение домашних хозяйств, изменяют объем душевого дохода в за­висимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Через перераспределение до­ходов государство вовлекается в широкомасштабную деятельность по осуществлению социальных функций.

Основной инструмент перераспределения доходов — государственный бюджет. Система государственного бюджета включает сбор налогов, осу­ществление трансфертных платежей (в денежной и натуральной формах), формирование механизма социального обеспечения и страхования и т. д.

Идея перераспределения доходов родилась вследствие того, что одним людям достается слишком мало, а другим — слишком много средств существования. При этом сторонники этой идеи исходят из того, что для богатых расставание с частью дохода — не столь чувствительный акт, как ее приобретение для бедных. Иначе говоря, для богатого определенная потеря дохода будет значить меньше, чем соответствующий прирост до­хода для бедного.

Такой вывод имеет научное объяснение и основывается на теории убы­вающей предельной полезности, в соответствии с которой в процессе об­мена каждая сторона отказывается от "последних" дачей товара, которого у него много, чтобы приобрести "первые" доли товара, которого у нее нет. В этом случае обмен максимизирует общую степень удовлетворенности (полезности) индивидов.

Данная теория, появившаяся в XIX в. и относящаяся к экономическим благам, со временем была распространена и на доходы. Одним из авторов убывающей полезности дохода был А. Пигу, который писал: "Очевидно, что любое перемещение доходов от относительно богатого человека к относительно бедному... должно увеличить общую сумму удовлетворен­ности, поскольку это обеспечивает удовлетворение более насущных по­требностей за счет менее насущных". Другой сторонник этой концепции, А. Лернер, отмечал; "Общая удовлетворенность максимизируется таким распределением доходов, которое уравнивает предельные полезности до­ходов всех членов общества". Однако в этих двух высказываниях есть свои нюансы. Утверждение А. Пигу означает, что передача 10 долл. из одних рук в другие оправданна, если новому владельцу эта сумма принесет больше пользы, чем предыдущему. Сказанное же А. Тернером необходи­мо понимать таким образом, что доходы хорошо распределены, если по­теря 10 долл. будет одинаково переживаться всеми членами общества. Отсюда нетрудно сделать вывод о том, что общая удовлетворенность максимизируется при равномерном распределении доходов. [7, с. 436]

Однако у сторонников государственного перераспределения доходов и их теоретиков есть немало оппонентов. Они полагают, что распростра­нение теории убывающей полезности на доходы неоправданно, потому что применение маржиналистских подходов в этой сфере подразумевает сравнение степеней удовлетворенности разных людей. Между тем удовле­творенность разных людей неодинакова, их вкусы и образ жизни нельзя мерить одной меркой. В демократическом обществе те, кто располагает большим доходом, как правило, прилагают больше усилий к тому, чтобы его иметь для удовлетворения более высоких потребностей (например, купить хороший автомобиль, построить загородный дом, совершить зару­бежное путешествие). Однако есть немало людей, которые довольствуются не слишком высоким уровнем дохода и не испытывают особого дискомфорта от этого. У таких людей всегда есть выбор, который предоставляет возможность иметь больший или меньший доход, зависящий в значитель­ной мере от их индивидуальных усилий (если исключить инвалидов, боль­ных, стариков).

Разумеется, тот факт, что распределение в рыночной экономике вытекает из вклада, который одни участники рынка вносят в благосостояние других, вовсе не означает, что это единственный критерий распределения. По большому счету рыночное распределение — результат игры, в которой переплетаются вклад, удача и случай. Как отмечал Ф. Хайек. рыночный процесс - "это соревнование, проходящее по правилам, исход которого решает умение игроков, их силы, но также и случай. Это игра, в которой побеждает не только умелый, но и удачливый". Результат этой игры до известных пределов обществу приходится принимать как данность.

Неравномерное распределение доходов не является само по себе несправедливым. Давая ему оценку, экономисты предлагают выяснить вопрос о причинах возникновения этого неравенства и различать нера­венство возможностей и неравенство результатов. Общество должно предоставить всем гражданам одинаковые возможности для реализации их способностей, а это, прежде всего проблема производства. [16, с. 382]

Если руководствоваться справедливостью лишь в процессе распределе­ния, то необходимо иметь в виду, что любое перераспределение дохода, преследующее максимизацию обшей полезности в текущем периоде, неиз­бежно ведет к снижению дохода и обшей полезности в последующем. Это связано с тем, что перераспределение снижает заинтересованность в ин­тенсивной деятельности у тех слоев, которым приходится отдавать часть своего дохода, и не повышает ее у тех, кому оказывается поддержка. В ре­зультате часть дохода общества теряется. По расчетам А. Оукена утечка через "дыры худого ведра перераспределения" составляет более 70% дохо­да. Эти "дыры" неизбежны во всяком перераспределении и возникают как следствие подрыва стимулов к деловой активности и роста администра­тивных расходов на осуществление программ поддержания доходов.

К сказанному следует добавить, что перераспределение дохода вызывает большие изменения в экономической деятельности: спрос на одни товары и услуги возрастает, а на другие — снижается или исчезает вовсе. По­скольку в рыночной экономике трудовые усилия и ресурсы направляются туда, где они лучше используются и вознаграждаются, общество имеет возможность производить высококачественные товары и услуги, спрос на которые предъявляют главным образом зажиточные слои.

Нельзя также забывать, что многие из широкодоступных сегодня благ были когда-то предметами роскоши и продавались только благодаря тому, что немногие люди хотели приобрести их по высоким ценам и имели такую возможность. К таким благам можно отнести специи, газеты, авто­мобили и др. Нетрудно предположить, каким бы сейчас было экономиче­ское развитие США, Японии, многих западноевропейских стран, если бы их хозяйственные системы ориентировались главным образом на выпуск товаров массового спроса для большинства в ущерб разнообразию това­ров для меньшинства. К сожалению, реальная действительность дает не­мало примеров подобного хозяйствования, одним из которых был опыт бывшего СССР. Напротив, опыт развитых стран показывает, что рост благосостояния их граждан, имеющаяся у них возможность потреблять многие высококачественные товары (от продуктов питания и одежды до жилья и отдыха) были связаны не с уравнительным распределением, а с неравенст­вом в распределении доходов.

Образец титульника.doc

— 23.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Доходы населения