Доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание

Последние исследования показывают, что существует взаимосвязь между такими показателями, как уровень бедности, рост безработицы, неравенство доходов и т.д. и темпом падения ожидаемой продолжительности жизни и государство должно регулировать эти показатели для процветания своего народа и избежания различных кризисов. В связи с Мировым кризисом, который продолжается до сих пор, в Республики Беларусь доходы населения растут очень медленно, по сравнению с ростом цен и других расходов населения, что ухудшает социально-экономическую обстановку в нашей стране и сегодня тема повышения доходов населения как никогда актуальна.

Содержание

Введение
1_Доходы населения: понятие, виды и источники формирования
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность
3_Государственное перераспределение доходов. Система социальной защиты
4 Доходы населения Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  2 файла

Доходы населения.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Рассматривая эту проблему, Б. де Жувенель обращает внимание на взаи­мосвязь между распределением покупательной способности и прогрессом. "Опыт показывает, — пишет он, — что прогресс сдерживается в тех слу­чаях, когда неравенство чрезмерно наследуется, а также когда шкала до­ходов имеет разрывы. Но он также сдерживается, когда равенство дости­гается насильственными мерами. Видимо, существует оптимальное для целей прогресса распределение потребительской способности".

Реальная жизнь, однако, требует активного участия государства в пере­распределении доходов и поддержании их на определенном уровне. В стра­нах с развитой рыночной экономикой постепенно сформировалась раз­ветвленная система социального обеспечения граждан, на которое уходят значительные средства. Социальные государственные расходы, как пра­вило, составляют от 10-15 до 24-30% ВВП. В большинстве стран соци­альная политика реализуется посредством разного рода программ, среди которых типичными являются: [1, с. 494]

1. Программы социального страхования.

2. Программы государственной помощи.

Программы социального страхования являются формой социальной зашиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспо­собности и доходов. Особенность социального страхования — его финан­сирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целе­вых взносов работодателей и работников при поддержке государства. В России система социального страхования состоит из двух частей. Пер­вая призвана обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий; вторая гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имеющих ее.

Социальное страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное. Обязательное социальное страхование — особая разновид­ность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целе­вые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств госбюджета.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллек­тивной самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства. Его отличительными чертами являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная за­висимость страховых выплат от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтер­натива, а как дополнение к обязательному страхованию.

Источниками финансирования социальных фондов служат:

а) страховые взносы застрахованных;

б) страховые взносы предпринимателей;

в) субсидии государства.

Взносы застрахованных представляют собой прямой целевой налог, ставка которого в большинстве стран устанавливается в процентах к вало­вому заработку независимо от величины дохода. Взносы с работодателей взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы фирмы, а к заранее установленной максимальной валовой заработной плате. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмеща­ются ими в виде повышения цен на товары и производимые услуги.

Использование средств социального страхования осуществляется в форме денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Основной формой являются денежные выплаты: пенсии и пособия. Пен­сии представляют собой гарантированную денежную выплату для обеспе­чения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособ­ности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности. Различают страховые (трудовые) и социальные пенсии. К первым относятся пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; вторые выплачиваются гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Право на государственную страховую пенсию приобретают лица при наличии у них определенного трудового стажа и при условии уплаты соответствующими предприятиями и организациями страховых взносов в государственный Пенсионный фонд. Размер пенсий, как правило, соизме­ряется с прошлым заработком и устанавливается в процентах к нему на общих или льготных основаниях.

Социальные пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию. Размеры пенсий определя­ются по категориям получателей в процентах к минимальной пенсии по возрасту. [7, с. 439]

Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве в работе (по уходу за ребенком после его рождения, по времен­ной нетрудоспособности, по беременности и родам), а также для компенса­ции дополнительных расходов, возникающих в определенных случаях (при рождении ребенка, в случае смерти работника или члена его семьи).

Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает по­собие по безработице, которое выплачивается за счет государственных фондов занятости и негосударственных фондов страхования от безработицы. Основное назначение этого пособия — не допустить резкого падения до­ходов работников, оказавшихся временно незанятыми.

Финансирование услуг через социальное страхование предусматривает в первую очередь оказание материальной поддержки учреждениям здраво­охранения для восстановления трудоспособности граждан и проведения оздоровительно-профилактических мероприятий (оплата лечебно-профи­лактической помощи, содержание домов-интернатов, покрытие затрат на организацию лечения и отдыха престарелых и инвалидов, их трудовое устройство и др.). Существование льгот связано с получением отдельными группами населения конкретного материального блага или услуги, которое дает возможность увеличения их потребительских возможностей.

Программы государственной помощи, или благотворительные про­граммы, существуют во многих странах. Их назначение — обеспечивать пособиями тех, кто сам не в состоянии заработать, или тех, кто имеет ма­леньких детей. Эти программы финансируются большей частью за счет правительственных средств, а их источником служат налоговые поступ­ления. В рамках таких программ предоставляются дополнительные посо­бия малоимущим, осуществляется помощь семьям с детьми-иждивенцами, выдаются продовольственные талоны, оказывается специальная медицин­ская помощь. В некоторых странах предоставляются налоговые кредиты на заработанный доход, по которым работающим, но низкооплачиваемым семьям с детьми сокращается размер подоходного налога или предостав­ляются наличные средства, если выплаченные ими налоги превышают их налоговую задолженность с учетом льгот.

 

 

 

4 Доходы населения Республики Беларусь

 

 

Главным вектором социально-экономического развития белорусского государства является повышение общественного благосостояния, улучшение уровня и качества жизни населения. [5]

Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.

В данной связи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.

Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.

В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Это ниже критически допустимого уровня дифференциации доходов, используемого в мировой практике (в 10 раз). [5]

Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции данный показатель составляет 5-7 раз, Казахстане - 7,4, Украине - 8,7, в России - 16,8 раза.

В 1990-е - начале 2000-х годов первостепенной задачей политики доходов было преодоление малообеспеченности в стране. Для ее решения государство осознанно шло на форсированный рост основных доходов населения по сравнению с ростом производства.

Так, при росте в 2001-2008 гг. валового внутреннего продукта в 1,9 раза реальные денежные доходы населения возросли в 2,7 раза, в том числе реальная заработная плата - в 2,9  реальный размер пенсии - в 2,7 раза.

За аналогичный период реальные денежные доходы граждан в России выросли в 2,1 раза, в Казахстане - в 2,3, в Украине - в 3 раза.

По темпам роста денежных доходов населения Беларусь в 2008 году опередила Россию и Казахстан. В прошлом году реальные денежные доходы населения Беларуси увеличились по сравнению с 2007 годом на 12,7%. Для сравнения: в Российской Федерации, по предварительным данным, за 2008 год реальные денежные доходы населения увеличились на 5%, в Казахстане - на 3,3%. [3]

Рост денежных доходов населения в прошлом году наблюдался во всех регионах Беларуси. А наиболее высокие темпы их роста отмечены в Минской области (121,6%), наиболее низкие - в столице (108,3%).

В последние годы повышение денежных доходов населения республики осуществляется в более тесной увязке с ростом экономики, повышением ее эффективности. [5]

В январе-апреле 2009 года денежные доходы населения республики возросли на 21,3% и составили 27 трлн. рублей при росте потребительских цен на товары и услуги на 15,2%. В результате реальные доходы граждан (т. е. скорректированные на инфляцию) увеличились на 5,3%. В расчете на душу населения денежные доходы составили 698 тыс. руб. в месяц и увеличились по сравнению с январем - апрелем 2008 г. в реальном выражении на 5,5%.

Снижение темпов роста денежных доходов населения, в том числе и заработной платы, является общемировой тенденцией. Так, по данным Международной организации труда, в мире в период с 2001 по 2007 год увеличение реальной средней заработной платы составляло не более 1,9% в год. При этом в развитых странах заработная плата возрастала в среднем на 0,9% в год, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна - на 0,3%, Азии - на 1,7%.

В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами:

1) создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;

2) обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе-апреле 2009г. составил 76,7%. [15]

В ценах июня 2009г среднедушевой минимальный потребительский бюджет для семьи из четырех человек составил 387,92 тыс. руб., а бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения - 249,41 тыс. руб.

Далее следуют: прочие доходы, поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход и другие - 20,6%, что в первом полугодии 2008 г составило 19,7%; трансферты населению, пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению - 20,4 %, а в 2008 году - 20,9 %; доходы от собственности, проценты по депозитам, дивиденды и пр. - 2,7 % против 1,9 в прошлом году. [4]

Главная составляющая доходов населения - заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.

Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.

При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством. [5]

Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.

Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).

Образец титульника.doc

— 23.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Доходы населения