Доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение источников, видов доходов населения, их динамики в Республике Беларусь, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к данной проблеме.
В рамках достижения поставленной мною цели для решения были выделены следующие задачи:
Определить источники и структуру доходов населения.
Раскрыть и проанализировать причины дифференциации доходов населения.
Рассмотреть динамику доходов населения в Республике Беларусь.
Определить темп роста доходов населения в нашей стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........5
1 Общая характеристика доходов населения………………..………....……..……6
1.1 Сущность, виды и методы оценки доходов населения………………………..6
1.2 Источники доходов ……………………………………………………………..8
2 Дифференциация доходов. ………………………………………………….......12
2.1 Измерение степени дифференциации: коэффициент фондов, децильный коэффициент, индекс Джини………………………………………………………12
2.2 Бедность и ее причины…………………………………………………………16
3 Динамика доходов населения в Республике Беларусь…………………………22
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемых источников………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Макра Доходы населения.docx

— 299.08 Кб (Скачать документ)

 

Примечание - Источник: [9, с. 166]

 

Ни одной экономической  системе не удалось ликвидировать  неравенства доходов и богатства  семей. Поскольку способности у  людей различны, их труд имеет разную ценность, что влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, т.е. различие в доходах.

Неравенство доходов  и богатства может достигать  огромных масштабов и создавать  угрозу для политической и экономической  стабильности в стране. Поэтому практически  все развитые страны мира постоянно  осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики. Для решения этой задачи существует метод, названный в честь его создателя - «метод построения кривой Лоренца» (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 - кривая Лоренца

Примечание - Источник: [10, с. 750]

 

Эта кривая позволяет  увидеть, насколько реальное распределение  доходов страны между семьями  отличается от абсолютного равенства  и абсолютного неравенства. Для  ее построения нужны данные о том, какая часть семей получила ту или иную долю общего дохода страны.

«Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» — на оси  ординат. Теоретическая возможность  абсолютного равного распределения  дохода представлена биссектрисой, она  указывается на то, что любой данный процент семей получает соответствующий  процент дохода. Это значит, что  если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % - 40 %, а                 60 % - 60 % и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Кривую Лоренца  можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные  периоды времени, или в различных  странах, или между различными группами, принимая во внимание доходы до и после  вычета налогов и трансфертные платежи.

Степень социального  расслоения определяется посредством  расчета ряда коэффициентов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов (Кg), - это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения и 10 %  наименее обеспеченного:

 

                                                    Кg= d10 / d1 ,                                                         (2) 

 

где    d10 – средние доходы  10 % наиболее богатого населения, р.;

             d1 – средние доходы 10 % наименее обеспеченного населения, р.  

                               

Чем выше коэффициент  фондов, тем больше неравенство в  доходах и выше степень дифференциации населения.

В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда  как в соседних странах – России, Украине, Литве и Польше – соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8. [11, с. 288]

Для оценки дифференциации доходов широко используется децильный коэффициент. Он выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и наименее обеспеченных граждан. Мировая практика показывает, что предельно критическое соотношение 10 % самых богатых и 10 % самых бедных групп населения не должно превышать отношения 10:1.

Количественно степень  неравенства в распределении  доходов можно вычислить с  помощью индекса Джини, выведенного  итальянским статистиком К. Джини (1884 — 1965). Этот индекс позволяет оценивать  неравенство в распределении  общего фонда денежных доходов (потребления) в обществе (между людьми и домохозяйствами). В отличие от коэффициента дифференциации этот показатель рассчитывают не путем  сравнения денежных доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения, а на основе удельных весов доходов, имеющихся у отдельных групп  населения в совокупном объеме денежных доходов. Данный показатель изменяется в границах от 0 до 100: чем равномернее  распределение общего объема доходов, тем меньше индекс Джини (ближе к 0). И наоборот, чем выше величина индекса Джини (ближе к 100), тем  меньше доля национального дохода сосредоточена  у бедных слоев населения. [12, с. 52]

 

 

2.2 Бедность и ее причины

 

С неравенством доходов  связана проблема бедности. Существует несколько подходов к ее оценке: определяются потребности, необходимые  для сохранения жизни; учитываются  не только физические, но и социально-культурные потребности, порождаемые конкретными  условиями развития данного общества; определяется минимум физических и общественных потребностей; используются опросы населения. К бедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по не зависящим от них причинам ниже установленных в обществе границ прожиточного минимума. В некоторых странах "порог бедности" составляет 40 — 60 % от уровня среднего дохода взрослого человека.

По мировым  стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10 % . Изменения уровня прожиточного минимума в Беларуси представлены в  таблице 2. Из таблицы видно, что с  каждым годом его уровень увеличивается.

 

Таблица 2 - Бюджет прожиточного минимума (в  среднем на душу населения; рублей в  месяц).

 

 

Все население

В том числе по социально-демографическим  группам населения

Период

 

Трудо-способное население

Пенсионеры

Дети в

возрасте до 3 лет

Дети в возрасте от 3 до 16 лет

2007 г.

         

I квартал

179100

197690

158640

151830

207550

II квартал

185360

203770

162110

158070

220420

III квартал

185670

206160

165400

157890

219080

IV квартал

200080

221420

176650

168900

234810

2008 г.

         

I квартал

209680

231160

184910

179650

248830

II квартал

224700

246210

196080

190660

266310

III квартал

223660

245270

195780

191470

265100

IV квартал

234370

256550

204370

200130

278110

2009 г.

         

I квартал

243 570

261 320

219 140

215 160

297 070

II квартал

249 410

266 070

222 920

222 450

306 240

III квартал

250 070

266 330

223 250

223 060

305 910

IV квартал

255 220

271 450

227 380

227 430

312 070

2010 г.

         

I квартал

266 230

284 860

238 380

237 410

325 980

II квартал

274 510

293 880

245 310

245 860

336 860

III квартал

283 050

302 490

252 230

251 830

345 380

IV квартал

296 870

324 550

262 210

262 040

361 310


 

Примечание - Источник: [9, с. 165]

 

К малообеспеченным принадлежат такие социально уязвимые группы населения, как молодежь, женщины, имеющие детей, пенсионеры, лица, занятые на низкооплачиваемой работе или работающие неполный рабочий день. Экономические, правовые и организационные меры государства в отношении этих категорий граждан направлены на обеспечение их прожиточного минимума.

Для определения бедности разработан такой показатель, как черта бедности, отражающий доход, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимальный уровень жизни.

    Западные специалисты высказывают  различные точки зрения по  поводу мер борьбы с бедностью.  Одни полагают, что программы  по борьбе с бедностью следует  расширять; другие полагают, что  их необходимо сокращать, ибо  подобные программы носят дестимулирующий эффект и усиливают напряженность государственного бюджета. В этом отношении важное значение имеет хорошо налаженная система поддержания уровня доходов. В США она состоит из двух видов программ: программы социального страхования, частично возмещающего потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей; программы государственной помощи, или благотворительные программы, предоставляющие помощь тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имея детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений и считаются государственными благотворительными программами.

    В Республике Беларусь также складывается хорошо налаженная система социальной защиты бедных слоев населения создание адресной системы социальной защиты; упорядочение льгот, надбавок, доплат, выплачиваемых за счет средств предприятии и организаций; уточнение стоимости "потребительской корзины" с учетом динамики цен, реформы оплаты труда и мировой практики; регулярный пересмотр минимальной заработной платы; совершенствование оплаты труда; определение критериев отнесения граждан к малоимущим группам населения; разработка механизма выявления, учета малоимущих граждан, находящихся по объективным причинам за чертой бедности, и т.д.

С проблемой  дифференциации доходов связана  и мотивация труда. В литературе различают разные классы мотивов. Так, выделяют физиологические мотивы (потребности в еде, тепле и т.п.); мотивы безопасности, связанные с желанием людей удовлетворить потребности в стабильности своего существования; мотивы принадлежности и причастности (потребности человека в дружественных отношениях, причастности к коллективу и т.д.); мотивы признания и самоутверждения (желание людей быть компетентными, уверенными в себе и т.д.); мотивы самовыражения (стремление человека к более полному использованию своих знаний, способностей).

В развитых странах  имеется положительный опыт мотивации  труда. За последние годы в США, Европе, Японии стали популярными социальные (групповые) проекты организации  труда, существенно стимулирующие  интерес к нему.

 

По мнению экономистов, дифференциация номинальных доходов, поступающих в семьи трудящихся с переходом к рыночным отношениям, будет возрастать. Необходимо, чтобы  сдвиги в дифференциации номинальных  доходов, которыми располагают семьи  трудящихся, строго соответствовали  динамике и структуре реальных доходов. Это достигается, во-первых, путем насыщения потребительского рынка, установления соответствия между денежными доходами, с одной стороны, и товарами и услугами — с другой; во-вторых, в результате обеспечения единой покупательной способности денежных доходов всех социальных групп населения; в-третьих, за счет устранения необоснованного перераспределения реальных доходов между отдельными группами населения, особенно через систему коммерческих рынков.[12, c. 50]

Опыт  стран с развитой рыночной экономикой показывает, что независимо от особенностей различных стран рациональное распределение  должно осуществляться не через уравнение  доходов, а через такую дифференциацию, которая бы вызывала к жизни высокие  стимулы к росту эффективности  труда. Необходимость сохранения стимулов для производства продукции и  дохода и обеспечения на этой основе эффективности функционирования экономики  выступает основным аргументом в  пользу усиления дифференциации доходов  населения.

И все-таки следует отметить низкий уровень  средней заработной платы у нас  в стране. Существовала задача довести  ее в 2010 г. до 500 дол. США в месяц. План был выполнен, однако это не значит, что уровень вырос достаточно. Величина оплаты труда за 2010 г. в ведущих странах ЕС была выше в 10 и более раз, и даже в государствах, недавно вступивших в сообщество (Польша, Литва, Латвия, Эстония), она выше в 2 — 3 раза. При относительно небольшом различии в розничных ценах на товары и оказываемые услуги это обусловливает более низкий уровень жизни населения в Республике Беларусь.[12, c. 47]

Причин такой  ситуации много. Некоторые из них  имеют как объективный характер, так и во многом обусловлены проводимой политикой в области регулирования заработной платы. Рассмотрим наиболее значимые.

  1. Придание приоритетной роли в экономическом развитии материальным, топливно-энергетическим ресурсам, средствам производства, изделиям оборонного назначения, другим предметам материального характера. Человеческий фактор рассматривался как менее существенный, не требующий особого внимания при формировании и функционировании. Удельный вес расходов в себестоимости продукции, связанных с человеческим капиталом в СССР, составлял не более 20 % от их общей величины. Предметы потребления выпускались по остаточному принципу. Однако и такой относительно небольшой объем не удовлетворял ограниченный покупательный фонд населения, что приводило к постоянному дефициту товаров, процветанию коррупции и т.д. Между тем величина расходов на оплату труда для достижения равновесия между спросом и предложением товаров по всей цепочке технологического процесса с учетом кооперации производства теоретически должна составлять в среднем 50 %, что и имеет место в большинстве развитых государств мира. Такое же положение с расходами на человеческие ресурсы сохраняется и в Республике Беларусь, оно даже усугубилось в 90-х гг. прошлого столетия, когда в условиях высокой инфляции органами государственного управления проводилась политика по ограничению уровня зарплаты, рост которой, скорее всего, ошибочно считался главной причиной инфляции. Сложившееся неблагоприятное соотношение между элементами в структуре национальной экономики в своей основе обусловливает существенное снижение доходов, а следовательно, и уровня жизни населения по сравнению с другими государствами.
  2. Низкий уровень оплаты труда не стимулирует научно-технический прогресс — основной фактор развития, поскольку нанимателям целесообразнее экономически содержать дополнительную численность, чем осуществлять внедрение современных технологий, проводить научные разработки и т.д. Это в существенной мере уменьшает конкурентоспособность производимой продукции, которая, к тому же, нередко реализуется на внешних рынках по заниженным ценам. Излишняя численность работающих, ограниченное поступление средств от внешнеэкономической деятельности также являются существенными факторами уменьшения доходов персонала;
  3. Сохранение чрезмерной роли органов государственного управления в регулировании оплаты труда, в том числе:

Информация о работе Доходы населения