Доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение источников, видов доходов населения, их динамики в Республике Беларусь, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к данной проблеме.
В рамках достижения поставленной мною цели для решения были выделены следующие задачи:
Определить источники и структуру доходов населения.
Раскрыть и проанализировать причины дифференциации доходов населения.
Рассмотреть динамику доходов населения в Республике Беларусь.
Определить темп роста доходов населения в нашей стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........5
1 Общая характеристика доходов населения………………..………....……..……6
1.1 Сущность, виды и методы оценки доходов населения………………………..6
1.2 Источники доходов ……………………………………………………………..8
2 Дифференциация доходов. ………………………………………………….......12
2.1 Измерение степени дифференциации: коэффициент фондов, децильный коэффициент, индекс Джини………………………………………………………12
2.2 Бедность и ее причины…………………………………………………………16
3 Динамика доходов населения в Республике Беларусь…………………………22
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемых источников………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Макра Доходы населения.docx

— 299.08 Кб (Скачать документ)

а) ограничение уровня оплаты труда руководителей, введение прогрессивной 
шкалы подоходного налога и ряда других требований, направленных на 
сужение самостоятельности, заинтересованности и возможности 
хозяйствующих субъектов по регулированию заработной платы;

б) непомерно большие расходы бюджетных средств на финансирование 
сферы обслуживания населения, других организаций и учреждений (жилищно- 
коммунальное хозяйство, силовые структуры, образование и др.), что не 
позволяет выплачивать данному персоналу достойный размер заработной 
платы;

в) придание единой тарифной сетке ведущего регулятора организации 
оплаты труда, что привело к "уравниловке" между стоимостью высоко- и 
малоквалифицированного труда, занятостью по отраслям экономики, снижению материальной заинтересованности в построении экономики знаний.

4. Неоднозначная  роль показателя "производительность  труда", когда, исходя из темпов  ее прироста, делается заключение  и об уровне оплаты труда.  При исчислении производительности  труда в натуральной или трудовой  форме такой подход, при определенных  условиях (стабильный уровень цен), можно считать достаточно обоснованным. Но когда показатель выражается  через стоимостной измеритель, и при высоких темпах инфляции его применение не позволяет дать объективную оценку эффективности труда. В условиях необъективной оценки значимости человеческого капитала в структуре расходов пунктуальное следование условию опережения прироста производительности труда означает невозможность изменения ситуации с оплатой труда в лучшую сторону. Скорее всего, оценка должна базироваться, исходя из соотношения между доходами (выручкой) и расходами на производство продукции.[14, c. 430]

Фактически, в  бывшем СССР и в Республике Беларусь проводилась политика сдерживания роста заработной платы, что крайне негативно влияло на показатели эффективности и качества труда, а также в целом на экономическую ситуацию в стране. Расхожее мнение о высоком качестве трудовых ресурсов в нашей стране, скорее всего, являлось утверждением желаемого, а не отражением действительности. Ведь высокое качество труда должно характеризоваться высоким уровнем конкурентоспособности производимой продукции, а этого не было ранее и не наблюдается сегодня. Для того чтобы обеспечить более сносное существование как в производственной, так и непроизводственной сферах, массовое распространение получило совместительство, совмещение профессий и должностей. В таких условиях высокая интенсивность труда и занятость работников не позволяют обеспечивать полноценное восстановление трудовой активности, а соответственно, и качество труда. Наблюдается интенсивная миграция трудовых ресурсов за пределы страны. Имеются также и другие факторы и стереотипы, которые негативно сказываются на формировании правильной политики в области оплаты труда применительно к рыночной экономике (равная оплата за равный труд, прогрессивная шкала налогообложения на величину заработной платы, отсутствие приоритетности по отраслям экономики, ведущим профессиям, должностям и др.). Задача состоит в их идентификации и постепенном устранении с тем, чтобы осуществлять действенную политику по сокращению большого разрыва между нашей страной и государствами ЕС в оплате труда, уменьшению теневых выплат. [3, с. 16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Динамика  доходов населения в Республике  Беларусь

Для улучшения  благосостояния населения государством принимается много решений, вводятся изменения в размерах номинальных  доходов, совершенствуется система  социальной помощи малообеспеченным гражданам, пенсионерам, молодежи. В этой главе  рассмотрим динамику доходов населения  в нашей стране.

Денежные доходы населения Республики Беларусь из различных  источников представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Денежные доходы населения (миллиардов рублей)

 

Критерий дифференциации

Значение  показателя в:

Период

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы населения – всего 

 

в том числе:

 

 

48685

 

 

58670

 

 

75305

 

 

87401

 

 

10848

оплата труда

29534

34545

44230

49902

61234

трансферты  населению

 

10585

 

12345

 

15369

 

17210

 

21592

доходы  от собственности

 

739

 

1021

 

1480

 

2442

 

2644

прочие  доходы

 

7827

 

10759

 

14227

 

17847

 

22998


 

Примечание: Источник [9,с. 146]

 

Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что основным источником доходов населения Республики Беларусь является оплата труда. Этому  явлению есть масса объяснений. Одним  из них, пожалуй, самым главным  является менталитет нашего населения. Белорус  надеется исключительно на свои силы, на свой заработок. Следовательно, главный  доход – оплата труда.

Со стороны  государства население получает фундаментальную поддержку. Она  выражается в экономической политике страны (разработка планов развития).   В нашей стране программа социально-экономического развития разрабатывается на 5 лет (так  называемые «пятилетки»).

Последовательно проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая политика, направленная на достижение основной цели социально-экономического развития республики в 2006-2010 годах  позволила сохранить положительную  динамику основных макроэкономических показателей, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества.

Для обеспечения  выполнения важнейших прогнозных параметров осуществлялась реализация Совместного  плана действий Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденного постановлением Совета Министров и Национального банка от 31 января 2008 г. № 137/2.

В завершающем  периоде 2008 года экономика республики вплотную столкнулась с угрозами мирового финансового кризиса. Правительство  работало над сохранением в стране экономической и политической стабильности и итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2008 год  свидетельствуют об устойчивости белорусской  экономической модели.

Выполнение большинства  важнейших параметров прогноза на 2008 год, наряду с достигнутыми в 2006-2007 годах  результатами, способствовало в целом  выходу в 2008 году по данным показателям  на уровни, определенные программой.

Рост производства в основных отраслях экономики, улучшение  качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП  позволил обеспечить достижение целевых  параметров программы по повышению  уровня жизни населения.

За 2006-2008 годы реальная заработная плата увеличилась на 41,9 %, что выше, чем предусмотрено программой (на 27,1-30,7 %).

Рост реальных денежных доходов населения в 2006-2008 годах (147,3 % при задании по программе 124,8-128,9 %) способствовал повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных тенденций роста их реализации. В результате в 2008 году темп роста розничного товарооборота составил 162,4 % к уровню 2005 года (по программе - 130,7-134,9 %), реализация платных услуг населению -138,9 % (128,3-131,9 %).

Темп  роста реальных денежных доходов  населения в январе-сентябре    2009 г. составил 102,8 % к уровню соответствующего периода 2008 года (прогноз на год - 114-115 %).

В январе-сентябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в республике увеличилась на 14,6 % (прогноз на 2009 год - на 31 процент) и составила 983,1 тыс. рублей или 349,2 долл. США в долларовом эквиваленте.

В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 года увеличилась на 11,7 % (по прогнозу - на 29,4 %) и составила 767,5 тыс. рублей или 272,6 долл. США.

В сфере  пенсионного обеспечения в феврале, мае, августе и ноябре 2009 г. в соответствии с законодательством проиндексированы минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В январе-октябре  2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года: среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 8,5 % и составил 409,2 тыс. рублей; среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 11,1 % и составил 232,6 тыс. рублей.

В целях поддержания  уровня материального обеспечения  пенсионеров принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 октября 2009 г. № 524 «О повышении трудовых пенсий», предусматривавший повышение трудовых пенсий с 1 ноября в среднем до 9,5 %.[13]

Пособия семьям с  детьми в январе-июне 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. увеличились на детей в возрасте до трех лет на  7,4 %, на детей старше трех лет - на 17,4 % и составили 188,7 и 70,7 тыс. руб. соответственно. Однако темп роста пособий семьям с детьми в первом полугодии 2009 г. не достиг величины, прогнозируемой на текущий год.

Президентской программой «Дети Беларуси» и Национальной программой демографической безопасности в 2009 г. было предусмотрено увеличить размер пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до 100 % бюджета прожиточного минимума. Подготовлен соответствующий проект Указа Президента Республики Беларусь, принятие которого в реальных экономических условиях усилит социальную поддержку семей с детьми.

В соответствии с  новым законодательством в первом полугодии 2009 г. для многодетных семей установлены льготные кредиты на строительство или приобретение жилых помещений в размере 1 % годовых (вместо 3 %).

В 2010 году темп роста  реальных денежных доходов населения  составил 115,1 % к уровню 2009г. Реальные располагаемые денежные доходы также выросли (на 11,1 % к 2009г.), что свидетельствует о повышении благосостояния населения.

Следует отметить, что увеличился и бюджет прожиточного минимума. За 2010 год (в среднем на душу населения) он увеличился с 255220 руб. в месяц до 296870 руб. в месяц.

Распределение населения  по отношению располагаемых ресурсов с бюджетом прожиточного минимума представлено в таблице 4.

По  данным таблицы 4 можно сделать вывод, что количество людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, значительно  уменьшилось с 2005 года и в 2010 году составляло 5,2 %. Увеличилось также  и количество населения с доходами выше прожиточного минимума (в 2010 г. составляло 13,5 %).

Одним из свидетельств повышения доходов население  является значительный рост номинальной  начисленной среднемесячной заработной платы, которая составила в 2010 году 1217,3 тыс. бел. руб. Реальная заработная плата увеличилась на 14,9 %, подтверждая вышесказанное. [9, c.156]

Динамика  изменения средней заработной платы  в 2004 – 2010 гг. белорусских рублях и  долларах США представлена на рисунке  1.

 

Таблица 4 - Распределение населения  по соотношению уровня среднедушевых  располагаемых ресурсов с бюджетом прожиточного минимума (по данным выборочного  обследования домашних хозяйств; в  %х).

 

Период

2006

2007

2008

2009

2010

Все население

в том числе с уровнем

среднедушевых располагаемых  ресурсов

в соотношении с бюджетом

прожиточного минимума, процентов:

100

100

100

100

100

0-50

0,2

0,3

0,2

0,1

0,0

50,1 - 60

0,7

0,4

0,3

0,1

0,1

60,1 - 80

3,4

1,9

1,7

1,4

1,0

80,1 -100

7,1

5,4

3,9

3,8

4,1

ниже прожиточного минимума -всего

11,1

7,7

6,1

5,4

5,2

100,1 -120

7,5

5,5

4,4

2,7

2,8

120,1 -140

10,1

8,9

7,2

5,5

4,9

140,1 -160

10,0

9,4

8,2

7,9

7,0

160,1 -180

10,5

9,3

8,6

8,7

7,4

180,1 - 200

10,0

8,5

8,2

9,6

8,1

200,1 - 220

8,2

8,3

8,7

9,3

8,9

220,1 - 250

9,6

10,3

10,7

11,3

10,3

250,1 - 300

9,7

12,4

13,2

13,4

15,0

300,1 - 400

8,4

11,8

15,1

15,0

16,9

свыше 400

4,9

7,9

9,9

11,2

13,5

выше прожиточного минимума -всего

88,9

92,3

93,9

94,6

94,8

Информация о работе Доходы населения