Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных черт экономики доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ.
Согласно поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить сущность и экономические особенности доиндустриального общества.
2. Изучить сущность и экономические особенности индустриального общества.
Введение 3
Глава 1. Доиндустриальное производство 6
1.1 Сущность и особенности доиндустриального производства6
1.2. Доиндустриальное общество в России 6
Глава 2. Индустриальное производство 12
2.1. Сущность и особенности индустриального общества 12
2.2 Индустриальное общество в России 13
2.3 Создание высокотехнологических компьютерных
технологий и современных телекоммуникаций 22
Глава 3. Постиндустриальное производство 27
3.1. Сущность и основные черты постиндустриального общества 27
3.2 Создание новых технологий 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Приложения 40
Помимо сельского хозяйства в Древней Руси широкое развитие получило ремесленное производство. Как самостоятельная отрасль оно начало формироваться в VII-IX вв. Центрами ремесла являлись древнерусские города. Уровень ремесленного производства в Древней Руси был достаточно высоким. Искусные кузнецы, строители, гончары, серебряных и золотых дел мастера, эмальеры, иконописцы, другие специалисты работали в основном на заказ. Так развивалось сельское хозяйство, ручной труд и ремесленное производство. Позже стали развиваться мануфактуры, именно они способствовали углублению общественного разделения труда и подготовили переход к машинному производству. Так Россия перешла к индустриальному производству.
Глава 2. Индустриальное производство
2.1. Сущность и особенности индустриального общества
Термин «Индустриальное общество» впервые прозвучал в работах Сен-Симона на рубеже XVIII--XIX веков, и примерно в то же время в работах А. Смита рассматривались экономические и социальные особенности развития общества, основанного на механизированном (индустриальном) товарном производстве. Широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 -- 60-х гг. XX века в США (Арон, Ростоу, Белл и другие), когда с помощью неё решались даже прикладные задачи -- организация на предприятиях и решение трудовых конфликтов.
В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды -- теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество. [7, с.93]
Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наёмных работников (пролетариат). В качестве основных систем правил и принципов (кода) второй волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики (например Центральный банк), управления государством).
Переход к индустриальному обществу происходит на базе индустриализации -- развития крупного машинного производства. Начало индустриализации можно датировать серединой XVIII-го века, когда произошёл промышленный переворот в Великобритании -- переход от мануфактуры к машинному производству. Сроки и темпы индустриализации в различных странах неодинаковы (например, Великобритания превратилась в индустриальную страну к середине XIX века, а Франция -- в начале 20-х гг. XX века). В России индустриализация успешно развивалась с конца XIX -- начала XX веков, а после Октябрьской революции (с конца 1920-х гг.) индустриализация осуществлялась форсировано.
Столкновение первой и второй волны привело к гражданской войне в США, революции 1917 года в России, реставрации Мэйдзи в Японии[4, 22].
2.2 Индустриальное общество в России
Далее рассмотрим вопрос в исторических рамках России.
Постепенно Россия перешла из доиндустриального производства в индустриальное, то есть стала развиваться промышленность, стали появляться новые механические изобретения. Индустриальное производство - это производство, где преобладает крупное механизированное машинное производство. Теперь поговорим о сущности и структуре индустриального производства.
Для начала остановимся на дате 19 февраля 1861 года, когда произошла отмена крепостного права, хотя в это время Россия не была еще индустриальной, но именно с этой даты началось развитие индустриального этапа. Индустриальная цивилизация начиналась в определенной социально - экономической форме. И этой формой был капитализм. Капитализм в данном случае рассматривается как некая абстрактная модель общества, которая в чистом виде не существует нигде, но которая отражает некоторые сущностные признаки общества на определенном этапе развития, базовой компонентой которого являются революционные изменения в производительных силах - переход к фабрике. Именно в этом заключается сущность индустриального производства, именно переход к фабрике, развитие машиностроения положило начало к формированию современного общества, то есть создание фабрик и заводов значительно упростило жизнь общества, производство стало еще значительнее развиваться, так как появился, например, первый транспорт и жизнь людей сильно облегчилась. Теперь поговорим о структуре индустриального производства. Развитие хозяйства, рост внешнеполитической активности России увеличили потребность в промышленной продукции. В начале XVII в. были построены первые мануфактуры. Большая их часть принадлежала казне, царскому дворцу и крупному боярству. [6, с.24]
Дворцовые мануфактуры обслуживали нужды царского дворца. Одной из первых был Хамовный двор, расположенный в подмосковных дворцовых слободах. Казенные мануфактуры создавались для производства оружия либо государственных потребностей. В вотчинах бояр строились металлургические, кожевенные, полотняные, поташные мануфактуры. На них использовался труд крепостных крестьян и ремесленников, работавших на предприятиях в порядке феодальной повинности. Новый этап развития промышленного производства приходится на петровскую эпоху. Для военных целей правительство усиленно строило текстильные, металлургические, металлообрабатывающие, пороховые и кожевенные предприятия. Свидетельством растущего воздействия рынка на сословие феодалов явилось развитие промышленного предпринимательства, базировавшегося на переработке сельскохозяйственного сырья. Наиболее заметные изменения были отмечены в винокурении, производстве сукна, полотна, мукомольном и кожевенном деле. Так называемая вотчинная мануфактура стала обычным явлением в XVIII столетии. В первой половине века продолжала существовать помещичья мануфактура, основанная на крепостном труде, однако темпы ее развития в отличие от предшествующего времени резко снизились. Более быстро развивались предприятия, основанные на наемном труде, - капиталистические мануфактуры. Развитие мелкотоварного производства и мануфактуры было необходимой предпосылкой для перехода к фабричному, машинному производству. Применение машин в русской промышленности началось еще в первые десятилетия XIX в. Однако станков и машин было тогда еще немного, и их использование носило эпизодический характер. Только с 1830-х годов началось более широкое внедрение в промышленное производство. Мануфактура с ее ручным трудом превращалась в капиталистическую фабрику, основанную на применении машин. Такова структура индустриального производства. Далее поговорим о машинном производстве.
Промышленная революция началась в буржуазной Англии в последней трети XVIII в. и приняла в первой половине XIX в. всеобъемлющий характер, захватив повсеместно капиталистические страны Европы и Америки. Стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии всемерно способствовал утверждению капитализма как господствующей мировой системы хозяйства. В этот исторический период в недрах феодально-крепостнической России усиливается вызревание новых, капиталистических отношений, под давлением которых рушились старые, отживающие формы хозяйства. Этот прогрессирующий процесс имел глубокие причины: рост общественного разделения труда и внутреннего рынка, широкое распространение крестьянских неземледельческих промыслов, усилившееся первоначальное накопление капитала, развитие капиталистической мануфактуры, рост торгово-промышленных городов и селений, укрепление международных торговых отношений. [13, с.49]
Начало технического перевооружения текстильной промышленности вызывало настоятельную потребность в машинном производстве. Но в условиях отсталой феодально-крепостнической системы хозяйства создание отечественного машиностроения наталкивалось на объективные, сложно преодолеваемые трудности, связанные с требованием высоких капиталовложений в новую организацию производства, наличием инженерно-технических кадров и квалифицированной рабочей силы. Поэтому новая отрасль промышленности - машиностроение до середины XIX в. находилась в зачаточном состоянии. Изготовление машин и усовершенствованных орудий в этот период производилось на трех типах предприятий: на казенных заводах и мануфактурах, в механических мастерских при крупных частных мануфактурах и фабриках и специализированных механических заводах. Но на всех этих типах предприятий новые машины изготовлялись ремесленно-мануфактурными методами, что являлось общемировым явлением. Основным центром зарождающейся машиностроительной промышленности издавна был Петербург. Здесь в пригородном районе были расположены Ижорские Адмиралтейские заводы, оснащенные усовершенствованным оборудованием и квалифицированным контингентом рабочих. На этих заводах строились первые металлообрабатывающие станки, канатные машины и паровые двигатели. Здесь была изготовлена первая в стране самоходная паровая землечерпалка. С 1804 г. началась постройка паровых двигателей на первом частном машиностроительном предприятии заводчика Ф. Берда в Петербурге. К 1820 г. это предприятие имело 3 паровых двигателя общей мощностью в 42 л. с. и 70 металлообрабатывающих станков. Завод выпускал ежегодно до 10 паровых машин преимущественно для пароходов. В 1847 г. по ходатайству Московского отделения Мануфактурного совета в Москве был открыт машиностроительный завод предпринимателей Риглея и Гоппера. В отчете Департамента мануфактур и внутренней торговли за 1847 г. отмечалось, что это новое механическое заведение «будет приготовлять большую часть машин, выписываемых доселе из чужих краев, и вместе с тем починять уже находящиеся на фабриках английские и другие иностранные машины». Это предприятие, получившее денежное пособие от казны, возглавил английский инженер-механик Л. Риглей, который получил привилегию от правительства на беспошлинный ввоз в Россию машинного оборудования из-за границы. Первоначально на заводе было занято 115 рабочих и здесь же «безвозмездно» практиковались воспитанники Технологического института. Однако это предприятие оказалось малорентабельным. После 4-летнего действия завода его предприниматели в 1852 г. подали прошение в Департамент мануфактур и торговли о ликвидации его «по невыгодности и даже убытку». Среди главных трудностей в организации отечественного машиностроения было сохранение в стране крепостного права. Господство принудительных форм труда в горнодобывающей и металлургической промышленности в сильнейшей степени тормозило внедрение машинного производства и развитие машиностроения. За 1830-1850 гг. число машиностроительных предприятий в России возросло с 7 до 25 заводов. 50-е годы XIX в. занимают особое место в мировой истории и в истории России. Именно в эти годы окончательно созревают внутренние и внешние факторы, ускорившие падение крепостничества. Массовое внедрение машинной техники началось с ведущих отраслей текстильной промышленности, где наблюдалось наибольшее применение форм наемного труда с его высокой производительностью в отличие от крепостнических мануфактур. Как и в других странах Запада, главной сферой распространения фабрики стала молодая хлопчатобумажная промышленность, которая по темпам роста шла впереди всех других отраслей. На хлопчатобумажных предприятиях почти не применялся крепостной труд, что было одним из важнейших факторов высоких темпов развития. Благодаря внедрению машинной техники, концентрации производств и применению вольнонаемного труда хлопчатобумажная промышленность стала обладать важными преимуществами над другими отраслями, сдавленными оковами феодально-крепостной монополии. Наивысший прогресс в становлении крупного фабричного производства был достигнут в наиболее прибыльной отрасли хлопчатобумажной промышленности - в хлопкопрядении. За 50-е годы механизация бумагопрядильного производства России приняла особо бурные формы. [17, с.38]
В середине XIX в. наиболее отчетливо проявилась важнейшая особенность российского фабричного бумагопрядения - высокая концентрация производства при дальнейшей усиленной машинизации последнего. Главной причиной усиленной концентрации бумагопрядильного производства в России в этот период являлась всевозрастающая капиталистическая конкуренция, выдерживали только крупные рентабельные конкурентоспособные предприятия с более совершенной машинной техникой. Большинство мелких бумагопрядильных предприятий в начале 60-х годов оказались не конкурентоспособными и вынуждены были прекратить свое существование. Наиболее интенсивно развивалась хлопчатобумажная промышленность Петербурга, большинство фабрик которой были акционированы, и давали огромные прибыли. Высокая механизация производства на петербургских бумагопрядильнях способствовала высокой норме производительности труда, которая была в 2-2,5 раза больше, чем в других промышленных центрах страны. В ходе концентрации хлопчатобумажного производства в 50-х годах стал развертываться прогрессирующий процесс комбинирования, связанный с устройством на крупных бумагопрядильных фабриках механического ткачества и ситцепечатания. Комбинированные фабрики отличались высокой рентабельностью в темпах накопления капитала и роста производительности труда, а также большими возможностями в конкурентной борьбе. Массовое внедрение машин и комбинирование машинного производства обеспечили скачок в производительности труда. Всего в хлопчатобумажной промышленности России в 1861 г. имелось приблизительно до 10 тыс. механических станков. Таким образом, на долю московской промышленности приходилось около 22%, а Петербургской - до 39%. Начало систематического введения механического ткачества не означало еще конца домашней системы ткацкого производства. Капиталистическая эксплуатация домашних рабочих-ткачей возрастает в этот период в больших размерах. Слабый удельный вес машинного труда по сравнению с ручным позволял мануфактурным капиталистам успешно конкурировать с фабрикой, продавая подчас на рынках товары по ценам более низким, чем фабричные, и в то же время, получая высокие барыши. В результате развитая домашнекапиталистическая система в ткацком производстве длительное время служила мощным тормозом введения машинного ткачества. [8, с.44]
Первые проявления технического переворота в российской промышленности вызвали объективную необходимость в организации массового машинного производства. Длительное время российское машиностроение существовало как вспомогательное производство на предприятиях легкой промышленности и металлургических заводах. Но в 50-х годах с началом железнодорожного строительства и развитием пароходства и под влиянием возрастающих требований развивающейся текстильной промышленности постепенно стали возникать самостоятельные машиностроительные предприятия. Наибольшее историческое значение имели заводы, возникшие в эти годы в Петербурге и Поволжье. Ведущая группа машиностроительных заводов России была сконцентрирована в Петербурге. В 1860 г. здесь насчитывалось 16 предприятий с 6695 рабочими, составлявших 56% от всех рабочих этой отрасли, вырабатывающих продукцию на 7261 тыс. руб., или более 91% от всей суммы производства российских механических заводов. К числу крупнейших механических заводов России относился старейший завод Франца Берда, где строились пароходы, железнодорожное оборудование, паровые машины для фабрично-заводской промышленности. В зарождающемся отечественном машиностроении преобладали мелкие предприятия, значительная часть которых производила сельскохозяйственные машины, машинное оборудование для бурно развивающегося в эти годы свеклосахарного производства, винокуренной промышленности. К 1861 г. насчитывалось 53 предприятия по изготовлению сельскохозяйственных машин и орудий. При сохранении крепостного строя все попытки модернизации техники производства в базисной отрасли промышленности не могли принести существенных результатов. Основная металлургическая база России-горнозаводский Урал продолжал пребывать в кризисном состоянии. Прогрессирующее развитие машинной техники и рост производительности труда вызвали глубокие преобразования в отраслевом и территориальном размещении производительных сил. Центральное место в этом генеральном процессе принадлежало железнодорожному транспорту. Став общим условием производственного процесса, железные дороги стали играть относительно самостоятельную роль мощного фактора, стимулирующего быстрый рост основных отраслей тяжелой промышленности в странах капитализма. Революция транспорта, вызвав гигантское распространение железных дорог и парового флота, явилась важнейшей основой циклических подъемов производства мирового капитализма. Железнодорожное строительство в этот период было главной сферой массового расширения основного капитала капиталистического производства в международном масштабе. С целью создать постоянный источник финансирования частного железнодорожного строительства царское правительство в 1867 г. создало специальный кредитный «железнодорожный фонд» формально обособленный от государственного бюджета. Главным источником его пополнения являлись облигационные железнодорожные займы с правительственной гарантией дохода на общую сумму в 600 млн. руб., выпускаемые на лондонском и парижском денежных рынках по ростовщически низким курсам. Из средств этого фонда царская казна покупала акции частных железных дорог, выдавала всевозможные ссуды, субсидии и «вспомоществования» учредителям и правлениям железнодорожных обществ, доплачивала казенные заказы, выдавала премии за выделку рельсов и подвижной состав заводам. Массовому привлечению иностранного ссудного капитала в железнодорожное дело России способствовала благоприятная конъюнктура заграничного денежного рынка в период промышленного подъема 1868-1872 гг. с его повсеместным акционерным учредительством, кредитной экспансией, грюндерством и биржевой спекуляцией. Этот период вошел в историю российского капитализма под названием концессионной горячки. Железнодорожное строительство приобрело характер спекулятивного грюндерства на основе массового расхищения государственных средств. Железнодорожная горячка вызвала появление целой когорты крупнейших капиталистических воротил - железнодорожных «королей», тесно связанных с банками, иностранным капиталом, правительственной бюрократией и придворными кругами. За 1861-1880 гг. протяженность железных дорог выросла в 14 раз, достигнув 21 тыс. верст. В результате была создана первая разветвленная железнодорожная сеть Европейской России с центром; в Москве, которая делилась на четыре основных, взаимосвязанных между собой узла железных дорог: Московский, Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный. Московский железнодорожный узел стал главным центром сети российских железных дорог, в него входило 18 линий длиной в 8 тыс. км. С 90-ми годами связан наивысший пик железнодорожного строительства, огромный размах которого определил в основном и масштабы роста промышленного производства, в первую очередь тяжелой индустрии. [11, с.74]
В Европейской России окончательно складываются восемь основных железнодорожных узлов, охватывающие важнейшие экономические районы. Ведущее место в российской железнодорожно-транспортной системе принадлежало Московскому узлу, обслуживающему наиболее развитые губернии Центрального промышленного района. Другим крупнейшим железнодорожным узлом был Петербург, являвшийся ведущим морским портом страны. Общая производительность Петербургского промышленного района достигала 12,3% общей стоимости общероссийского производства. Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали. Эта магистраль, состоящая из 12 основных и вспомогательных линий, к 1900 г. открыла прямое паровое сообщение между Европейской Россией и Дальним Востоком. В структуре промышленного производства произошли глубокие качественные преобразования, обусловившие преимущественный рост отраслей - тяжелой индустрии, производства средств производства, темпы роста которых были почти вдвое выше, чем в легкой и пищевой индустрии. В результате победы промышленной революции в ведущих отраслях промышленности и транспорта утвердилось крупнокапиталистическое машинное производство, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма. Крупнейшим социальным результатом промышленной революции в России явилось гигантское обобществление труда. Так развивалось механизированное машинное производство. [6, с.83]
2.3 Создание высокотехнологических компьютерных технологий и современных телекоммуникаций
индустриальный экономика технология телекоммуникация
Для начала рассмотрим историю создания первой вычислительной техники и компьютеров. История компьютера тесным образом связана с попытками облегчить и автоматизировать большие объемы вычислений. Даже простые арифметические операции с большими числами затруднительны для человеческого мозга. Поэтому уже в древности появилось простейшее счетное устройство - абак. В XVII веке была изобретена логарифмическая линейка, облегчающая сложные математические расчеты. В 1642 Блез Паскаль сконструировал восьмиразрядный суммирующий механизм. Два столетия спустя в 1820 француз Шарль де Кольмар создал арифмометр, способный производить умножение и деление. Этот прибор прочно занял свое место на бухгалтерских столах. Все основные идеи, которые лежат в основе работы компьютеров, были изложены еще в 1833 английским математиком Чарльзом Бэббиджем. Он разработал проект машины для выполнения научных и технических расчетов, где предугадал основные устройства современного компьютера, а также его задачи. Для ввода и вывода данных Бэббидж предлагал использовать перфокарты - листы из плотной бумаги с информацией, наносимой с помощью отверстий. В то время перфокарты уже использовались в текстильной промышленности. Управление такой машиной должно было осуществляться программным путем. Идеи Бэббиджа стали реально воплощаться в жизнь в конце 19 века. В 1888 году американский инженер Герман Холлерит сконструировал первую электромеханическую счетную машину. Эта машина, названная табулятором, могла считывать и сортировать статистические записи, закодированные на перфокартах. В 1890 году изобретение Холлерита было впервые использовано в 11-й американской переписи населения. Работа, которую пятьсот сотрудников выполняли в течение семи лет, Холлерит сделал с 43 помощниками на 43 табуляторах за один месяц. В 1896 Герман Холлерит основал фирму Computing Tabulating Recording Company, которая стала основой для будущей Интернэшнл Бизнес Мэшинс - компании, внесшей гигантский вклад в развитие мировой компьютерной техники. Дальнейшее развитие науки и техники позволили в 1940-х годах построить первые вычислительные машины. Совершенствование первых образцов вычислительных машин привело в 1951 к созданию компьютера UNIVAC, предназначенного для коммерческого использования. UNIVAC стал первым серийно выпускавшимся компьютером, а его первый экземпляр был передан в Бюро переписи населения США. С активным внедрением транзисторов в 1950-х годах связано рождение второго поколения компьютеров. Один транзистор был способен заменить 40 электронных ламп. В результате быстродействие машин возросло в 10 раз при существенном уменьшении веса и размеров. В компьютерах стали применять запоминающие устройства из магнитных сердечников, способные хранить большой объем информации. В 1959 были изобретены интегральные микросхемы (чипы), в которых все электронные компоненты вместе с проводниками помещались внутри кремниевой пластинки. Применение чипов в компьютерах позволяет сократить пути прохождения тока при переключениях, и скорость вычислений повышается в десятки раз. Существенно уменьшаются и габариты машин. Появление чипа знаменовало собой рождение третьего поколения компьютеров. К началу 1960-х годов компьютеры нашли широкое применение для обработки большого количества статистических данных, производства научных расчетов, решения оборонных задач, создания автоматизированных систем управления. В середине 1970-х годов начинают предприниматься попытки создания персонального компьютера - вычислительной машины, предназначенной для частного пользователя. Во второй половине 1970-х годов появляются наиболее удачные образцы микрокомпьютеров американской фирмы Эпл (Apple), но широкое распространение персональные компьютеры получили с созданием в августе 1981 фирмой Ай-Би-Эм (IBM) модели микрокомпьютера IBM PC. Применение принципа открытой архитектуры, стандартизация основных компьютерных устройств и способов их соединения привели к массовому производству клонов IBM PC, широкому распространению микрокомпьютеров во всем мире. [5, с.94]
Информация о работе Доиндустриальное, индустриальное, постидустриальное общество