Долгосрочное равновесие отрасли с неоднородными фирмами в конкурентной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание

Конкуренция – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ И ОТРАСЛИ.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 6
1.1. Минимально эффективный объем производства фирмы. 8 Издержки производства
1.2. Отраслевое рыночное равновесие 13
2. МОДЕЛЬ ДОЛГОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ ОТРАСЛИ 16
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

Микроэк.печать!!!.docx

— 82.46 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На любом  рынке любой его субъект действует  в соответствии с правилами этого  рынка. Они в свою очередь зависят  от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа  и выхода с этого рынка, степени  влиятельности каждого из субъектов  на весь рынок, их доли рынка. Это и  определяет условную принадлежность рынка  к какому-либо из видов: полиполия (совершенная  конкуренция), олигополия, монополия  или монопсония.

Конкуренция – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических  агентов. К наиболее важным критериям  выделения разных видов конкуренции  относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень  дифференциации продукта; 3) степень  лёгкости (трудности) вхождения новых  производителей в отрасль; 4) степень  влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Различают два основных вида конкуренции –  совершенную и несовершенную. Совершенная  конкуренция представляет собой  рынок, на котором работает большое  количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. Совершенная  конкуренция преобладает на большинстве  рынков, и является наиболее желательной  для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной  конкуренции, в особенности для  монополии.

Всё это  обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции  и поведения фирм на нём. Конкуренция  является необходимым элементом  рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно  влияет на способ достижения рыночного  равновесия. Наиболее эффективной считается  ситуация совершенной конкуренции. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий.

  1. На рынке существует множество мелких фирм-продавцов, каждая из которых имеет очень небольшую долю общего выпуска товаров за любой данный период времени.
  2. Продукция этой фирмы стандартизирована, или однородна, для покупателей.
  3. Существует свободный вход и выход с рынка: не существует барьеров для входа на рынок и трудностей с прекращением деятельности в отрасли.
  4. Фирмы не интересуются производственными решениями друг друга, так как не рассматривают деятельность конкурентов как угрозу собственной доле продаж.
  5. Фирмы имеют равный доступ к информации о ценах, технологии и вероятной прибыли и совершенно способны реагировать на изменение условий перемещением применяемых ресурсов.

На рынке  совершенной конкуренции покупателям  все равно, продукцию какой фирмы  выбрать. Первые два условия гарантируют, что ни один из продавцов не может  повлиять на цену продукта в силу собственной малой доли в общем объеме продаж. Фирма не в состоянии изменить предложение продуктов на рынке так, чтобы изменилась рыночная цена. Поэтому продавцы в условиях совершенной конкуренции являются принимающими цену извне, как заданную величину, являются “прайс-тэйкерами”.

Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающих всем признакам.

Таким образом, целью данной курсовой работы является: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, долгосрочное отраслевое равновесие на совершенно конкурентном рынке. Из этой цели следуют  такие основные задачи исследования:

  • определение сущности совершенной конкуренции;
  • изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
  • поведение фирмы в долгосрочный период, её прибыль;
  • способы максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции;
  • особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка.

 

 

  1. ТЕОРИЯ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ И ОТРАСЛИ.

                           СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

По самому общему определению конкуренция  – это соперничество между  участниками рынка. В то же время  по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости  от позиций, занимаемых теоретиками.

Роль  конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся  по равновесной цене благ.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит  от тех условий, в которых она  действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых обязательно для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке; во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа и выхода с него.

Совершенная (чистая, свободная) конкуренция возникает  при следующих условиях:

  • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
  • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении и (или) понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
  • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах качестве товаров, технике производства и т. д.

Рыночная  структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние  на поведение фирмы и выбор  ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими  показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение  и результативность фирмы не могут  не сказаться на функционировании и  преуспевании всей отрасли, а состояние  последней влияет на национальную экономику  в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности  контрагентов в рыночной экономике  организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.

Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней  присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономике принято  выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую  конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены  промежуточные формы монополистической  конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится  к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают  ее как отсутствие конкуренции вообще.

 

 

 

 

1.1 Минимально  эффективный объем производства  фирмы. Издержки производства

 

Положительный или отрицательный эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими  структуру каждой отрасли. Для рассмотрения этого вопроса полезно воспользоваться  концепцией минимального эффективного размера (МЭР). Он представляет собой  просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки. Поэтому мы бы нисколько не удивились, обнаружив в отрасли с такими условиями формирования уровня издержек фирмы совершенно различных размеров. Примерно такие отрасли по производству мебели, деревообработке и некоторые  другие. Если отрезок постоянной отдачи при росте масштабов производства достаточно велик, сравнительно большие  и сравнительно малые фирмы могут  сосуществовать в одной и той  же отрасли и быть одинаково жизнеспособными.

Теперь  сравним это с ситуацией, при  которой положительный эффект масштаба является более продолжительным, а  отрицательный — относительно отдаленным. При этом кривая долгосрочных средних издержек будет понижаться на протяжении значительного отрезка горизонтальной оси (соответственно все большему росту объема продукции). Такова ситуация в автомобилестроительной, алюминиевой, сталелитейной и многих других отраслях тяжелой промышленности. А это означает, что при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. Мелкие фирмы не смогут обеспечить минимального эффективного размера производства и окажутся нежизнеспособными. В крайней ситуации получение всего положительного эффекта масштаба может потребовать выхода за пределы существующего рынка и привести к тому, что называют естественной монополией. Естественная монополия, по определению, — это такая рыночная ситуация, при которой минимизация издержек производства единицы продукции достигается при наличии одной-единственной фирмы, производящей данный продукт или услугу.

В случае, если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный — возникает очень быстро, минимальный эффективный размер определяется небольшим объемом производства. В таких отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества относительно мелких производителей. В эту категорию отраслей попадают, в частности, многие виды розничной торговли, а также некоторые сельскохозяйственные работы. То же самое можно сказать и о многих отраслях легкой промышленности, например хлебопекарной, швейной, обувной. В таких отраслях совсем маленькие фирмы оказываются столь же или даже более эффективными, чем крупномасштабные производители. Следует, что форма кривой долгосрочных средних издержек, зависящая от положительного и отрицательного эффектов масштаба, может иметь определяющее значение для структуры и уровня конкурентности данной отрасли. Является ли отрасль "конкурентной" (состоящей из относительно большого количества мелких фирм) или "концентрированной" (подчиненной господству нескольких крупных производителей), — в некоторых случаях зависит от применяемой в отрасли технологии и вытекающей отсюда формы кривой средних долгосрочных издержек. Однако, утверждая это, следует проявлять определенную осторожность, так как известно, что структура отрасли зависит не только от характерных для нее условий формирования уровня издержек. Пытаясь объяснить структуру той или иной отрасли, необходимо также принимать во внимание последствия государственной политики, географические границы рынка, компетенцию управленческого персонала и множество других факторов.

В течение  длительного периода времени  все желательные изменения в  структуре ресурсов могут быть предприняты  как отраслью, так и отдельными составляющими ее фирмами. Фирма может изменить масштабы своих производственных мощностей; она может установить дополнительное оборудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые фирмы могли вступить в отрасль, а уже существующие — покинуть её. Все ресурсы и, следовательно, все издержки являются переменными в долговременном периоде.

Допустим, что предприятие сначала развернуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической деятельности, все больше и больше расширялось. Что будет происходить со средними общими издержками в процессе этого роста предприятия? Сначала какое-то время расширение производственных мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако, в конце концов ввод все больших и больших мощностей приведет к росту АТС.

 

Рис.1.1 Кривая долгосрочных средних издержек: пять возможных размеров предприятия

 

На рис.1 эта закономерность показана применительно  к пяти различным размерам предприятия. Кривая АТС-1 показывает динамику средних  общих издержек для самого маленького из пяти предприятий, кривая АТС-5 - для самого большого. Соотношение между этими пятью кривыми в точности соответствует изложенному выше правилу. Строительство все более крупных предприятий будет приводить к снижению минимальных издержек на производство единицы продукции вплоть до достижения размеров третьего предприятия. Однако за этим пределом расширение производственных мощностей будет означать повышение минимального уровня средних общих издержек.

 Принципиальное  значение имеют тонкие линии,  перпендикулярные горизонтальной  оси. Они показывают те объемы  производства, при которых фирме  следует изменить размер предприятия,  чтобы обеспечить себе возможно  более низкие издержки производства  единицы продукции. Несмотря на  то, что сумма общих издержек  при больших масштабах производства  будет большей, издержки производства  единицы продукции окажутся ниже, чем прежде.

Наблюдая  за этими изменениями, можно заключить, что кривая долгосрочных АТС для  отдельной фирмы состоит из участков кривых краткосрочных АТС применительно  к различным размерам тех предприятий, которые могут быть построены. Кривая долгосрочных средних общих издержек (АТС) показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с  которыми может быть обеспечен любой  объем производства при условии, что фирма имела в своем  распоряжении достаточно времени для  проведения всех необходимых изменений  в размерах предприятия. На рис.2 жирной линией показана кривая долгосрочных АТС фирмы или, как ее часто  называют, кривая выбора (или плановая кривая) фирмы.

Информация о работе Долгосрочное равновесие отрасли с неоднородными фирмами в конкурентной среде