Долгосрочное равновесие отрасли с неоднородными фирмами в конкурентной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание

Конкуренция – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ И ОТРАСЛИ.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 6
1.1. Минимально эффективный объем производства фирмы. 8 Издержки производства
1.2. Отраслевое рыночное равновесие 13
2. МОДЕЛЬ ДОЛГОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ ОТРАСЛИ 16
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

Микроэк.печать!!!.docx

— 82.46 Кб (Скачать документ)

Восстановление  равновесия достигается по следующей  схеме: вход новых фирм в отрасль  вызывает падение цены до Р1; прибыли  постепенно сокращаются до уровня нормальной прибыли. Таким образом, отраслевая выработка увеличивается (или уменьшается) вслед за изменением рыночного спроса, но цена предложения в долгосрочном периоде остается неизменной.

Это означает, что отрасль с постоянными  издержками имеет вид горизонтальной линии.

Отрасли с возрастающими издержками.

Если  увеличение отраслевого объема вызывает повышение цен на ресурсы, то мы имеем дело со вторым типом отраслей. Долгосрочное равновесие такой отрасли представлено на рис. 2.1 б.

Более высокая  цена позволяет фирмам получать экономическую  прибыль, что привлекает в отрасль  новые фирмы. Расширение совокупного  производства вызывает необходимость  все более широкого использования  ресурсов. В результате конкуренции  между фирмами цены на ресурсы  возрастают, и как следствие, увеличиваются  издержки всех фирм (как уже действующих, так и новых) отрасли. Графически это означает смещение вверх кривых предельных и средних издержек типичной фирмы от SMC1 до SMC2, от SATC1 до SATC2. Кривая предложения фирмы краткосрочного периода также смещается вправо. Процесс приспособления будет продолжаться, пока не иссякнет экономическая прибыль. На рис. 2.1 новой точкой равновесия будет цена Р2 на пересечении кривых спроса D2 и предложения S2. При такой цене типичная фирма выбирает объем производства, при котором Р2=MR2=SATC2=SMC2=LATC2.

Долгосрочная  кривая предложения получается путем  соединения краткосрочных точек  равновесия и имеет положительный  наклон.

Отрасли с убывающими издержками.

Анализ  долгосрочного равновесия отраслей с убывающими издержками проводится по аналогичной схеме. Кривые D1,S1 —  первоначальные кривые рыночного спроса и предложения в краткосрочном  периоде. Р1 — первоначальная равновесная  цена. Как и раньше, каждая фирма  достигает равновесия в точке q1, где кривая спроса — AR-MR касается min SATC и min LATC. В долгосрочном периоде  рыночный спрос возрастает, т.е. кривая спроса смещается вправо с D1 до D2. Рыночная цена увеличивается до уровня, позволяющего фирмам получать экономическую прибыль. В отрасль начинают притекать новые компании, а кривая рыночного предложения смещается вправо. Расширение объемов производства ведет к снижению цен на ресурсы.

Это достаточно редкая на практике ситуация. Примером может служить молодая отрасль, возникающая в сравнительно неразвитом районе, где рынок ресурсов плохо  организован, маркетинг находится  на примитивном уровне, а транспортная система плохо функционирует. Увеличение количества фирм может повысить общую  эффективность производства, стимулировать  развитие транспорта и системы маркетинга, понизить общие издержки фирм.

Внешняя экономия.

В силу того, что отдельная фирма не может  контролировать подобные процессы, такого рода снижение издержек называют внешней экономией (англ. external economies). Она вызывается исключительно ростом отрасли и силами, неподконтрольными отдельной фирме. Внешнюю экономию следует отличать от уже известной внутренней экономии от масштаба производства, достигаемую за счет увеличения масштаба деятельности фирмы и полностью ей подконтрольную.

С учетом фактора внешней экономии, функцию  общих издержек отдельной фирмы  можно записать следующим образом:

 

                                               TCi=f(qi,Q),                                             (2.2)

 

где qi- объем выпуска отдельной фирмы;

Q — объем выпуска всей отрасли.

В отраслях с постоянными издержками внешняя  экономия отсутствует, кривые издержек отдельных фирм не зависят от объема выпуска отрасли. В отраслях с  возрастающими издержками имеет  место отрицательная внешняя  экономия (англ. external diseconomies), кривые издержек отдельных фирм с ростом выпуска смещаются вверх. И, наконец, в отраслях с убывающими издержками наблюдается положительная внешняя экономия, которая перекрывает внутреннюю неэкономичность, обусловленную убывающей отдачей от масштаба, так что кривые издержек отдельных фирм с ростом объема производства смещаются вниз.

Большинство экономистов сходятся в том, что  при отсутствии технического прогресса  наиболее типичными являются отрасли  с возрастающими издержками. Отрасли  с убывающими издержками встречаются  реже всего. По мере роста и созревания отрасли с убывающими и постоянными  издержками скорее всего превратятся  в отрасли с возрастающими  издержками. Напротив, технический  прогресс может нейтрализовать рост цен на ресурсы  и даже привести к их падению, следствием чего будет возникновение понижающейся кривой долгосрочного предложения. Примером отрасли, в которой в результате НТП снижаются издержки, является производство телефонных услуг.

В долгосрочном периоде у фирмы есть возможность  приспособиться к изменившимся условиям, уйти из отрасли или наоборот расширить  производство. В условиях совершенной  конкуренции фирма считает, что  текущие цены - лучший прогноз для  будущих цен.

Долговременное  равновесие на конкурентном рынке со свободным входом и выходом приводит к тому, что фирмы выбирают наиболее эффективную технологию и масштаб  производства.

Прибыль равна разности валового дохода и совокупных издержек, а они в  свою очередь, включают все альтернативные издержки фирмы. Совокупные издержки включают альтернативную стоимость времени  и денег, которые собственники вкладывают в бизнес. В случае, когда прибыль  равна нулю, доход компенсирует владельцам вложенные время и деньги. В  ситуации рыночного равновесия при  нулевой экономической прибыли  бухгалтерская прибыль положительная. Именно это обстоятельство заставляет фирмы оставаться в отрасли, не стремиться покинуть ее или изменить масштаб производства в долгосрочном периоде.

Кривая  предложения в долгосрочном периоде  имеет более пологий вид и  сохраняет положительный наклон. Это связано с тем, что некоторые  ресурсы производства доступны лишь в ограниченном количестве и с  тем, что разные фирмы имеют различные  издержки производства. Каждый вступает на рынок, но издержки фирм не одинаковы. И люди работают с разным темпом, да и альтернативное использование  времени для одних выгоднее, чем  для других. При любой данной цене в отрасль вступят фирмы с  низкими издержками. Для увеличения объема предложения рынок должен привлечь новых желающих работать в  отрасли. Поскольку новые фирмы  имеют более высокие издержки, то их привлечет более высокая  цена. Таким образом, рыночная кривая предложения имеет положительный  наклон. В этом случае цена рынка  – это средние совокупные издержки предельной фирмы – фирмы, которая  покинула бы рынок при падении  цены ниже этого уровня. Фирмы с  более высокими издержками войдут на рынок только при условии повышения  цены. Таким образом, кривая предложения  скорей всего будет не горизонтальной, а восходящей, отражая тот фактор, что возрастание цены необходимо для увеличения объема предложения.

Так как  фирмы легче входят на рынок и  выходят из него в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, кривая предложения  в долгосрочном периоде обычно более  эластична по сравнению с краткосрочным  периодом.

Кривая  долгосрочного предложения отрасли  для отрасли с постоянными  издержками будет горизонтальной. Рост рыночного спроса на продукцию совершенной  конкуренции вызовет рост цены. Цена, оказавшись выше minAC, обеспечит экономическую прибыль. В отрасль устремятся новые фирмы. За счет их увеличится предложение, что окажет влияние на цену, которая снизится до прежнего уровня. Кривая Sл – кривая долгосрочного предложения отрасли.

Аналогично  отрасль реагирует на уменьшение спроса. Если цены на различные виды затрат не изменяются по мере изменения объема выпуска отрасли, то долгосрочная кривая предложения будет абсолютно эластична. В отрасли, для которой характерно возрастание затрат, долгосрочная кривая предложения будет восходящей, а в отрасли с убывающими издержками – будет иметь отрицательный наклон.

Долгосрочный  период – временной отрезок, в течение которого фирма способна изменить все факторы производства.

 

 

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Задача

Издержки одной типичной фирмы, работающей на конкурентном рынке, зависят от объема выпуска q как ТС = 5Q2 + 2Q. Рыночная цена на продукцию фирмы 12 руб. Определите, будет ли фирма получать экономическую прибыль или нести убытки; какой уровень рыночной цены позволит фирме получать нормальную прибыль в долгосрочном периоде.

Решение:

Для решения задачи необходимо сначала найти предельные и средние издержки МС и АС. 
МС = dTС/dQ = 10Q+2 
АС = ТС/Q = 5Q+2 
Нормальная прибыль получается строго при Р = АС, но для краткосрочного периода на конкурентном рынке характерно равенство Р = МС, а для долгосрочного необходимо Р = min AC = МС. 
Можно найти Q из последнего условия: 
10Q+2=5Q+2 
отсюда 
Q=1 
Следовательно, цена должна равняться: 
P= 5+2=7 (д.е.) 
Тогда прибыль будет строго нормальная, а в отрасли установится долгосрочное равновесие.

В условиях конкуренции фирма  максимизирует свою прибыль, выбирая  такой объем производства, при  котором предельных доход равен  предельным издержкам и равен  текущей рыночной цене (правило МR = МС = Р).

Максимум прибыли в  этом случае не обязательно означает положительную экономическую прибыль:

1. Если цена продукта  на краткосрочном временном интервале  превышает средние издержки на  его производство, то фирма получает  прибыль. 
          2. Если цена точно равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость производства, т.е. получает нулевую прибыль. 
          3. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).

В нашем случае: 
цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки на его производство, то есть фирма получает прибыль. (12>7) 
Другими словами: 
Прибыль = TR-TC 
Для одной единицы продукции: 
Прибыль = 12-7 = 5 (>0) 
Ответ: фирма получает прибыль.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынок совершенной  конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих  между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию  многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных  производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма  не может оказывать заметного  влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать  ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В  свою очередь, покупатели осведомлены  о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая  фирма, при желании, может начать производство данного товара или  беспрепятственно покинуть рынок.

На рынке  с условиями чистой конкуренции  спрос на продукт отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным. При этом следует отметить, что  это утверждение по отношению  ко всем производителям какой либо отрасли не верно, так как все  они вместе могут оказать влияние на объём производства, рыночную цену в отрасли производства.

На чисто  конкурентном рынке фирма в точке  равновесия устанавливает цену, которая  будет равна предельным издержкам  и одновременно равна средним  издержкам. Равенство цены и средних  издержек означает, что конкуренция  вынуждает фирму на конкурентном рынке производить товар в  точке минимума средних издержек и устанавливать цену, которая  соответствует этим издержкам. Очевидно, что в этом случае потребители  выигрывают от наиболее низких цен  на продукцию, при издержках преобладающих  в данное время. Кроме того, на конкурентном рынке отсутствуют издержки на рекламу, которые также ведут к снижению цены.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе  и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде  каждая фирма может выбрать и  реализовать наиболее эффектный  вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

Выбор конкурентной стратегии для фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции  должен проводиться с учётом основных характеристик этого рынка, выбирая  в основном из двух видов конкуренции  – ценовой и неценовой.

Равенство цены и предельных издержек показывает, что ресурсы распределяются так, чтобы произвести совокупную продукцию, состав которой наилучшим образом  соответствует предпочтениям потребителя.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе  и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде  каждая фирма может выбрать и  реализовать наиболее эффектный  вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм. Изменение издержек в долгосрочном периоде позволяет  фирме правильно выбрать размер предприятия. Если фирма расширяет  производство, то на начальном этапе  сказывается положительный эффект масштаба и издержки на единицу продукции  снижаются. Однако при дальнейшем увеличении размера предприятия эффект масштаба становится отрицательным, средние  издержки увеличиваются.

В данной курсовой работе были рассмотрены основные принципы взаимосвязи издержек производства, а также условия равновесия фирмы  при рыночной структуре совершенной  конкуренции. Производство без некоторых  издержек вообще невозможно. Можно  сделать однозначный вывод, что  проблема издержек очень актуальна  на сегодняшний день.

Информация о работе Долгосрочное равновесие отрасли с неоднородными фирмами в конкурентной среде